Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO http://www.iCKYCCTBO.ru


Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи,  "Theory is Sexy"  с Александром Соколовым, "АРТФон с Оксаной Саркисян", Арт-Лондон с Еленой Зайцевой, Венские заметки Лены Лапшиной, репортажи Михаила Молочникова из Берлина, SUPREMUS Zurich, "АРТикуляция" с Дмитрием Барабановым, Московский дневник Михаила Сидлина и другие специальные авторские проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин


7.06.2007
N 207:

<<АРТикуляция 95 с Дмитрием Барабановым <здесь> Тараканья ревизия в ЦУМе. Культурные недра. Love & Peace. Геология и современное искусство. Сейчас - зима. Вскрытие пластов. Беспрерывное откапывание ценностей. Сезонная инверсия. Эскапизм и медийность. Йоко Оно: любовь вопреки.

<Покаяние и «люстрация». Михаил Рыклин о выставке "Верю".
Мы достаточно подробно освещали вероятно самый заметный среди специальных проектов Второй Московской биеннале современного искусства  проект художественного оптимизма "Верю". В том числе собрав некоторые тексты о нем. Спустя 4 месяца после закрытия выставки, казалось бы, уже не актуально публиковать новый. Однако есть 2 обстоятельства, которые оправдывают его появление со столь значительным опозданием. Во-первых, со слов автора, текст этот нигде не публикуют. Во-вторых, - и это главное - Михаил Рыклин коснулся люстрации сообщества современного искусства, вызванной встраиванием в новую социально-политическую ситуацию. На эту тему высказываний, мягко говоря, не густо. Оно и понятно, активным и успешным лидерам сообщества уже есть, что терять, да еще в ситуации, когда очевидна положительная динамика вкладываемых в искусство средств. Но не менее очевидно и другое - замалчивание весьма существенных для искусства перемен до добра не доведет. Неужели кто-то думает иначе? Если нет, стоит прочесть этот небесспорный текст. А может быть и высказаться по поводу затронутой в нем проблематики. Милости просим к нам. Ю. П.>

<<52-я Венецианская Биеннале. 10 июня - 21 ноября 2007. 7-9 июня превью.
1. Дмитрий Гутов и Давид Рифф - участники проекта Роберта Сторра в Арсенале.
2. Российский павильон
:
- Группа АЕС+Ф «Последнее восстание»;
- Инсталляция Андрея Бартенева “Connection Lost”;
- Инсталляция Александра Пономарева «Волна»;
- Инсталляции Александра Пономарева и Арсения Мещерякова «Душ»;
- Инсталляция Александра Пономарева «Дворники»;
- Net-art проект Юлии Мильнер “Click I hope”.

<<Этим летом любителям и профессионалам современного искусства грешно не воспользоваться уникальной возможностью посетить открытия 52-й Венецианской биеннале, крупнейшей ярмарки ArtBasel, случающейся раз в 5 лет в немецком Касселе Документы и скульптурного проекта в Мюнстере, которые следуют одно за одним, что позволяет за одну поездку побывать сразу везде. Для желающих поступить именно так открыт сайт проекта Grand Tour, на котором можно спланировать поездку на автомобиле или поезде, забронировав места в отелях.
В Венеции 7-9 июня превью, 10 июня открытие 52-й Венецианской биеннале.

В Базеле открытие 12 июня, а ярмарка пройдет 13-17 июня.
Документа откроется 15 июня и продлится с 16 июня по 23 сентября.
В Мюнстере открытие 16 июня.

<<11 - 17 июня 2007 года XL галерея на Международной ярмарке Art 38 Basel. Видеоинсталляция группы "Синий суп" в программе Unlimited.   Медиа объекты Шульгина и Чернышева, фотографии Бориса Михайлова Мухина и Кулика, живопись Пивоварова, дуэта Дубосарский-Виноградов (кроме XL их представляют Krinzinger и Vilma Gold), работы Орлова, Макаревича, Салаховой, Наховой, Мамышева-Монро, Дементьевой, группы ABC, Тер-Оганьяна Давида, Горловой, Кориной, Косолапова Михаила, Ковылиной.


