Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Живопись Николая Рериха

  Все выпуски  

Алтайский цикл картин Николая Рериха. Часть 2


ЖИВОПИСЬ НИКОЛАЯ РЕРИХА

Несколько картин «Алтайского цикла» объединены одной темой — легендой о Чуди.

 

«Чудь подземная (Чудь под землю ушла)». Картон, темпера, 51 х 76. Картина написана в 1913 году, до посещения Рерихом Алтая, находится в Новгородском историко-художественном музее.

«Чудь подземная» (1929 – 1930). Холст, темпера, 89 х 148. Находится в частном собрании, США. Известен и набросок к этой картине.

В разных странах Н.К.Рерих слышал одну и ту же легенду, как некий святой народ, не желая утратить своей свободы, ушёл под землю, в других вариантах — под воду. «Среднеазиатское предание говорит о таинственном подземном народе агарти. (...) Вспомним русское предание о таинственной чуди, ушедшей под землю от преследования злых сил. Священная легенда о подземном граде Китеже ведёт в тот же тайник»15.

«Среди историй о подземных городах рассказ о Керженце под Нижним Новгородом обладает особой красотой. (...) В Карпатах Венгрии существует много подобных преданий о неизвестных племенах, великанах-воинах и таинственных городах»16.

В горах Алтая, в прекрасной высокогорной долине Уймон, седой старовер рассказывал Рериху о чуди, указывая на каменные круги древних погребений: «Вот здесь и ушла чудь под землю. Когда Белый Царь пришёл Алтай воевать и как зацвела Белая берёза в нашем краю, так и не захотела чудь остаться под Белым Царём. Ушла чудь под землю и завалила проходы каменьями. — Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла чудь. Когда вернётся счастливое время и придут люди из Беловодья, и дадут всему народу великую науку, тогда придёт опять чудь, со всеми добытыми сокровищами»17.

А вот как несколько лет назад рассказывал эту же легенду наш современник, старожил Верхнего Уймона Лука Осипатрович Огнёв: «''Давным-давно не росла в Уймоне белая берёза. И поняли люди, что надо им будет идти к Белому царю. Не захотели люди ему подчиняться за то, что он преследовал праведников. Выкопали они большие-пребольшие ямы, поставили в ямы столбы, на столбы крышу, навалили на крышу камней и земли, а потом притащили в яму весь свой скарб, загнали туда же скотину, привели все свои семьи и подрубили столбы. Эти ямы можно и сейчас в Уймоне тамо-ка за притором увидеть. И долго ещё народ находил в этих ямах самые разные вещи. И называли эти ямы у нас в Уймоне чудью...''

Говорят, что слово ''чудь'' произошло от слова ''чужой'' — в том смысле, что народ, захоронившийся камнями, был для нас неведомым, чужим. Но в Уймоне считают, что слово ''чудь'' как-то связано с чудом, с тем, что удивляет нас и кажется странным, но только на первый взгляд. И до сих пор в Уймонской долине многие верят в то, что есть где-то заветные места, куда ушла тайными тропами неведомая чудь и куда попада'ли в разные годы праведники с Уймона и Бухтармы»18.

Продолжением темы народа, ушедшего со своими сокровищами в подземелье, является картина «Клад захороненный», относящаяся к «Героической серии» (помещена на последней странице журнала). Есть два её варианта, написанные в 1917 году (47,5 х 75,0. Музей Николая Рериха в Нью-Йорке) и в 1947 году (холст, темпера, 91,4 х 152. Собрание С.Н.Рериха).

Приводим диалог двух старейшин из пьесы Н.К.Рериха «Милосердие», где говорится о таких захороненных кладах: «1-й старейшина: ...Дни безумия уже кажутся далёкими. Их отделяет от нас воскрешаемое знание. Кое-что мы успели записать. И сохранить. На­ши тайники никому не известны. Подземные клады стали сказкою. Уже давно не живут построившие их.

