Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Живопись Николая Рериха

  Все выпуски  

Живопись Николая Рериха: Исса и голова Великанова (1932) . Выпуск 65


ЖИВОПИСЬ НИКОЛАЯ РЕРИХА

Н.К. Рерих. Исса и голова Великанова. 1932

Н.Рерих. Исса и голова великанова

 

«...НОВАЯ ЭПОХА БЛЕСНЁТ НОВЫМ ОСОЗНАНИЕМ УЧЕНИЯ ХРИСТА»*

Составитель О.Ольховая

В книге «Община» сказано: «Устрашающе подумать, что известное качество сознания ничем не отличается от уровня каменного века. (...) У указа времени не бывает опоздания — вольётся ли оно в чашу сознания или же вознесётся в пространство. Нельзя учесть, когда личное сознание или множитель пространства важнее. И в ту минуту, когда ближайший недослышит, эхо пространства гремит»1.

«Сейчас на наших глазах совершается обновление истины, освобождение её от всего наносного, накопившегося за многие века и мешающего её понять в её чистом, простом и неискажённом виде. Основы всегда предельно просты, но как трудно бывает принять эту простоту ''бредущим по пояс в предрассудках''» — так сказала Н.Д. Спирина в своём «Слове в День Пасхи»2.

В современном мире существует несколько точек зрения на Иисуса Христа.

Согласно учению христианской церкви, Иисус Хрис­тос есть второе лицо (ипостась) Троицы, Бог-сын, который, воплотившись на Земле, взял на себя грехи людей, умер за них, а затем воскрес из мёртвых, что закреплено в Символе веры. Этому представлению следуют огромные массы людей вне зависимости от их образования.

Другие религиозные конфессии видят в нём пророка, религиозного Учителя. Так, в исламе Иисус (по-арабски Исса) считается одним из главных пророков Бога, или Аллаха, чудотворцем, который не погиб, но был вознесён Аллахом живым на небо.

Некоторые буддисты, в том числе Далай-Лама ХIV, считают, что Иисус — бодхисаттва.

Для современного иудаизма, главная особенность которого — ожидание Мессии, личность Иисуса не имеет никакого религиозного значения, и абсолютно отрицается признание его Мессией.

Учёные-атеисты до сих пор подвергают сомнению сам факт существования Христа, рассматривая его как религиозный миф.

Изучение найденных более чем полвека назад в Палестине древних текстов, связанных с христианством, — Кумранских рукописей, или Свитков Мёртвого моря, а также исследование Туринской плащаницы с помощью современных технических средств и методов, о чём оповещалось достаточно широко, не сняли накопившихся вопросов относительно Христа. Наоборот, возникло множество новых, на которые ни наука в её современном состоянии, ни церковь не могут дать ответов.

Последователи Учения Живой Этики считают Иисуса Христа одним из величайших Учителей человечества. Его появление на Земле — событие исключительное для всей планеты. «Значение его мы ещё не в состоянии оценить и вместить нашим сознанием», так как «охватить все грани подвига Христа и Его Учения — вне пределов человеческих возможностей»3.

Как и все древние учения, христианство первоначально имело два круга истин: внешний — для постижения многими и внутренний — для немногих. Эзотерическую основу своего Учения Иисус передавал наиболее близким ученикам. Для малых сознаний Он говорил притчами. Известно, что Иисус не оставил никаких записей своего Учения. По древней традиции Он наставлял учеников устно. И уже ученики по возможности собрали и записали как Его сокровенные беседы, так и рассказанные Им притчи, — это были первые Логии, или речения Иисуса, впоследствии вошедшие в Евангелия4.

Различных писаний об Иисусе было более трёхсот, и только четыре из них вошли в Новый Завет — Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Остальные относятся к апокрифам, то есть книгам, которые не входят в Библейский канон (или Библию). Е.П. Блаватская, глубокий знаток древней мудрости Востока, писала, что значение слова «апокриф» — сокровенный, тайный; но сокрытое часто может быть более истинным, чем то, что открыто.

Говоря о Христе, кратко коснёмся важных исторических моментов, связанных и с Великим Учителем, и с Центрально-Азиатской экспедицией Рерихов, так как сюжеты отдельных картин художника навеяны сказаниями о Христе, услышанными в Азии.