1. АРТикуляция 95 с Дмитрием Барабановым. Тараканья ревизия в ЦУМе. Культурные недра. Love & Peace. Геология и современное искусство. Сейчас - зима. Вскрытие пластов. Беспрерывное откапывание ценностей. Сезонная инверсия. Эскапизм и медийность. Йоко Оно: любовь вопреки.

Приказано – выжить!

Открывшаяся на минувшей неделе в ЦУМе выставка Йоко Оно под названием «Одиссея таракана» - проект эпического размаха. Эта экспозиция – одна из финальных остановок в столичном постбиеннальном многоточии. Сумрачные бетонные пространства четвертого этажа упомянутого торгового комплекса как нельзя лучше подходят для демонстрации сей диковинной инициативы. Итак…
В основу замысла концептуальной художницы Йоко Оно легла фантазия о дистанцированном взгляде представителя членистоногой паразитарной генерации на нью-йоркские будни. Перевоплотившись силою мысли в насекомого следопыта, Оно попыталась зафиксировать образы открывшейся ей реальности. Явленная действительность оказалась чрезвычайно зловещей и преисполненной агрессивными импульсами. 
Представленные сегменты развёрнутой в пространстве инсталляции сочетают в себе разнообразные гиперболизированные повседневные предметы, гигантские фотобаннеры, метафорические и аллегорические композиции, иллюзионистические многозначительные конструкции, а также интерактивные экзерсисы, подразумевающие вовлечение посетителей в пространство персональной дихотомии Йоко Оно с полюсами WAR и PEACE
В ассортименте: циклопическая бейсбольная бита в крови, монументальный ботинок в луже крови, зонтик, разумеется, в крови, металлические контейнеры-клетки со сваленной внутри пропитанной кровью одеждой. Помимо этого в репертуаре – фотографический ретро-цикл со стекающими вниз ручейками крови, фотографии окровавленных жертв уличных конфликтов, столовой, затопленной кровью и забрызганными кровью очками Джона Леннона. Одним словом, настоящий праздник для вампиров. 
Бутафорские эффекты также включают в себя низвергнутые в припадке анонимной ярости огромные стулья, разбитые тарелки, зеркальные рамы и даже прикрытый тканью трупообразный манекен в сапогах, увидеть который можно лишь через специальное отверстие в стене. В другом зале развешаны гроздья военных касок, наполненных голубыми детальками паззлов, на фоне фрагмента речи Геббельса на Нюрнбергском процессе – «Народ всегда можно заставить делать то, что нужно лидерам…». Куча расчленённых гипсовых тел в комплекте с колючей проволокой завершает мрачную картину безграничных возможностей человеческого деструдо. 
Апокалиптическим настроениям противостоят лозунги сорокалетней выдержки -  WAR IS OVER, If you Want it. Love & Peace, John and Yoko. Здесь же расставлены столы, застеленные всевозможными картами, на которых посетителям предлагается ставить печати со следующим посланием – Imagine Peace. Тараканья ревизия завершается длинным черным коридором, пройдя по которому зрители упираются взглядом в целлулоидную фотокарточку с изображением утопической радуги. Выход из этого пространства предусмотрен в виде люка в самом низу стены a la собачий лаз. 
Выставка также укомплектована и залом для видеопросмотров, где можно увидеть биографические хроники Yoko Ono фэмили, выразительный фильм «Муха» и видео перформанса, в ходе которого у художницы, застывшей в каталептическом ступоре, преисполненные почтения статисты последовательно срезают части одежды.  
Как бы то ни было, застеночные мотивы, проходящие кровавой нитью, иллюстрируют пессимистические настроения Йоко Оно по поводу убийственного будущего человечества. Месседж предельно ясен - деловитая витальность и маньячная экспансия любознательных тараканов, противопоставленная деструктивным проявлениям Homo Sapiens, даёт шанс тараканьим улиссам пережить последствия ядерного самоуничтожения населения Земли. Выставка Йоко Оно рассчитана на самые широкия народныя массы, кои без устали и фотографируются на фоне художественных объектов. Неудивительно, что произведения художницы больше всего напоминают театральные сценографические эксперименты.
Этот проект плакатно прямолинеен и литературоцентричен. Кажется, что в пространстве предъявленных декораций вот-вот раздастся резонёрский оклик: «Господа, вы - звери, господа!» или – «Люди! Задумайтесь, пока не поздно!!! Ведь судьба планеты в ваших руках!», а может - «All we are saying is give peace a chance!»...
До 24 июня. Торговый Дом ЦУМ (ул. Петровка, д. 2 Б)

