Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

XIX век: светская культура

  Все выпуски  

XIX век: светская культура. О дамской верховой езде. Часть 4




Добро пожаловать в мир XIX века - эпоху быта и культуры дворянства!
Данная рассылка рассчитана на широкий круг читателей и имеет цели:
- общеобразовательную - для тех, кто увлекается данным периодом;
- объединяющую - для желающих погрузиться в эпоху через создание костюмов и участие в мероприятиях.
В рассылке будут рассмотрены разнообразные темы о быте и культуре дворянства: история и персоналии, изменчивость и капризы моды, крой и шитье костюмов, этикет на все случаи жизни, балы и танцы, а также светские мероприятия в стиле 19-го века, проводимые во многих странах мира, участником которых можете стать и вы.



Доброго времени суток, судари и сударыни,


     
Предпоследняя часть, повествующая о дамской верховой езде, из журнала «Модный свет» за 1886 год.
_____________________________________________


АНОНСЫ


     Уважаемые дамы и кавалеры, приглашаю вас на долгожданную лекцию коллекционера и историка моды Антона Приймака о дамском белье периода 1800-1914 годов.
     Вы узнаете о корсетах, кринолинах, турнюрах, и о многом другом!
     С наглядной демонстрацией (при помощи слайдов) и подробным повествованием по данной теме.
     И с возможностью примерить изготавливаемые Антоном исторически достоверные кринолины и турнюры!
     2-е ноября, 11.00-15.00, Санкт-Петербург, ул. Ак.Лебедева, 19.
     Бронируйте билеты прямо сейчас, количество мест – всего 20!
     Стоимость четырехчасовой лекции составляет 1000 руб.
     Обращаться по тел. +7 921 307-14-27, Мария Дмитриева.

     Уважаемые дамы и кавалеры, живущие в Праге
     Хочется, чтобы мы собирались чаще с целью общения на темы быта и культуры любимой нами эпохи.
     Когда: раз в несколько месяцев (потом будем чаще);
     Где: в одном из антуражных кафе Праги;
     Формат встреч: взаимные обсуждения (не лекции!) по заранее запланированным темам, например: «Творчество Достоевского», или «Мемуары и дневники людей второй половины XIX века», или «Мода эпохи модерна» и проч. и проч.;
     Язык общения: согласно пришедшим участникам (русский, чешский, английский);
     Стоимость участия: бесплатно; рекомендуется заказ кофе/чая/вкусностей по меню в кафе;
     Главное: каждый участник приходит с целью обсудить (!) указанную тему, т.е. уже подготовленным, чтобы было о чем сказать по заявленной теме.
     Ближайшее мероприятие: 23-го октября (четверг), от 18.00, Cukrárna Alchymista, Jana Zajíce 975/7, 170 00 Praha 7.
     Тема для обсуждения: «Светские мероприятия в XIX веке».
Просьба обязательно предупредить заранее (!) о своем присутствии (тел. 775 384 510, xixcentury@mail.ru)

     Уважаемые дамы и кавалеры,
     Приглашаются все желающие участвовать в светском выезде в театр в Санкт-Петербурге, в ноябре-декабре сего года, дресс-код установлен на период 1830-1850 гг.
     По вопросам участия обращаться к Марии Дмитриевой, тел. +7 921 307-14-27.