В 1893 году во Франции российским журналистом и путешественником Николаем Александровичем Нотовичем был опубликован текст так называемого Тибетского Евангелия «Жизнь Святого Иссы, Лучшего из Сынов Человеческих». Помимо известных канонических событий в Тибетском Евангелии повествуется о неизвестном периоде жизни Иисуса с 12 до 29 лет, который, по свидетельству этого Евангелия, Он провёл в Индии, в Гималаях, проповедуя среди индуистов. Так впервые в XIX веке европейской науке были представлены сведения о неизвестном периоде жизни Иисуса Христа. (В 1895 году этот текст был издан на английском языке, а в 1910 году — на русском в Санкт-Петербурге.)

Рерихи были следующими европейскими учёными, которые подтвердили подлинность рукописи, опубликованной Нотовичем. В 1925 году они посетили Ладак и расположенный в этой горной области монастырь Хемис, где Нотович обнаружил данную рукопись. Н.К. Рерих связал её с несторианскими источниками. Он записал в своём путевом дневнике: «Буддийский монастырь хранит учение Иисуса, и ламы отдают почтение Иисусу, здесь прошедшему и учившему. Если кто-либо будет слишком сомневаться о существовании таких документов о жизни Христа в Азии, то, значит, он не представляет себе, как широко были распространены в своё время несториане и сколько так называемых апокрифических легенд ими было распространено в древнейшие времена. И сколько правды хранят апокрифы!»5

Позднее, в 1938 году, Е.И. Рерих в письме к Р.Я. Рудзитису, особо отмечая текст, опубликованный в своё время Н.А. Нотовичем, пишет об исследованиях, которые продолжали проводить учёные в этом направлении. В частности, она говорила о статьях доктора философии Артура Роя. Будучи председателем Общества веданты в Нью-Йорке, он опубликовал серию статей об Иисусе Христе, подтверждающих подлинность книги Нотовича, которая является переводом найденного им манускрипта. Кроме того, Артур Рой утверждал, что существует описание жизни Христа в Индии и в другом редком манускрипте — «Натх Намавали», который находился тогда во владении секты садху (называемых натх-йогами), обитающих севернее Бомбея. Елена Ивановна собиралась послать все эти публикации Рудзитису.

Изучающие рериховское наследие знают, что одну из главных задач современной эпохи Н.К. Рерих видел в очищении древних Учений от позднейших наслоений. В своём дневнике Николай Константинович в одном ряду приводит фрагменты из Учений Будды, Конфуция, Христа, которые убедительно раскрывают единство взглядов Великих Учителей человечества.

«Такой высокий и близкий всем народам облик Иисуса сохраняют буддисты в своих горных монастырях. И не то диво, что учения Христа и Будды сводят все народы в одну семью, но диво то, что светлая идея общины выражена так ясно»6. Также Николай Константинович говорил: «Заветы Иисуса и Будды лежат на одной полке»7.

В этой связи в Тибетском Евангелии Николай Константинович особо отмечает тот факт, что Христос, как и Будда, проповедовал в Индии не среди религиозной элиты, браминов, и светской власти кшатриев, воинов, а среди самой униженной части населения: вайшьев — торговцев и шудр — крестьян.

Будучи в Омске в 1926 году, Николай Константинович отметит в своём дневнике, подводя итоги спорам о Тибетском Евангелии: «В газетах пишут о том, что мы "нашли" манускрипт об Иссе. Откуда идёт эта формула? Как могли мы найти то, что известно давно. Но мы нашли большее. Можно было установить, что формула Иссы-Учителя воспринята и живёт на всём Востоке. И на границах Бутана, и в Тибете, и на холмах Сиккима, и на вершинах Ладака, и в хошунах монгольских, и в улусах калмыцких живёт текст манускрипта. Живёт не как сенсация праздничных газет, но как твёрдое, спокойное сознание. То, что для Запада — сенсация, то для Востока — давнее сведение. Пройдя Азию, можно убедиться, как мыслят народы»8.

Таким образом, Рерихи свидетельствуют и утверждают, что пребывание Иисуса Христа в Индии и Тибете — отнюдь не вымысел, это бесспорная истина. После окончания Центрально-Азиатской экспедиции художник не раз в своём творчестве будет возвращаться к образу Христа из древних сказаний Азии.
В ответ на клевету в свой адрес об отступлении от православия он в 1936 году опубликует в одной из харбинских газет Символ веры и подпишется под ним.