2-й старейшина: Но о ходах ещё говорят.

1-й старейшина: Говорят, но ничего не знают. Остались молва, сказки. Но найти их ещё нельзя. Сквозь эти скалы ни глаз, ни сердце, ни рука ещё не проникнут. Ещё нужны тайны»19.

Н.К.Рерих пишет: «Если без предубеждения вы терпеливо отметите на своей карте все легенды и предания такого рода, вы будете удивлены результатом. Когда вы соберёте все сказки о потерянных и подземных племенах, не будет ли перед вами полная карта великих миграций? (...) Так знает память народа!»20

 

«Победители клада». Написана в 1917 году. Яркий свет бьёт из пещеры, но люди уже не спускаются в неё, а выходят наружу и выносят в мешках сохранённые до времени сокровища. Эти символические мешки означают тайные знания. Пришли сроки, наступило счастливое время, когда можно открыть людям захороненные клады на благо всего человечества. «...Как апофеоз героического подвига... мы видим ''Победителей клада'' — четыре фигуры выносят Огненное Сокровище из горных ущелий, — пишет П.Ф.Беликов в книге «Рерих. Опыт духовной биографии». — Характерно, что в 1947 году Рерих, как бы подтверждая исполнение завещанного, повторяет первую и последнюю картины ''Героической серии'' — ''Клад захороненный'' и ''Победители клада''. Учение Жизни принесено человечеству. То, что в 1917 году только ещё намечалось сделать, было исполнено»21.

 

Следующая картина на эту же тему — «Богатыри проснулись» (1940). (Помещена на обложке журнала). Холст, темпера, 91,4 х 152. Из собрания С.Н.Рериха, в настоящее время находится в Государственном музее искусств народов Востока, Москва.

Л.Цесюлевич пишет: «Здесь та же пещера, что и в картине ''Подземный народ'' [или ''Чудь подземная''] (1929 – 1930), но на первом плане глыба земли. В ней очертания окаменевших фигур богатырей, спящих вековым сном. Рядом мечи, щиты. Некоторые из богатырей уже просыпаются, приподнимаются. А у выхода из пещеры стоят уже готовые к бою воины и вождь в красном плаще. Из самой Земли-Родины рождаются герои, её защитники. Картина написана в 1940 году, когда вторая мировая война уже гремела в Европе и когда можно было предвидеть нападение фашистской Германии на Советский Союз. Здесь Алтай, его земли — символ неисчерпаемой силы народа, готового защитить свою землю»22. Богатыри просыпаются в час, когда нужно спасти и защитить Родину.

«''Богатыри проснулись'' сейчас пишется. Посвящается великому народу русскому, — пишет Н.К.Рерих в статье «Великому русскому народу». — Ког­да-то слагали былину ''Как перевелись богатыри на Ру­си'', но тогда же верили, что проснутся они в час суждённый. Выйдут из гор, из пещер, и приложатся к строительству народному. Вот и пришёл час»23.

«Русь всегда склонна к мирному преуспеянию, но остерегись разгневать её, остерегись вторгнуться в её священную землю. ''Проснулись богатыри!'' И уже не задремлют на несменном дозоре»24.

«Просвет в скале» (1942). Картон, темпера, 30,5 х 45,7. Находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Изображённый на ней горный пейзаж и пещера — такие же, как на картине «Богатыри проснулись».

 

«Победа (Змей Горыныч)» (1942). Холст, темпера, 76,2 х 122. Картина входит в «Богатырскую серию», написана в годы второй мировой войны, задолго до победы, в которой Николай Константинович никогда не сомневался. На этой картине он изображает воина в древнерусских доспехах, сразившего дракона. Воин напоминает одного из героев картины «Богатыри проснулись» — это обобщённый образ Ивана Стотысячного, отстоявшего свою Родину в тяжёлой войне.

