Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Живопись Николая Рериха

  Все выпуски  

"За морями земли великие..."


ЖИВОПИСЬ НИКОЛАЯ РЕРИХА

У РУБЕЖА

1915 г.

...Мы видим женщину, подошедшую к какому-то пределу. Она стоит перед чем-то неведомым, внимательно вглядываясь в туманные тревожные дали. В облике женщины — настороженное ожидание. Рубеж — это некая веха, грань, за которой должно начаться что-то новое, и нужно в готовности встретить эту ступень жизни.

Н.М. Кочергина. Пламенное Сердце1

 

ЗА МОРЯМИ ЗЕМЛИ ВЕЛИКИЕ
1910 г., картон, пастель, гуашь, 52,3 х 43,7
1910 г., темпера, 60 х 85


Стремительно и неустанно,
С улыбкой светлой, с ясным взглядом,
Стремишься ты за сине море,    
К великим далям неоглядным.

Мечты свершатся. К жизни новой
Ведёт тропа неотвратимо;
И нет сомнений в светлом взоре,
Что всё в грядущем достижимо.

Н.Д. Спирина2


«За морями земли великие» — эта картина была впечатлением побережья. Северянка, навстречу дальнему ветру, мечтает о неведомых чудесных землях, о той сказочной стране, которая живёт в сердце человеческом.

Н.К. Рерих. Эстония3

При несломимой окружающей оседлости не так-то легко было тридцать лет тому назад помечтать, как бы выйти за пределы, за границы — «за морями — земли великие». Но ко всяким таким землям далёким, ко всяким горам зовущим, к высотам вдохновляющим нужно найти какой-то ключ, нужно, чтобы вестник какой-то постучал и позвал.

Н.К. Рерих. Злата Прага4

В разных концах земли женщины мечтают: «За морями земли великие». Именно этот облик женщины, устремившейся к крайнему берегу в осознании суждённых сокровищ духа, казался мне в этой картине.

Н.К. Рерих. Женщинам5

Радостная, раскрепощённая женщина быстро движется вперёд. Здесь удивительно передано её стремительное движение вперёд, к будущему, к Новому Миру. (...) Она хочет познавать мир, она хочет уйти из своей тесной клетки. ...Быть со всем миром, помогать ему и понимать его.

Н.Д. Спирина. Письма Елены Рерих6


За морями времён
Прозреваем великие дали
Небывалых чудес
И свершений
          неслыханных ряд,

И стремимся познать —
Что таится за теми морями;
И спешим приобщиться
Суждённое к сроку
             принять.

Н.Д. Спирина7

 

ДОЧЬ ВИКИНГА
1910 г., фанера, темпера, 42 х 51

Дочь викинга изображена на фоне многочисленных фиордов. Шхеры, бухты, острова — реальный норвежский пейзаж. И в то же время пейзаж, знакомый нам по сагам, историческим хроникам, мифам. Викинги ушли в поход, дочь ждёт. Весь её образ пронизан элегическим настроением.

Е. Сойни. Северный лик Николая Рериха8

ПЕСНЬ О ВИКИНГЕ
1907 г., холст, темпера, 41,8 х 80

«Песня о викинге» — вещь изысканная по благородству красок, серых, синей и бледно-оранжевой: от сбегающего вечера ещё суровее старые стены дедовского дома; белокурая грустная девушка поёт о ком-то далёком, а пред нею, среди сверкающего облака, в яростной схватке сшиблись две призрачные ладьи.

Н.С. Гумилёв. Письма о русской поэзии9


1 Восход. 2008, № 3. С. 10.
2 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. Новосибирск, 2009. С. 246.
3 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 76.
4 Рерих Н.К. Нерушимое. Рига, 1991. С. 209.
5 Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 40.
6 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. Новосибирск, 2007. С. 160.
7 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. С. 246.
8 Сойни Е. Северный лик Николая Рериха. Самара, 2001. С. 44.
9 Гумилёв Н.С. Письма о русской поэзии. М., 1990. С. 260.

 
Сибирское Рериховское Общество. Новосибирск. sibro54@mail.ru
При воспроизведении материалов обязательно согласование с СибРО.

В избранное