Вообще же к образу Христа Рерих обращается более 20 раз.

В 1926 году в Турфане Н.К. Рерих записал легенду, послужившую позднее сюжетом картины «Исса и голова Великанова»: «Как шёл Исса по странствиям. Увидел Исса голову великую. Лежит у дороги мёртвая голова человеческая. Думает Исса: великая голова принадлежит великому человеку. И решает Исса сделать доброе и воскресить эту голову великую. Вот обрастает голова кожею. И наполнились глаза. Вот растёт тело великое. И потекла кровь. И наполнилось сердце. И встал сильный богатырь. И благодарил Иссу за воскрешение на пользу роду людскому»9.

«Здесь необходимо напомнить, что представления Николая Константиновича об эволюции человечества тесно связаны с концепцией, изложенной Е.П. Блаватской в ''Тайной Доктрине'', в которой великаны, описанные в сказках народов мира, являются исторической реальностью», —пишет исследователь Н.В. Сергеева-Тютюгина.

В Библии в Книге Чисел приведены слова Моисея, сказанные во время странствий по пустыне:
«...там видели мы и исполинов... от исполинского рода; и мы были... пред ними, как саранча...» В Коране сказано, что были такие великаны, которые «выше самых высоких пальм». И они смеялись над Ноем, который стал строить ковчег, спасаясь от надвигающегося потопа. Говорили: «Потоп не причинит нам вреда. Мы слишком высокие...» Предсказание о том, что однажды могилы великанов будут найдены, мы находим в Живой Этике: «Приходит время, когда потребуется согласие учёных самых различных областей науки. (...) Найдутся скелеты великанов с предметами, требующими разнородного наблюдения»10.

Из реальных находок на сегодняшний день известно, что трёх-четырёхметровые гиганты были не самыми большими. Завоёвывая Америку, испанцы обнаружили в одном из храмов ацтеков скелет ростом в 20 метров и послали его в подарок Папе Римскому.
А в одной из шахт штата Огайо в начале XIX века археологом был обнаружен череп диаметром 2 метра. Такой череп должен был принадлежать человеку ростом под 50 метров. Это уже масштаб исполинов, подобных тем, которые смеялись над Ноем перед потопом.

Вот что сказал художник Л.Р. Цесюлевич о картине Н.К. Рериха «Исса и голова Великанова»: «Можно говорить о пяти ключах понимания этой картины. Первый ключ — научный: палеонтология, археология. Скелеты огромных великанов находят повсеместно. Высота взорванных талибами статуй в Афганистане была 54 метра — таким был рост человека. Второй ключ касается легенд. От Р.Я. Рудзитиса я слышал легенду о том, как Исса нашёл в пустыне череп великана со следами удара на лбу и воскресил его. Третий ключ — философский. Огромный череп — это символ материального, смертного. Человек рядом с ним малозаметен, но он бессмертен в сути своей, хотя живёт в материи. Четвёртый ключ — духовный. Череп — символ смерти. Исса — символ вечного духа. Ведь жертва Христа на Голгофе была в том, что Он победил материю. Эта картина радостная, она утверждает победу духа над материей. Пятый ключ — психологический. Картина очень торжественная и светлая. Каждый человек в потенциале имеет в себе такие же способности, как Христос. Если мы разовьём их, мы победим смерть. Вот почему Рерих так любил эту картину»11.

Продолжение следует


 

* Из письма Е.И. Рерих от 26.05.1936. Письма Елены Рерих. Т. 2. Рига, 1940. С. 208.

1 Община. 99.

2 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 1. Новосибирск, 2007. С. 384.

3 Там же. Т. 4. Новосибирск, 2011. С. 201.

4 Евангелие — Благая весть (греч.).

5 Рерих Н.К. Алтай – Гималаи. Рига, 1992. С. 81 – 82.

6 Там же. С. 85.

7 Там же.

8 Там же. С. 277.

9 Там же. С. 204.

10 Мир Огненный. III. 462.

 

 
Сибирское Рериховское Общество. Новосибирск. sibro54@mail.ru
При воспроизведении материалов обязательно согласование с СибРО.

В избранное