Зимой и летом одним цветом

Между тем, кооперация кураторских усилий Михаила Сидлина и Николаса Мюльнера сделала возможным групповой штурм обширного экспозиционного пространства ПRОЕКТА_FАБRИКА девятью художниками из России, США и Украины. Инициатива с глумливым названием «А сейчас зима» представляет выставку contemporary arta совместного интернационального производства. 
Проект акцентирует внимание на состоянии «постидеологического духовного холода», который согласно пресс-релизному изложению парадоксальным образом связывает артистическое «пространство двух империй: распавшейся советской и процветающей американской». Как это часто бывает в случаях воспроизводства разного рода генерализаций, выставка воспринимается неоднозначно. Согласно кураторской логике, общее начало, объединяющее творчество всех авторов, следует отыскивать в контексте эскапистских теорий растворения в мире единоутробных художественных грёз и отказа от медийных шаблонов. 
Да простят меня устроители, при всем желании этот проект я не могу назвать Прорывом. Судите сами, в репертуаре показанный ранее цикл «Баловство» Ростана Тавасиева  с пришедшими в экстатическое состояние синими игрушечными слониками. Рядом - четырехэкранная видеоинсталляция Шэрон Хейзс,  посвященная протестным высказываниям представителей разных социальных групп американского общества. Помимо этого, на выставке можно увидеть зловещие работы художника с непроизносимым именем Nebojša Šeric Shoba – в наличии безлюдный Таймс Сквер, бодро поблескивающий рекламой, словно бы после апробации нейтронной бомбы, а также крутящаяся в космосе Земля, с жалкими остатками незатопленной суши. 
Огромное декоративное панно, сочленённое из фрагментов рыночно-челночных клетчатых сумок от Наталии Стручковой уже демонстрировалось ранее на 2-й Московской биеннале, впрочем выглядит оно абсолютное адекватно, чего не скажешь о других работах. Более всего мое воображение поразила серия мутных, но чрезвычайно многозначительных фотографий Рона Джада «Alpine Star», изъятых из газет родного городка художника в Айдахо. Впрочем, фотографии Майлза Кулиджа, провокационно лишённые какого-либо индекса (экспликации и этикетаж на выставке отсутствуют) воспринимаются не менее энигматически. 
Выставка производит противоречивое впечатление, с одной стороны в атмосфере ощущается присутствие критических настроений, с другой – они настолько разрозненны и невнятны, что окончательный смысл предпринятой сезонной инверсии решительно ускользает…  
До 24 июня. ПRОЕКТ_FАБRИКА. (Переведеновский переулок, д.18)