_____________________________________________


     В дальних поездках практично брать с собой плед, который может быть свернут и прикреплен к седлу, если наездницу не сопровождает грум, так как очень неприятно остаться без защиты, когда неожиданно разразится непогода. Внутри юбки укрепляются пажи, которыми подхватывается платье, когда наездница сходит с лошади и хочет пройтись пешком, так как носить платье в руках тяжело и обременительно.
     Теперь можем перейти к самой верховой езде. Как мы уже указали, необходимо, чтобы наездница, прежде чем ездить на открытом воздухе, прошла полный курс верховой езды в манеже. Она не должна показываться публично, как бы смирна не была ее лошадь, ранее чем ее сидение и манера держаться не сделаются безупречными, и пока она твердо не научится управлять поводом и аллюрами лошади. Зима есть время учения и работы; весна и лето — времена применения и наслаждений. Осенью можно перейти от прогулок по ровному месту к охоте в холмистых местностях и к травле; таким образом искусство наездницы подвергается поверочному экзамену.
     Еще несколько слов о том, как наездница должна садиться и сходить с лошади. Если наездница не ознакомилась с животным, которому она намеревается довериться еще в конюшне, то пусть перед тем как сесть на него приласкает его рукой и ласковыми словами, не мешает также при этом дать лошади с ладони какое-нибудь лакомство, например сахар или морковь, и повторить тоже самое после поездки; лошадь будет очень благодарна за это и научается узнавать и любить свою госпожу. В то время, как конюх держит лошадь под уздцы, наездница становится правым плечом к седлу, кладет правую руку, в которой держит поводья, на верхний рог, левую — на плечо наклонившего кавалера или учителя, а левой ногой опирается на его сложенные вместе руки. Кавалер считает до трех, на третьем разе дама отталкивается ногами от земли и от рук кавалера перпендикулярно кверху, одновременно помогая себе обеими руками, причем кавалер, выпрямляясь, содействует ее поднятию; один момент она стоит на его руках и затем тихо опускается в седло. Это самый элегантный и удобный для дамы способ садиться на лошадь, так как не всегда имеется подножка. Усевшись в седло, наездница приподнимает амазонку над правым коленом и кладет ногу на рог в то время, как кавалер вдевает ее левую ногу в стремя; затем она еще раз приподнимается, чтобы совершенно оправить складки амазонки и берет в руку поводья. После чего можно тронуться в путь. Поводья мундштука наездница держит в левой руке, а в правой — хлыст. При езде на мундштуке мундштучные поводья выравниваются и продеваются сквозь петлю трензельных, которые затем и висят на них совершенно свободно; потом, поместив безымянный палец левой руки между мундштучными поводьями, пропускают их вверх по ладони, и сжав кулак, держат его над правым коленом. При езде же на уздечке поводья разбираются соответственно руке и пропускают повод между безымянным и мизинным пальцами, вверх по ладони, опускают конец его поверх указательного и, сжав кулаки обеих рук, придерживают поводья большими пальцами. Наездница может сесть на лошадь и без помощи кавалера, и тогда только приставляется к боку лошади, под стремя, табуретка, на которую наездница становится. При таком способе влезания наездница садится на седло тоже в три приема. А именно: по первому, стоя на табуретке, она вставляет свою левую ногу в стремя и, взяв в левую руку поводья, упирается ею и средний рог, а правой в сидение седла; по второму — отталкивается правой ногой, выпрямляя левую, поворачивается спиной к лошади, садится на седло боком и вынимает ногу из стремени, а по третьем поворачивается лицом к голове лошади, перекидывает правое колено через средний рог, вставляет левую ногу в стремя и разбирает поводья. При этом способе с правой стороны лошади непременно должен кто-нибудь стоять, чтобы лошадь во время влезания на нее не могла отодвигаться в сторону. Ловкие наездницы при обоих способах влезания соединяют второй и третий приемы в один и таким образом одновременно садятся на седло и закладывают ногу на рог.
     Слезание с лошади происходит в обратом порядке. Правую ногу перекидывают через рог, на который кладут правую руку, левой же рукой опираются на плечо кавалера; затем, когда нога выдернута уже из стремени, кавалер медленно опускает даму на землю. Молодые наездницы могут свободно соскакивать с седла, подав левую руку кавалеру, который должен стоять отступя на один шаг от лошади.
     Итак, мы рассмотрели, как наездница должна садиться и сходить с лошади, а теперь займемся манерой сидеть и управлением поводьями, которые составляют основание искусства верховой езды. Хорошая манера сидеть придает наезднице элегантность и уверенность, а умение управление поводьями необходимо для ведения лошади, и оно только тогда достигает во всех отношениях своей цели, когда наездница так плотно сидит в седле, что совершенно не зависит от управления поводьями. Чтобы добиться положительного господства над лошадью, необходимо и то и другое, потому что ошибочно полагать, будто власть над лошадью зависит только от управления поводьями. К сожалению, мы не можем входить в подробности относительно этого весьма важного для верховой езды пункта и ограничимся только указанием на то, что управление задней половиной лошади достигается правильным распределением тяжести на ее спине, что составляет основу искусства верховой езды, а для берейтора основание дрессировки верховой лошади.
