Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Современное танцевальное искусство как искусство жить!


Феномен современного искусства – сегодня актуальная тема для споров, дискуссий, различных философских теорий и личных позиций каждого человека. Следует ли считать инсталляции, цена которых ограничивается только нашим воображением и которые сегодня находят себе место в лучших галереях мира, действительно выражением мощи и силы человеческого духа? Или общество тупо следует принятым стереотипам и раскрученным брэндам и именам, которые очень часто имеют к искусству очень опосредованное отношение?... На этот философский вопрос пытались найти ответы великие люди нашего столетия. Задумываясь над тем, многое ли изменилось за прошедшие десятилетия в искусстве, и отвечает ли оно своему истинному предназначению (есть ли оно в принципе?), я хочу познакомить Вас со взглядами американских классиков, которые задолго до 2000х годов пытались разобраться в сути явления современного искусства. Перед Вами адаптированная и переведенная на русский язык статья, увидевшая свет в 1971г (г. Нью-Йорк, США). Если бы группа людей – неважно, с какими лозунгами, побуждениями и целями, - разгуливала бы по улицам и выбивала глаза прохожим, те бы возмутились и нашли бы подходящие слова, чтобы выразить справедливое негодование. Но когда такие люди вторгаются в искусство и пытаются стереть ценности человеческого сознания, - все молчат. Человеческое сознание намного мощнее самого лучшего компьютера и в гораздо большей степени уязвимо. Если вам в какой-нибудь газете попадалась фотография громил, разбивающих компьютер, то вы видели физическую конкретизацию происходящего сейчас психологического процесса, который начался в витринах картинных галерей, на стенах модных ресторанов и офисов мультимиллионеров, на глянцевых страницах популярных журналов, в искусственном свечении кино- и телеэкранов. Разложение – постскриптум к смерти человеческого тела, распад – прелюдия к смерти сознания. Распад – главный мотив и цель современного искусства: разрушение способности человека к понятийному мышлению и деградация человека и его восприятия мира. Творчество начинает опираться лишь на уровень ощущений, сводит литературу - к «настроениям», живопись - к мазкам, скульптуру – к плитам, музыку – к шуму. Конечно, такое наблюдается не во всем современном искусстве, но тенденция есть тенденция. «Враги разума» по-видимому знают, что психологическим ключом к разуму служит интеграция (осознанное переложение определенных понятий в жизнь), а искусство –лучшее средство психологического развития, и, чтобы уничтожить разум, нужно убить в человеке интегрирующую способность (т.е. – способность мыслить и давать адекватную оценку). Весьма сомнительно, чтобы практики и «ценители» современного искусства обладали достаточным интеллектуальным потенциалом для понимания его философского смысла; все, что им нужно, -находить удовольствие в исследовании худших областей своего подсознания. Непонятно, что же хуже: заниматься современным искусством, считая его грандиозным мошенничеством и надувательством, или делать то же самое искренне. У произведений искусства, как и у всего в мире, особая природа: понятия должны определяться по характерным признакам, отличающим их от всех остальных сущностей. К роду произведений искусства относятся: предметы, сделанные человеком и воссоздающие действительность в соответствии с метафизическими оценочными суждениями (способностью давать действительно стоящую логическую оценку) художника посредством материального выражения. Человеческая потребность в определениях базируется на законе тождества: А есть А, предмет равен самому себе. Произведение искусства – специфическая сущность со специфической природой. В противном случае мы имеем дело не с произведением искусства, а с чем-то иным. Если это просто материальный объект, он принадлежит просто к категории материальных объектов, а если его нельзя отнести ни к какой конкретной категории, то следует причислить к той, которая зарезервирована как раз для таких феноменов, - мусор. «Нечто, созданное художником» - не определение искусства. Борода и рассеянный взгляд – не определяющие признаки художника. «Нечто в раме, висящее на стене» - не определение живописного полотна. «Нечто, состоящее из отпечатанных страниц в переплете» - не определение литературного произведения. «Нечто слепленное» - не определение скульптуры. «Нечто, состоящее из производимых чем-нибудь звуков» - не определение музыки. «Нечто, прикрепленное к гладкой поверхности» - не определение какого-либо искусства. «Потому что я так чувствую» - не определение и не подтверждение чего бы то ни было. Ни в какой человеческой деятельности – нет места для случайной прихоти. Ни в каком произведении искусства (созданном человеком) нет места ничему непознаваемому, непостижимому, неопределимому, необъективному. Вне сумасшедшего дома поступки людей мотивируются сознательными побуждениями; если нет, они неинтересны никому за пределами кабинета психотерапевта. И когда представители современного искусства заявляют, что «не знают, что делают», нам следует поверить им на слово и больше о них не думать.

В избранное