Углубляясь

Тем временем, в Крокин галерее проходит выставка Владимира Анзельма «Геология знаний». Этот ироничный и, по всей вероятности, трудоёмкий проект посвящён обнаружению неких общекультурных параллелей. Романтизм и мистика, формотворчество и символизация, «почвенничество» и рефлексивные эскапады – решительно всё смешалось на экспозиции. При этом складывается ощущение, что сама атмосфера тревожно вибрирует, будто рядом проходят линии высоковольтных проводов. 
Живописная вакханалия Анзельма подразумевает пастозное мозаично-витражное конструирование. Мрачноватая экспрессионистская «устремленность» артистической манеры художника дробится калейдоскопическими гранями, образующими хрестоматийные сюжеты европейской живописи XIX века и передвижничества. Этот коктейль также включает в себя жонглирование архетипами – на выставке фигурирует изрядное количество натурального антрацита. 
Порой возникает впечатление, что вот-вот из подпола появится делегация серьезных гномов и начнет хором декларировать Хайдеггера. Как бы то ни было, живописным панно аккомпанируют эффектно поблескивающие скульптурные композиции из… угля. Анзельм нашел свою жилу - на специальных постаментах покоятся: череп с костями, модель истребителя, каменный цветок, октябрятская звездочка изрядной величины, предметы религиозного культа и даже маузер. 
Создается впечатление, что, несмотря на саркастические протуберанцы, художник хочет, чтобы зритель почувствовал нечто сказочное, исконно-хтоническое и обстоятельно-вагнерианское в подаче материала, словно бы в дремучей чаще вдруг зазвучали звуки волшебного рога целеустремленного былинного героя. Однако, помимо угольных сокровищ и изображений тевтонских лесов, на выставке присутствуют цитатные изъятия сюжетов Маковского, Венецианова, Пукирева, Перова, etc. Характерно, что все полотна снабжены наложенными поверх эмблематическими черными силуэтами лопат, звёзд, кораблей, крестов и самолётов. 
Что же, кто-то черпает вдохновение, витая в облаках, а кто-то с упорством Генриха Шлимана углубляется в мультикультурные недра, обнаруживая геологическую общность залегающих ресурсов. Символическое маркирование и знаковые универсалии, сакральное и профанное, китч и ирония – почему бы, собственно, и нет? Был бы повод, а уж постмодернистская легитимация как-нибудь приложится. Я так думаю:) 
До 1 июля. Крокин галерея (ул. Большая Полянка, 15)

До новых встреч в эфире! Дмитрий Барабанов

2. <<Покаяние и «люстрация».  Михаил Рыклин.

 Года два тому назад я случайно оказался на выступлении  кремлевского политтехнолога на тему «Интеллигенция и власть». Интеллигенты будут допущены в политику, звучал основной тезис, только в том случае, если «откажутся от благоглупостей вроде той, что они свободны делать что угодно». Чтобы оказаться востребованными, они должны «провести люстрацию в собственной среде, избавившись от тех, кто неспособен понять глубоких изменений, произошедших в стране при президентстве Владимира Путина».

Это пожелание вспомнилось мне на вернисаже выставки «Верю. Проект художественного оптимизма», открывшейся 28 января в погребах бывшего Винзавода. Слабо освещенные работы почти шестидесяти художников были расположены на площади в 3000 квадратных метров. Это были разной величины пещеры, связанные между собой узкими, неудобными переходами; круглый год в них поддерживается постоянная температура минус 3-5 градусов. К теме веры многие произведения имели крайне опосредованное отношение: один художник выставил фигуры собак из поролона, другой ковш исполинского экскаватора, третий муляжи кусков хлеба. Два-три участника возвели нечто вроде чумов, внутри которых разместили свои работы, другие отгородились занавесками. Была фотография восстановленной иконы, были стократно увеличенные ступни Христа с картины какого-то итальянца, кажется, Мантеньи, был некий «генератор нимбов».

Об всем этом едва стоило бы распространяться, если бы не тема выставки и не ее куратор. После разгрома 18 января 2003 года выставки «Осторожно, религия!» в Сахаровском центре это было первое коллективное высказывание российских художников по вопросам веры, религии, сакрального, духовного пути и т.д. В 2003-2005 гг.  между арткритиками, кураторами, правозащитниками, с одной стороны, и клерикальными кругами, с другой, велась ожесточенная полемика о праве художника использовать христианские символы.

