Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Армения

  Все выпуски  

Армения #42


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru

Рад снова приветствовать вас после столь долгого перерыва.

Ниже представляю вам отрывок из только что вышедшей к 1700-летию христианства в Армении и 1550-летию Аварайрской битвы книги "Армянская эпопея V века". Первую часть, которая называется "Армянская эпопея V века: от Аварайрской битвы к соглашению в Нуарсаке", представляет собой изложение доктором исторических наук К.Н. Юзбашяном политической истории и общественного устройства Армении в тот период, событий, связанных с движениями 450-451 и 482-484 гг., культурной жизни страны.

Вторую часть издания составляет перевод книги автора V века Елишэ (Егишэ) "Слово о войне Армянской", которая является памятником армянской письменности и отличается высокими художественными достоинствами.

Книга издана при спонсорской поддержке Президента Союза армян России А.А. Абрамяна.

------------------------
Царская власть

Одна из глав "Истории Армении" Мовсэса Хоренаци имеет следующее заглавие: "Об устройстве государства и о том, откуда он образовал нахарарства и какие предписал правила жизни". "Он" - это царь Валаршак, возведенный на армянский престол своим братом, персидским царем Аршаком. По словам того же автора, Валаршак, будучи "мужем доблестным и разумным, уверенно утвердился в своих пределах и в меру своих возможностей установил порядок в жизненном укладе страны; он учредил нахарарства [нахарар - удельный князь] и назначил родовладыками нахарарств достойных людей из числа потомков нашего прародителя Хайка* и из других". Новшества распространялись на уделы, где правили местные князья, на нахарарские роды, города и деревни, на отдельные имения. Это были общие правила, которые касались царской власти и армии, военачальников и правителей отдельных областей. Наука давно установила, что образ Валаршака имеет собирательный характер и восходит в наибольшей степени к Трдату I, основателю армянской ветви династии Аршакуни. Следует думать, что именно с его царствованием связаны многие преобразования в укладе страны, хотя некоторые черты, о которых сообщает наш автор, появились много раньше.

Армянская государственность, как повсюду на Востоке, складывалась в форме царства, греческий источник упоминает об армянских царях уже с VI в. до н.э. Применительно к царю употребляются такие термины, как тагавор и аркай, при этом разница чисто стилистическая. В арамейских надписях армянский царь выступает как малик, для персов он шах, по-гречески же он обозначает себя василевс или даже василевс василевсов (т.е. царь царей).

Власть, по идее, должна переходить по наследству, от отца к сыну, но даже в пределах одной династии этот принцип нередко нарушался. При том, что первый царь армянской ветви Аршакидов утвердился на престоле в 66 г., династический принцип возобладал (и то не без исключений) лишь с конца II в.

На общественной лестнице царь формально занимает самую высокую ступень. Теоретически он обладает неограниченной властью, но в действительности ее пределы зависят от соотношения сил в данный период. Ему приходится все время считаться с волей родовой знати, удельных князей, которые защищают собственные интересы, причем эти интересы далеко не всегда совпадают с государственными. Последний царь из рода Аршакуни, Арташэс, был изгнан из страны также в результате происков нахараров.

Институт царской власти приобрел четкие формы уже в период эллинизма, в это время широко распространился культ царя, обожествление его предков, а затем и самого здравствующего правителя. Из греческих надписей на монетах "царя царей" Тиграна III (20-8 гг. до н.э.) явствует, что он признавался богом, Артавазд I (55-34 гг. до н.э.) стал обозначаться Божественным, а Трдат I именовал себя Гелиосом, т.е. богом Солнца. С приходом христианства подобные определения, конечно, отпали, и царь стал восприниматься как помазанник Божий. Но характер власти, ее пределы оставались неизменными. Именно царь издает законы, он единолично (правда, теоретически) может принять любое решение, может казнить и миловать.

Рассказывая о новшествах, введенных царем Валаршаком, автор сообщает, что "первые законоположения царя коснулись его собственной особы и его дома, прежде всего его головы и короны". Мы узнаем далее, что честь возлагать корону на голову царя была пожалована Багарату, как полагает историк, - основателю нахарарской фамилии Багратуни. Багарат носил титул тагадир, что означает "венценалагатель". Такая должность упомянута и в надписи на арамейском языке, которая относится к царю Арташэсу I (189-160 гг. до н.э.). Подобная должность известна также и в Парфии, правом короновать царя были наделены представители одного из самых знатных родов Сурен.

