Цена и ценность скульптуры.

Цена и ценность скульптуры.
Как и кто определяет цену на современное искусство?
Из чего складывается цена бронзовой скульптуры?
Произведения искусства во все века продавались и покупались, выступали эквивалентами
и залогами; их коллекционировали, из них составлялись личные, корпоративные и
национальные сокровищницы. Они имели свою ценность и цену. Как формировалась
эта цена?
Начнем с того, что любое произведение искусства бывает только ограниченного
производства. Скульптура в том числе. Скульптуру, в отличии от живописи, легче
повторить несколько раз. Все же авторское колличество копий бывает только12-15
штук. На каждом новом отливке ставят номер. Потом форму торжественно разбивают
и фиксируют этот факт документально.
Так вот, в отличие от массового производства (сколь бы "эксклюзивным" или "элитарным"
оно ни казалось) произведение искусства невозможно свести к статусу "просто товара".
Тут арт-рынок имеет дело с уникальностью имен и произведений. Соответственно,
главным в установке цены выступает принцип норм, признаний и оценок, а не интересы
рынка.
В силу уникальности произведения искусства оно должно обладать уникальными свойстами
- художественными, эстетическими, культурно-историческими. Основываясь на этих
свойствах составляется ценность произведения.
Товарная стоимость произведения - сумма стоимости материала из которого сделана
работа, зарплаты скульптора, форматора, литейщика, чеканщика, накладные расходы
на транспорт, упаковку и т.д. - составляют не значительную часть от общей ценны
произведения. Львиная часть - это цена за идею, за те уникальные свойства, которыми
обладает работа. И тут ограничений нет. Произведение стоит столько, сколько за
него готовы платить.
Потрогать уникальные свойства произведения не возможно. Но оценить все же можно.
Здесь важно иметь навык, привычку, которая нарабатывается постоянным общением
с искусством.
Если же такого навыка нет или вы сомневаетесь в своей компетентности, то всегда
можно обратиться к профессионалам. Оценщики, музейные работкники, антиквары,
эксперты, галеристы. Они помогут определиться с подбором произведения. Помогут
определить, будет ли работа расти в цене. Музеи, галереи, фонды выступают как
посредники между произведением искусства и покупателем. Они выполняют экспертную
функцию.
Марат Гельман:
"На смену "бедному, непонятому, но талантливому" пришел художник, получающий
признание еще при жизни. Как следствие, немаловажную роль стал играть коммерческий
успех его работ: талант стал измеряться, помимо прочего, и в ценовых показателях.
Современное искусство в определенном смысле является инвестиционным инструментом.
Бизнес на искусстве очень похож на операции с ценными бумагами: художник эмитент,
выставка эмиссия, произведение искусства пакет акций. Речь идет не о механической
операции "купил-продал", это сложное инвестирование. На рынке искусства есть
свои "голубые фишки" всемирно известные художники, вкладывать деньги в которых
абсолютно безопасно, есть "темные лошадки", на которых можно крупно выиграть
или крупно проиграть. Иногда вложения в современное искусство оказываются фантастически
выгодными: из десятка тысяч художников в историю искусства попадут немногие,
и если угадать кто, то выигрыш может быть тысячекратным. Но такая удача редкий
случай. В среднем прибыль не больше, но и не меньше банковских процентов.
Перспективы рынка современного искусства в России теоретически можно считать
головокружительными. На Западе традиция коллекционирования никогда не прерывалась
и произведения современных художников должны выдержать жесткий отбор, чтобы оказаться
в одной коллекции со старыми мастерами. В России же класс коллекционеров родился
недавно, и теоретически пространство для произведений современного искусства
в частных коллекциях свободно. Тем более что при покупке работы современного
художника снимаются сомнения в подлинности произведения, тогда как при приобретении
работ старых мастеров шанс приобрести подделку весьма велик."
Отсюда и возник этот порадокс на арт-рынке, когда бронзовая пластика 19 века
стит порой дешевле работ современных скульпторов.
Еще один хороший способ покупки произведения искусства - это аукцион. Аукцион
наглядно демонстрирует тенденцию роста цены. К тому же произведение купленное
через аукцион прошло несколько проверок и оценок экспертов, что, конечно, повышает
точность прогнозов на ценность произведения, а так же подлинность.
Интернет позволяет участвовать в аукционе сохраняя инкогнито, из любой точки
мира.
Вы можете сперва ознакомиться с онлайн-каталогом. Его основные отличия от обычного
аукционного каталога уменьшенный объем информации о лотах и худшее качество
снимков. Однако просмотр онлайн-каталогов экономит время и деньги.
Солидные аукционные дома обладают штатом экспертов, которые за определенную плату
проведут дополнительную экспертизу предмета искусства или найдут больше свидетельств
его подлинности.
В любое время можно виртуально перенестись к месту проведения торгов, например
Sotheby's. Интересно, что интерактивный режим позволяет просто наблюдать за происходящим,
но возможно и, зарегистрировавшись, делать ставки. Это занимает очень мало времени
и весьма интересно. В случае победы покупатель оплачивает выигранный лот, а администрация
аукциона высылает товар прямо на дом новому владельцу.
Темп аукционных торгов очень высок, что требует от покупателя и аукциониста постоянного
внимания и быстрой реакции. Любая ошибка со стороны как ведущего, так и участника
аукционных торгов может привести к серьезным финансовым последствиям. Поэтому
к любому аукциону лучше тщательно подготовиться, проконсультировавшись со специалистом.
Удачных вам преобритений!
Екатерина Коваль.
В новом торговом центре "Ярамарка Увлечений" (Щелковское шоссе,3) открылся выставочный
стенд с моими работами.
Так же их можно посмотреть и преобрести через сайт
www.kowal.ru (http://kowal.ru)