Куратором выставки «Верю» является Олег Кулик, в 90-е годы приобретший известностью своими радикальными кураторскими проектами в галерее «Риджина», а затем прославившийся как перформансист, человек-собака. Он также участвовал в проекте «Осторожно, религия!».

Каково же было мое удивление, когда в пресс-релизе выставки я прочитал: «Всем произведениям [участников выставки – М.Р.] свойственна общая энергетика – они несут положительный заряд, лишены критичности, злости, негатива. Художники разрушают предрассудок, связанный с современным искусством, будто оно направлено на эпатаж и провокацию. В данном случае направление совсем в другую сторону – на диалог со зрителем, [перед нами – М.Р.] попытка обрести позитивный взгляд на жизнь и творчество».

С каких это пор, хотелось спросить у Кулика, критическая позиция художника («критицизм») стала отождествляться со «злостью» и «негативом»? Почему она исключает «диалог со зрителем», тогда как во всем искусстве ХХ века критическая позиция как раз диалог со зрителем предполагала? Какая «общая энергетика» может быть у 58 художников, не объединенных ни школой, ни направлением?

Еще недавно за провокативность и эпатажность на актуальное российское (да и не только российское) искусство ополчались православные фундаменталисты, и вот их лексика перекочевала в пресс-релиз выставки современного искусства, стала частью его словаря. Я воспринимаю проект «Верю» как своеобразную смену вех, как частичный отказ от языка современного искусства, как ту саму «люстрацию» своих рядов, о которой говорил упомянутый выше политтехнолог. Особенно симпт оматично, что провел «люстрацию», пожалуй, самый эпатажный и провокативный художник и куратор Москвы 90-х годов, Олег Кулик. Участники позволили ему создать контекст, который вытекает не из самой экспозиции (многие из выставленных работ вовсе не оптимистичны и достаточно критичны), а из новой (государственнической) идеологии, которая накладывается на него извне. В пресс-релизе и в каталоге искусство предстает таким, каким его хотят видеть: беспричинно оптимистичным и беспроблемным, сладеньким и некритичным.

Но «люстрация» на этом не кончилась. Я внимательно просмотрел художников, приглашенных в «проект художественного оптимизма»:  в нем не было  ни одного из сорока участников  выставки «Осторожно, религия!» (сам Кулик ограничился ролью куратора; его работы на выставке не было). Значит ли это, что куратор согласился с оценками, которые давались «Осторожно, религии!» ее противниками, в том числе и государственными мужами?

Именно тщательное избегание любого упоминания разгромленной выставки является, на мой взгляд, свидетельством того, что его тень продолжает нависать над московским художественным контекстом и фактически определять его. «Осторожно, религия!» стала тем неназываемым, что запускает механизм называния; из-за ее чрезмерной травматичности о ней умалчивают. Состав ее участников был случайным, но теперь, четыре года спустя, он уже не кажется таковым: навязанная «вина» начинает работать в качестве реальной, существовавшей изначально. С помощью симуляции покаяния Кулик, похоже, надеется стряхнуть ее с себя, пройти чистку и получить пропуск в новую ситуацию.

Такую тактику едва ли можно считать дальновидной с точки зрения людей, которые громили выставку и подавали в суд на ее организаторов. «Верю» мало чем отличается от того, что они ненавидят. Как сказал по поводу скандала с датскими карикатурами на Мухаммеда один умеренный и мудрый мусульманин: «Тех, кто не мыслит себе женщину без паранжи, не удовлетворит ее решение на несколько сантиметров удлинить свою юбку». «Проект художественного оптимизма» обращен не к ним, а к тем, кто стоял за ними и кто сделал их победу возможной, к идеологам путинского режима; пресс-релиз сигнализирует, что их условия приняты.