Роду Багратуни был присужден и титул аспет, но его реальное содержание пока не поддается четкому определению.

У царя, разумеется, имелся отряд телохранителей, который был составлен, по словам историка, из "мужей отборных и храбрых, вооруженных копьями и мечами". Их начальник носил титул малхаз. Эта должность была доверена фамилии Хорхоруни. В Иране при Сасанидах подобную функцию выполнял пуштипанан cалap**. Состав двора предполагал должность наряжающего царскую особу, эту роль играли представители княжеской фамилии Гнтуни. В торжественных случаях перед царем несли знамена с изображением орла (или просто орлов?). Ведали этим Арцруни. Представитель рода Гнуни нес ответственность за вина, подносимые царю. Эти родовые имена наш автор, не задумываясь, производит от арцуи (орел) и гини (вино). Разумеется, была учреждена должность ведающего царской охотой, предусмотрены специальные сокольничие и надсмотрщики над скотобойнями, очевидно, снабжавшими мясом двор. Имелись даже лица, отвечавшие за снег, который, по всей видимости, использовался в морозилках для сохранения продуктов. Это была служба, связанная одновременно с царскими "дачами", выездами за пределы постоянной резиденции (их было две, летняя и зимняя). Учитывая климат, летом имело смысл выезжать в горные, прохладные места. Не с этим ли связано совмещение двух функций одним лицом?

В каком-то смысле царь выступал в качестве верховного судьи, самолично вынося оправдательный или обвинительный вердикт. Как утверждает историк, у царя Валаршака было два советчика, два "напоминателя". При разборе дел один (в письменном виде) подсказывал положительное решение, другой отрицательное. При этом первый должен был удерживать царя, если тот в порыве гнева готов был забыть о справедливости и человечности и вынести несправедливый приговор.

Время от времени царь устраивал во дворце приемы глав нахарарских фамилий. Нахарары должны были занимать места по рангу, и ведал этим церемониймейстер, гахарар. Он обозначается также как спасарар, и этот титул позволяет думать, что ему была подчинена дворцовая прислуга.

Распорядок предусматривал также должность постельничего. В Армении, как и во многих восточных странах (в частности, в соседнем Иране), постельничим мог быть только евнух. Это была важная должность, близость к царю позволяла постельничему широко использовать свою власть. В армянском тексте он назван Хайр-Мардпет. Первое слово означает "отец", второе - "начальник над людьми". Распространено мнение, что эту должность занимали по наследству главы нахарарской фамилии, которая владела кантоном Мардпетакан. Эта точка зрения неприемлема хотя бы потому, что евнухи не могли быть продолжателями рода. По мнению известного американского кавказоведа К.Л. Туманова, мардпетам по традиции жаловался этот кантон в качестве пожизненного владения. Тем самым им присваивались и права, и титул наследственных владельцев.

Как утверждает Мовсэс Хоренаци, Валаршак учредил четыре полка для охраны царского дворца, в каждом по десять тысяч воинов. По тем временам, сорок тысяч воинов - слишком большая цифра, речь может идти об охране царского удела, остана, а не только дворца как такового. Остан же занимал огромную территорию.

Нарисованный портрет представляет армянского царя в идеале, при сопоставлении с действительностью некоторые из перечисленных атрибутов царской власти не обнаруживаются. Тем не менее общая картина передана, как кажется, правдиво. Таков был характер царской власти, которая была упразднена Сасанидами в 428 г.

Примечания:

* Согласно эпическому сказу, Хайк, потомок прародителя Ноя, одолел в единоборстве исполина Бэла, перебрался с чадами и домочадцами в Армению и стал родоначальником армян.

** Чтобы упростить чтение, персидские собственные имена и термины приводятся в их арменизированной форме - так, как они зафиксированы в использованных первоисточниках.

К.Н. Юзбашян
---------------------

Продолжение в следующих выпусках.

Загляните на недавно вышедший сайт www.genocide.ru.

Всего доброго.
Ваш,

Ведущий рассылки Ара Акопян
hakopian@mtu-net.ru; hakopian@freenet.am

Армянский интернет-журнал "Аздарар"
http://www.armenia.ru/azdarar

Архив рассылки - http://subscribe.ru/archive/culture.armenia



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное