Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Основы рисунка

  Все выпуски  

Основы рисунка Основы плохого рисунка - критика книги Н. Ли


Когда меня просят рекомендовать что-нить почитать по рисунку, я начинаю задавать вопросы и медлить. Что бы рекомендовать надо понимать уровень, учитывать цели. Но вот что я рекомендую не задумываясь, это не читать "основы Н. Ли". Даже в тех местах, где идет общее повествование и голые шарики с овалами - и там опасно получить вирус посредственного рисования. Я решил посвятить этому время, чтобы всякий раз не объясняться по кругу и ограничиться ссылками.

 

 

Вот классическео заблуждение:
- Да взят Н.Ли Там всё есть, книги на 5 лет хватит черпать с неё...


Профессионалам понятно давно, что есть этот трактат. Но книга в широком ходу и продолжает сеять ошибки, которе дают гнилые всходы. Во первых, она имеет приблизительное отношение к АКАДЕМИЧЕСКОМУ рисунку и неправильно его трактует. Но обо всем по порядку.

 

 

Особая статья - Рецензенты

Читаем на обороте титульного листа. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 070603 «Искусство интерьера», 270301 «Архитектура» и другим; приказ № 3867 от 28. 11. 2001 г.

Рецензенты: коллегия Пензенского художественного училища им. К. А. Савицкого
(Г. В. Жаков - засл. учитель школы РФ. Председатель цикловой комиссии по рисунку, член Союза художников России; Г. Н. Балашов — заслуженный учитель школы РФ. Член Союза художников России, автор программ по анатомии для средних специальных учебных заведений, утвержденных УМО Минобразования РФ, преподаватель рисунка и анатомии, зав. кабинетом анатомии; А. Н. Косырсв — директор ПХУ им. К. А. Савицкого, член Союза художников России);
О. М. Савостюк — профессор, народный художник России, действительный член Академии российского искусства, действительный член Академии гуманитарных наук, заслуженный деятель искусств Польши, почетный президент АИАП-ЮНЕСКО;
В. Ф. Губко — заведующий кафедрой рисунка, МГХПУ им. С. Г. Строганова, заслуженный художник России.

 

Судя по рекомендации министерства она рекомендована в первую очередь тем, для кого рисунок не является основным предметом а нужен для общего, так сказать развития. В то же время это свидетельствует и о уровне пособия. То что положено Юпитеру…

В нашей системе образования четкая иерархия ценностей. Сделайте вывод те кто собирается заниматься рисунком профессионально.

Среди рецензентов, на первых ролях, идет коллегия пензенского училища. Как случилось, что рецензентами народного учебника для высшей школы стали вдруг неизвестные, но невероятно уважаемые педагоги провинциального училища? Среди них заслуженный учитель, председатель какой-то комиссии, автор программ по анатомии. Академик стоит предпоследним в списке.
Напоминаю - иерархию никто в нашей стране не отменял.

 

Академик: профессор О. М. Савостюк.

Никогда так низко не ставили академика, да еще народного художника! Наверное этому есть какое-то объяснение. Ну во-превых, вряд ли народного художника России, академика, зав. кафедрой графики МГАХИ им. В.И.Сурикова, профессора. Савостюка Олега Михайловича http://www.savostyuk.ru/savostyuk/painter/page3.html можно причислить к рисовальщикам.

А что за организации он представляет? В начале списка стоит нечто академическое. Я не смог найти Академию Российского искусства, если не обращать внимание на совпадения с академией ресторанно-культурного толка и академией массовых мероприятий.

"Академия Российского искусства - группа компаний, состоящая из ряда коммерческих и некоммерческой организации, успешно реализующая несколько крупных проектов, осваивая различные направления. Одно из них - восстановление памятника архитектуры в центре Москвы и реализация в нем ресторанно-культурного и театрального центра". http://rostov.hh.ru/employer/142393

Российская Академия Искусств - организация массовых мероприятий и акций. http://rabota.66.ru/office/24326
А так же, вот совсем молодая общественная организация с громким названием - Международная академия общественных наук, созданная решением Общего собрания учредителей Фонда «МАОН» от 20 февраля 2008, http://www.maon.ru/

Значение имеет только словосочетание: Российская Академия Художеств. Учредителем этой Академии является Правительство Российской Федерации. Только она является преемницей традиций Академии трех знатнейших искусств, с учреждением которой в 1757 году были заложены основы для дальнейшего развития отечественной художественной культуры и науки. («УСТАВ Российской академии художеств» от 18 ноября 1997 г.) Но в перечне регалий Савостюка в данном издании оное отсутствует.

 

Вывод 1
  • Данное издание не рекомендовано академическим сообществом. Оно не получило и не получит рецензии Академии художеств.

 


 

 

 

В чем главные проблема книги:


1. Компиляция из многих руководств. Переварил, что называется, и пропустил через себя то, о чем имеет поверхностное представление. Так как Ли рисовать не умеет, акценты в тексте книги расставлены не правильно и иллюстрации подобраны с явными ошибками. Те, кто впервые начинает знакомиться с наукой рисования, получают ядреный вирус в мозг от которого придеться долгие годы лечиться.

2. Схемы! Доморощенные, вымученные из Баммеса схемы. Если уж и смотреть этот вариант, лучше в первоисточнике. Схемы очень приблизительные и приводят к отрицательным результатам.

3. Сам рисунок. Вот вам пример, результат рисования Ли. Схема+Анатомия+Рисунок. Подбирая выражения скажу, так делать нельзя. Очевидные прорехи в конструкции, серятина и примитив - результат, который вы получаете (независимо от уровня) после прочтения 500 стр..

 

 


 

Вот пример характерной "неточности" в рисунке Ли. (Опускаю то как нарисована кисть с карандашом. об этом подробнее позже).

Читаем: Каждый предмет имеет свою точку схода на линии горизонта.
В действительности у автора, каждый предмет имеет свою персональную линию горизонта. (см. след рис.)

Зная, как готовятся такие издания, скажу - всегда не хватет "одного миллиона долларов и одной комнаты" для того что бы нормально все нарисовать и проверить. Такие вещи делаются на автоматизме. Если привык рисовать так, то и в голову не приходит проверять. Издатель платит за колличество схем и авторских листов. Писать не рисовать.

 

 

Художник Фальк говорил Рихтеру, что в живописи труднее всего нарисовать идеально правильный круг. Но если его рисовать одновременно двумя руками, становится проще.

 

"Рассмотрим форму шара"

начинается абзац...

Я рассмотрел ее. Казалось бы, шар то Н. Ли должен нарисовать, демонстрируя нам сотни овалов и осей на предыдущих страницах, разбирая свет и тень, разжевывая все до запятой, до точки. Но как вы видите далее - это совсем не так. Более того, там где должна быть предельная четкость и разбор формы - качество отсутствует. Почему?

 

 читать полностью

Основы плохого рисунка - критика книги Н. Ли

Ефим Репин

www.practicum.org



В избранное