Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Архитектура Новгорода и Пскова

В XIV веке развивается большое строительство укреплений Новгорода. С 1302 по 1400 год строятся и перестраиваются стены и башни Детинца. Особое Значение имеет укрепление возникшего еще в XII веке внешнего пояса обороны «окольного города» по обеим сторонам Волхова. В 1335 году началось строительство каменной стены по валам «окольного города», а на концах улиц, подходивших к стене, были сооружены каменные башни. Открытые раскопками остатки этих построек свидетельствуют о их мощности. Каменные башни и стены «окольного города» чрезвычайно обогатили архитектурный ансамбль Новгорода. В исторически сложившейся планировке города заметны черты определенной системы, в частности радиального расположения улиц. Они, как и раньше, были вымощены деревом; летопись сообщает об озеленении некоторых из них посадкой «топольцев» и о наличии больших садов.
Памятники конца XIV и начала XV века, повторяя и упрощая найденные в храмах Спаса и Федора Стратилата решения, не дают ничего принципиально нового. Следует отметить очень стройную по своим пропорциям церковь Иоанна Богослова в Радоковидах (1384) и церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406) с нарядным убранством фасадов. Практические нужды приводят к появлению в XV веке храмов с подклетом — невыделенным внешне нижним «этажом», предназначенным для хранения товаров и ценностей. В технике следует отметить новые черты — возрождение кирпичной кладки и появление железных связей (церковь Симеона в Зверине монастыре,   1468).
Во второй половине XV века в связи с борьбой новгородского боярства против воссоединения с Москвой в новгородском зодчестве нарастают консервативные тенденции. Они с особой силой сказались в строительстве архиепископа Евфимия. По его заказу перестраиваются в старых формах обветшавшие храмы XII века. В борьбе с объединяющей силой Москвы новгородский владыка стремится воскресить и поддержать новгородскую «старину». Евфимий предпринял также обстройку своего «владычного двора» в Детинце каменными зданиями (1422—1443). Главная постройка этого ансамбля — Грановитая палата (1433) — строилась при участии немецких зодчих. Это большое трехэтажное кирпичное здание с главным помещением — одностолпным залом для парадных приемов и заседаний, — перекрытым сводами на нервюрах. В отличие от Грановитой палаты Московского Кремля палата Евфимия несет элементы немецкой готики, чуждые русскому  искусству.
Грановитая палата в Новгороде (1433)

Новгородская часозвоня (1443)
В 1443 году была построена дозорная башня («сторожил») владычного двора, позже названная «часозвоней».   Это   восьмигранный,   сужающийся   кверху   столп, завершавшийся первоначально главкой или высоким шатром с дозорной вышкой.
Воссоединение Новгорода с Русским государством накладывает свой отпечаток на развитие искусства. Памятники Новгорода конца XV — начала XVI века характеризуются сочетанием слабеющих местных новгородских традиций с формами побеждающего московского  общерусского   зодчества.


Материал публикуется по энциклопедии "История русского искусства" под редакцией Н.Г.Машковцева ("Искусство", М., 1957г.).
Сейчас, когда зима уже на пороге, но еще не приносит радости, а золото осени убрано, мы хотим представить выставку работ наших пользователей.

Ждем Вас и Ваше творчество на www.gogol.ru !


В избранное