Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Люди! Вас обманули! Дизайн - это совсем не то, что вы думаете!


Информационный Канал Subscribe.Ru

поговорим о странностях дизайна выпуск 12 (если не ошибаюсь ) Всем присутствующим большой рахмат! Сегодня я хочу отвлечься от менторства и поговорить на тему, которая для меня выглядит гораздо более принципиальной и требующей серьезного внимания. Кратко ее можно сформулировать так: "А кому все это вообще надо, или как учить учиться?". Эта предательская мысль закрадывается в время от времени в голову. Особенно сильны ее приступы у меня последний год. Как я уже сообщал сообществу, я пристрастился прилетать по ночам в один из наших университетов и пить кровь невинных младенцев, в смысле - студентов.( Я сейчас не буду обсуждать, с какими толстокожими носорогами приходится иногда иметь дело - зубы стерлись!) Суть в другом: уметь самому и обучить другого, как говорят, две большие разницы. Спор между сторонниками той или иной методы иногда возникает и вмаленьком виртуальном сообществе, в котором я периодически изливаю свои горькие слезы. Это профи, высокого класса и широкого кругозора. Не обязательно, что профи именно в изо/дизо, есть и другие . Но аргументацию и накал страстей различия в специальной компетенции не снижают. Ниже помещу фрагмент такой дискуссии. Поскольку я не брал у каждого участника разрешения на публикацию под полным именем, оставлю их под инициалами. Смысл от этого не убудет. -------------------------------------------------------------------------------- Отцы и дети или Мэтры и миллимэтры. Андрей Приветствую всех входящих, (кто забыл сигареты - угощу). Все уведенное и прочитаное очень меня заинтересовало. Попытаюсь изложить. Работая в региональном РА (Закарпатье) нахожусь за некой ширмой, интуиция подсказывает что "там" круче, "там" свободней, а факты (например: присылаемые из сетевых агенств макеты для размещешия в региональной перессе) указывают на то что кич процветает... Отдушину нашел... Если никто не против - буду частым гостем. Наступного разу постараюсь быть по-конструктивней. Е.Р. Интуиция вероятно Вас подводит. Ничего тут не круче. Наоборот! Последние выставки и фестивали рекламы это доказывают, как нельзя лучше: самые интересные ходы сейчас, как раз выдают ребята из регионов. Столичные агенства уже основательно растранжирили все свои преимущества, любуясь собой, не замечая вокруг никого больше кроме себя. По части идей в сетевых агенствах всегда было плохо. Разве может, например, направленное сюда западное лицо на должность художественного руководителя РА, не знающее языка, его смысловых тонкостей, менталитета, истории и пр. "родить" (или оценить) через переводчика хороший рекламный текст, например? Как правило всё ограничивется уже проверенными штампами и банальными ходами. Вообще рекламист не может полноценно работать на чужбине, это проверенно и доказанно многими фактами. Смешно было наблюдать на последних фестивалях, как ходит это самое буржуазное лицо по залам со свитой и переводчиками и пытается врубиться в чужую каламбуристую и засленгованную идею. Переводчик тоже видать плохо русский ( не говоря уже об украинском ) понимает .... Представляете как этот "посажённый генерал" - председатель кагого- нибудь жюри, может оценить ту или иную вещь? Отень и очччень приблизительно. Тут ведь столица "европейской" державы как была глухой провинцией, так ею и осталась по сей день, со всей своей неизменной местячковой тягой ко всему заграничному. Гол-л-л-л-андскому! А "генералы" между прочим оплачиваются, помимо прочего, почасово. Там ( т.е. здесь) тариф у них не ниже 200 долларов в час. Вот и думают наши "жирные" клиенты: раз они такие деньги плАтят, то умнее уже никто рекламу не сделает. Тем более, что они там, на Западе, якобы в рекламе больше понимают. Вот и имеют, что имеют... Андрей Угумс. Вот и рвем ... тут. Раскручивать приходиться не так себя, как рекламу вааще. Хорощо команду сколотили с кучей энтузазизма. Положительных моментов конечно много, но к ценам люди все никак не привыкнут. Вот выпустили "конкуренты" каталог, успели раньше на неделю, но качество(??!!) - у них дезигнером работает чел, который у нас водителем работал. Зато им все поапладировали :-)))....... Пока наш не увидят. Поточный вопрос: почему клиент, который учавствует и в нашем каталоге и в конкурентном, одобрил макет лишь тогда, когда я ему 4 идеи принес, потом 1 реализованую, а потом эту же, но с доработаным текстом. И тут я вижу: клевый мужик (этот клиент) - понравилась ему идея хорошая, признал, поучаствовал. А у конкурентов в каталоге - кич. Даже не вериться....,а вроде бы один и тот же чел (ух нажаловался). И еще, кто может помоч? Как воспитать новое поколение? Никогда не преподавал, а тут придется.... Кадров подготовленных нет - будем сами делать. пи.