Как отнеслись сами художники к этой кураторской интенции неизвестно; нельзя исключить, что они ее не поняли или что она их не интересует. Ситуация нарастающей неопределенности вообще характерна для российского контекста последних лет. Недавно президент Путин на ежегодной встрече с журналистами сказал, что не понимает, зачем Александр Литвиненко уехал в Англию; он мог бы спокойно жить в России, где никто против него ничего не имел. И почти в то же время в масс-медиа циркулирует видеосъемка: на учебном полигоне сотрудники спецслужб стреляют по мишеням, на которых изображен Литвиненко.

Напрашивается вывод: именно потому, что Литвиненко продолжают считать врагом, надо на самом высоком уровне во всеуслышание уверять в противоположном.

Точно также и выставка «Верю», как нас стремятся убедить,  не имеет к «Осторожно, религии!» никакого отношения, хотя на самом деле она, с одной стороны, определяется этим событием, а с другой, является бессильной попыткой его ликвидировать.

Неслучайно Анатолий Осмоловский, также в прошлом акционист, ждет поддержки лидеров современной московской артсцены, к которым он без ложной скромности относит Кулика и себя, от государства. «Если говорить по европейским меркам, - читаем в каталоге выставки «Верю» мнение Осмоловского, - у нас даже ни одного художника нет. На серьезного художника на Западе работает 10-15 человек. У нас таких нет вообще…У Кулика должно быть трехэтажное здание. Небольшое, метров по 300 на каждом этаже… Но без государственной программы этого ничего не будет».

В этом высказывании смешались идеологическое советское прошлое и коммерческое российское настоящее. Значимость художественного проекта определяется размерами государственной заботы и числом квадратных метров, которые занимает его руководитель. На Западе коммерчески успешный художник, конечно, может нанимать и больше 15 помощников, но они оплачиваются не государством, а им самим; в этом отличие от советской ситуации, когда художник являлся идеологическим работником и находился на содержании своего единственного заказчика, государства. Осмоловский создает путаницу,  применяя «европейские мерки» к советской ситуации, которая к тому же канула в Лету и в современной России не работает. В новой ситуации издержки несвободы несет не государство, а сами художники. Отрекаясь от критического языка, они лишают себя важнейшего критерия, отделяющего коммерческое искусство от музейного; ведь путь последнего к коммерческому успеху пролегает в том числе и через критику социального и институционального контекста, в котором оно производится.

В российском обществе, наследующем советскому, присутствует потребность в покаянии. В этом году большинство призов на конкурсе «Золотой орел» завоевал фильм Павла Лунгина «Остров». Сюжет картины довольно надуманный: во время Второй мировой войны матрос, совсем мальчишка, убивает, как ему кажется, своего командира; к этому его принуждает немецкий офицер, у него нет другого выхода. После войны он становится православным послушником, люди идут к нему за советом, он помогает многим, но его продолжает мучить чувство вины перед загубленной жизнью. В конце концов оказывается, что убитый им офицер выжил, дослужился до адмирала и приехал в Богом забытый монастырь с больной дочерью, из которой наш герой изгоняет беса, исцеляя ее силой молитвы. Между ними происходит решающий разговор, из которого выясняется, что адмирал своему бывшему подчиненному уже давно все простил. Теперь тот может умереть спокойно.

Главного героя убедительно играет Петр Мамонов, известный рок-музыкант, основатель группы «Звуки Му». Основной мотив фильма в необходимости покаяния, даже в том, что было совершено как бы помимо твоей воли (герой был принужден убить). Оно носит личный характер и связано с изменением самого себя. Вина при этом должна переживаться как реальная, а не как навязанная извне, идеологическая.

Коллективное покаяние в идеологической вине, как показывает выставка «Верю», в отличие от покаяния подлинно религиозного, никакого облегчения кающимся не дает. Оно только запутывает и так непростую ситуацию.

Это не покаяние, а «люстрация».


Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин


В избранное