     Так называемый перед лошади, к которому относятся голова, шея, плечи и передние ноги, не следует отягощать для того, чтобы его движения были свободны, так как он самой природой обременен в достаточной степени головой и вытянутой вперед шеей; от области почек до плеч туловище служит для сидения, а зад, бедра и задние конечности, в которых сосредотачивается двигательная сила и которые снабжены самыми крепкими сухожилиями и связками, должны принимать на себя всю тяжесть тела. Искусство берейтора состоит в том, чтобы сделать гибкой часть туловища, называемую задом, и заставить ее играть под седоком, искусство наездника или наездницы состоит в том, чтобы поддержать в лошади эту приобретенную способность. Лошади, выдрессированные по этому принципу, считаются находящимися в равновесии, для чего необходимо выправление шеи и гибкости нижней челюсти, то есть ослабление мускулов челюсти, затылка и шеи. Не дрессированные лошади налегают на перед, вытягивают шею вперед и напрягают мускулы шеи и зада, который оттягивают назад, вследствие чего их шаг не уверен, а они непослушны. Лошади, дрессированные для высшей школы, стоят в искусственном равновесии, причем центр тяжести лежит под крупом, между тем как при нормальном равновесии он находится под средней частью лошади, то есть под сидением всадника. В виду того, что дама не может так крепко сидеть на лошади, как мужчина (при помощи бедер), то ее правильное сидение должно обуславливаться только равновесием. Она должна сидеть как раз на продольной оси лошади, наклоняясь скорее слегка назад, чем вперед. Оба плеча должны находиться под прямым углом к продольной оси, зрительная линия должна лежать между ушами лошади; если такое положение трудно принять сначала, то несравненно труднее удержать его при езде. Наездница должна плотно сидеть в седле при всех аллюрах за исключением рыси, при которой это положительно невозможно, а также английской рыси, при которой наездница соприкасается с седлом через один шаг лошади. Только при последней допускается легкое наклонение корпуса вперед; при всех же прочих алллюрах наездница должна стараться сидеть по возможности перпендикулярно к средней части лошади, так как всякое наклонение вперед облегчает зад лошади и обуславливает неуверенность сидения. Уверенность и правильность сидения, а также изящная грациозная манера держаться приобретаются упражнением. Так как обе ноги всадницы находятся на одной стороне, то на первых порах ей очень трудно сохранять вертикальное положение на поперечной оси лошади при быстрой езде; она насколько наклоняется в левую сторону, на которой ищет предпочтительно точку опоры;. но это совершенно неуместно, потому что седло при этом слезает в ту же сторону, вследствие чего тяжесть неравномерно распределяется на хребте лошади и давит ее. В манере держаться не должно быть ни малейшей принужденности, равно как и бесполезного напряжения мускулов. Плечи должны быть свободно опущены вниз, верхняя часть левой руки, слегка прислоненной к бедру, должна образовывать с нижней частью прямой угол, а правая рука слегка свешиваться. Верхняя часть тела, кверху от бедер, должна непринужденно приноравливаться к движениям лошади, возвращаясь после всякого колебания к своему первоначальному положению, а отнюдь не должна быть неподвижной. Положение ног мы уже раньше определили, – оно сводится к тому, чтобы ноги не болтались по сторонам. Правая нога свешивается параллельно плечу лошади, левая прислоняться выше колена к охотничьему рогу. Опытные наездницы прислоняют ногу к охотничьему рогу только в случае надобности, а большей частью ограничиваются одним балансированием. Наездница не должна толкать каблуками в бока лошади, так как это приводит последнюю в беспокойство; поэтом носки должны быть обращены вперед; стремя пристегивается так, чтобы каблук был направлен вниз, вследствие чего носок несколько приподнимается вверх. Равновесие в седле есть освоение всего искусства верховой езды; оно доставляет возможность приноравливаться к правильным и неправильным движениям лошади, угадывать их наперед и принимать в них участие. Только таким образом достигается та уверенность, которую мы видим у хороших наездниц, и, только благодаря этой уверенности, наездница приобретает ту степень изящества, которой мы так восхищаемся, например, в мейнингенской наследной принцессе. К этому ведут продолжительные упражнения и природные способности; но в конце концов необходимое умение может быть приобретено чисто механически с помощью упражнений. Когда мы будем говорить о методе графа Шеленьи, то увидим, каким способом это уменье приобретается всего лучше и легче.


_____________________________________________



С уважением, Мария Дмитриева, автор рассылки     




http://www.XIXcentury.com
Все интересующие вас вопросы задавайте по электронной почте xixcentury@mail.ru
Номер выпуска: 74



В избранное