си.: (к хозяевам) сделайте пожалуйста форму для реплики чуть больше :-))) Е. Р. Андрей, Вы затронули две интересные темы. Ценовая политика - раз. Обучение учеников - два. В первом случае предлагаю Вам начать разговор на новой странице. А я пока выскажу свой личный взгляд по поводу преподавания чего-либо, отвечая тем самым на Вашу просьбу. Мой опыт в этом вопросе сводится к двум наблюдениям, которые являются вполне очевидными. Первое: хороший мастер - не всегда хороший учитель. Он всё делает автоматически, руководствуясь интуицией больше, чем накопленными знаниями. Последние однажды получив и синтезировав, он применяет не задумываясь и никоим образом не анализируя сам процесс работы. Всё происходит у него, как бы само- собой. Поэтому он часто и не в состоянии враз обьяснить, почему то или это, он сделал именно так, а не иначе. Другими словами, ему легче самому показать, чем обьяснить. Таким был мой незабвенный учитель рисования в художественной школе Лев Семёнович Призант. Он просто усаживался и начинал рисовать, в то время как всем оставалось только с завистью наблюдать, открыв рот за его спиной. Потом я, как кино, многократно покручивал "записанное" в своём мозгу, и одновременно заставлял свою руку двигаться по той же самой траектории, с теми же нажимами и пр. Это был для меня самый эффективный способ обучения. И никакие слова, не подкреплённые "кинопоказом", не работали так как очередная "серия фильма". Тут лучше было один раз увидеть... Такие учителя, как правило жёсткие и справедливые, хотя нетерпимые и несколько раздражительные люди. Они не понимают, как кто-то может не видеть, или не чувствовать то, или другое. Оценки их всегда строги, заслуженны, без поблажек. Есть другие. Эдакие "божьи одуванчики". Эти больше обьясняют, формулируют, общаются, открывают банальные "секреты мастерства", формируют увлекательные уроки, от которых чаще всего, мало пользы. Такие хороши на начальном уровне, для работы с маленькими детьми, для введения их в мир эстетики. Сами они, как правило, не совсем удавшиеся специалисты, нашедшие своё призвание в работе с людьми. У этих всегда и на всех хватает терпения, внимания, пластилина, и цветных аппликаций на тему 8-го марта. Второе: всё зависит, в первую очередь, только от самого ученика. От его личного умения прокручивать "кино", уметь подражать, имитировать, и самое главное: анализировать увиденное. Я лично глубоко убеждён, что учатся дизайну единицы. Вот Вам ещё пример. Есть люди склонные к анализу настолько, что не имея никакого специального образования они способны преподавать и писать учебники. Дмитрий Кирсанов написал популярнейший учебник по вэб-дизайну. Для начинающих это - откровение господне. Сам же автор, как, Дизайнер, ничем особенным не блещет, а вот педагог - супер. Он заставил меня прочитать его труд от начала до конца. Я понял, что он вздумал сделать то, что никто и не думал до него делать, ввиду очевидной абсурдности самой идеи: научить видеть и чувствовать. Толпам примитивных "дизайнеров" вдруг показалось, что прочитав одну единственную книжку, эдакую "Библию", они "автоматом" получат путёвку в жизнь. Нет! Если говорить откровенно: там есть каой-то ликбез, не без того, однако и не более того. А вот более... Этому не учат, этому учатся сами. SherKhan 26.07.2002 01:37 Ученик. Вот главный в процессе. Учитель - это катализатор. Не более. Инертный такой, но необходимый, чтобы реакция прошла за 5 лет, а не за 25. И естественно, что "растение", которое не ВИДИТ, но хочет (в ввиду модности и после прочтения СамиЗнаетеУКого статей о ценности и цене за дизайн) быть "дизаГнером", ничему не научить. До уровня "обезьянки" - да, а так - нет. И ЕДИНСТВЕННЫЙ способ обучения толковых людей - это тот, по которому действовал Лев Семёнович для многоуважаемого Е.