На втором плане картины — сияющие вершины Белухи, изображённые в том же ракурсе, что и на этюде, хранящемся в Лувре. Белуха — как символ непобедимости Родины. «Победа! Победа! И сколько побед впереди!» — писал Н.К.Рерих в 1945 году.

В том месте, где у Змея Горыныча лапа, можно рассмотреть ещё одно чудище. Голова у змея отрублена, но опасность не миновала, предстоят ещё и битвы, и победы. Потому и говорит Николай Константинович: «И сколько побед впереди!»

3 июня 1975 года в Новосибирске, в помещении спорткомплекса НГУ, была открыта выставка из 112 работ Н.К.Рериха из коллекции Святослава Николаевича Рериха. После её закрытия учёными Академгородка было направлено письмо Святославу Николаевичу с просьбой подарить городу Новосибирску картину «Победа».

19 июня 1975 года на имя академика М.А.Лаврентьева из Индии пришла телеграмма: «С большим удовольствием приношу в дар Сибирскому отделению Академии наук картину Николая Константиновича ''Победа''. В этой картине сочетались его непоколебимая вера в Родину и прогноз великого будущего. Прошу передать мой самый сердечный привет коллективу Академии. Святослав Рерих».

Картина «Победа» выставлена в библиотеке Дома Учёных СО РАН, г. Новосибирск.

 

«Святогор» (1938). Холст, темпера, 122 х 91,4. Из собрания С.Н.Рериха, в настоящее время находится в Государственном музее искусств народов Востока. Н.К.Рерих изобразил Святогора среди Алтайских гор, скалы на заднем плане картины «напоминают вершины Белухи с южной стороны»25.

Былинный богатырь Святогор обитал на Северных горах. Само его имя — Святогор — указывает не только на связь с горами, но и на их священный характер. Писатель К.С.Аксаков говорит, что Святогор «вне разряда богатырей, к которому принадлежит Илья Муромец. Это — богатырь-стихия». Вот как описывается его образ в сказке «Святогор-богатырь»: «Высоки на Руси Святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти. Не растёт там ни берёзка, ни дуб, ни сосна, ни зелёная трава... Только богатырь Святогор разъезжает между утёсов на своём могучем коне... Ростом богатырь Святогор выше тёмного леса, головой облака подпирает, едет по горам — горы под ним шатаются, в реку едет — вся вода из реки выплеснется... Не держит его земля, только каменные утёсы святогорские под тяжестью его не рушатся, не падают, только их хребты не трещат под копытами его коня богатырского»26.

В творчестве Николая Константиновича Рериха образы былинных богатырей, дозорно стоящих на рубежах своей родины, символизируют мощь великого русского народа, его героический дух, несокрушимый в своём устремлении к защите всего благого и созидательного.


 

Примечание

15 Н.К.Рерих. Алтай – Гималаи. С. 43-44.

16 Н.К.Рерих. Шамбала. М., 1994. С. 140-141.

17 Н.К.Рерих. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. С. 238.

18 Р.П.Кучуганова. Уймонские староверы. Новосибирск, 2000. С. 21, 24.

19 Журнал «Современная драматургия». № 1, 1983. С. 197.

20 Н.К.Рерих. Шамбала. С. 141, 144.

21 П.Ф.Беликов. Рерих. Новосибирск, 1994. С.142-143.

22 Л.Р.Цесюлевич. Рерих и Алтай // Перед Восходом. № 5-1995. С. 6.

23 Н.К.Рерих. Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 335.

24 Н.К.Рерих. О Великой Отечественной войне. М.: МЦР, 1994. С. 44.

25 Л.Р.Цесюлевич. Рерих и Алтай // Перед Восходом. № 5-1995. С. 7.

26 Водолей. СПб, 1992. С. 15.


продолжение следует
 
Сибирское Рериховское Общество. Новосибирск. sibro54@mail.ru
При воспроизведении материалов обязательно согласование с СибРО.

В избранное