Р. или Петр Прокофьевич для меня. А вот с чем я согласен у того-же СамиЗнаете..., это то, что на территории ЭксСССР (без прибалтики) хороший дизайн проживает в Москве (куда-ж без нее, родимой), Питере (глупо было-бы, если-б было иначе) и НА ТЕРРИТОРИИ ВСЕЙ УКРАИНЫ. Во как! Но! Важно не иметь, а не потерять. И причиной тут (не соглашусь с Евгением Р.) не самодовольство крупных РА, а банальность подходов к нуждам персонала во всех РА. А вот если-бы у ШирокоИзвестногоТёмы в конституции его студии не было-бы записано 19 пунктом (выбрано случайным образом, она вся хороша), что, дословно: "...Не допускается конфискация в безраздельное личное пользование чужих пепельниц, кофе, табачных изделий, чайных ложек, конных заводов, казенного и частного племенного скотоводства и птицеводства и проч. ...", думаю люди-бы менялись быстрее, и работа была-бы абсолютно другого уровня. Меня лично как-то уволили из крупного РА с интересной устной формулировкой "Не должно быть незаменимых сотрудников!" Как разительно от Тёмовской "Незаменимые у нас есть!" Все. Приятной вам дискуссии! Андрей ...спасибо Шархану и автору за дельный совет. Но есть еще вопросы: - с какой интенсивностью усложнять задачи? - если есть замечания к его работе, то в какой форме это выдать (мягко или не очень мягко)? - стоит ле делать образцово-показательные выступления (боюсь навязать свой стиль)? Sher Уважаемый Андрей! Начинающего специалиста, по моему мнению, чем раньше тем лучше нужно отпускать "летать". И следить за "полетом". А потом высказывать своё мнение, и то в ненавязчивой форме: дескать "я-бы поработал над стилистикой", "вот здесь ты (Вы) допустил(и) тактическую ошибку", "взгляни(те) сюда, глаз не режет?" и слушать доводы. Если процесс идет нормально, то вы услышите контр-доводы, поймете молодую неуёмную душу и самоё себя. А задачи нужно давать те, которые можете решить сами, вне зависимости от сложности. Есть методы и приемы, и очень часто случается, что воспитаник находит простое решение там, где Вы видите трудную задачу. В конце-концов он Вам просто напарник. Иг. С. Учить - это понять самому, чего же не понимает ученик. Если учишь "с нуля", говори только о главном: пропорциях, движении, массах, симметрии и асимметрии, динамике и статике и сравнивай, сравнивай. Минимум раз за урок переверни ученику взгляд на мир - сначала поймет 30%, через годы будет благодарен. Учить того, кто сам умеет - это тяжело... Ив. С. (Iv) Разные школы практикуют разные подходы к обучению. Например, европейская профессура читает студентам лекции, формирует специальные задания и следит за их выполнением. А вот прославленные итальянские автодизайнеры предпочитают другую методику. Мастер творит, ученики внимают и набираются ума. Какой путь эффективнее ? Кто знает. Е. Р. Уважаемый Игорь, Ваша ремарка хороша для тех редчайших лиц из нашего цеха, кто жизни себе не видит без преподавания. Мне кажется, что если ты - не профессиональный педагог, то и беспокоиться о том "понимает или не понимает", нет необходимости. Это проблемы ученика. Мастер не обязан иногда даже и объяснять что-либо. Я повторяю: мастер и преподаватель - разные люди. Это последний пусть волнуется о результатах своей основной работы. Именно за это ему часто деньги платят. Мастер, это скорее, - природное явление. За ним нужно внимательно наблюдать, принимать таким, какой есть и делать выводы. А главное: молчать и слушать! Молчать и слушать! Иначе он не "ваш" мастер... О. Ш. Гоббс: "Обучение мало кому приносит свои плоды, кроме тех, кто к нему предрасположен, но им оно почти не нужно". В рамках той терминологии, что применялась здесь ранее, мое мнение примерно такое: Преподаватель - тот, кто обучает формализованным приемам, ремеслу. Преподаватель не обязан уметь делать, но обязан уметь передать знание того, как нужно делать. Мастер - тот, кто оказывает влияние 1) значительностью своей личности; 2) иным масштабом понимания задач и 3) настандартными и-или неформализуемыми умениями(порядок произвольный). Преподаватель обязан дать обучаемому. У мастера обучаемый берет сам. Или не берет. Или берет частично. Ив. С. (Iv) Прекрасно сказано, Олег. Все так и есть. Кстати, о моделях взаимоотношений учителя и ученика хорошо изложено в книге И. Акимова и В.Клименко "О ПРИРОДЕ ТАЛАНТА". Будет время, поделюсь. -------------------------------------------------------------------------------- Всем пока, до встреч в эфире. Антуан Семирамидский Ежли шо, заходите: land@net.lg.ua --------------------------------------------------------------------------------

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.arch.grafica123
Отписаться

В избранное