Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Искусства@ARTINFO

  Все выпуски  

Новости Искусства@ARTINFO http://www.iCKYCCTBO.ru


Новости Искусства@ARTINFO
http://www.iCKYCCTBO.ru
в Сети, в Мире, в России, в Москве, в Питере, Веб навигатор (музеи, ярмарки, фестивали, периодика etc), периодика, фото и аудио репортажи,  МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой, "Арт Puzzle Анастасии Полозовой, АРТФон с Оксаной Саркисян, Арт Лондон с Еленой Зайцевой, Венские заметки Лены Лапшиной, репортажи Михаила Молочникова из Берлина и другие специальные авторские проекты>
Выпускающий редактор - Юрий Пластинин


14.04.2011
N 247:

Регулярная рассылка НовостейИскусства@ARTINFO, точнее, и постоянные наши читатели знают об этом, - текстов авторских рубрик.
2625 подписчиков. Выходит 9 лет.
В этом выпуске:
<<Арт Puzzle #22 с Анастасией Полозовой>
Есть художник - нет художника. Из корзины. Фото-автопортреты.
<<Путевые заметки Зинаиды Стародубцевой #3. Искусство в  Аусбурге, Брегенце, Цурихе, Базеле>
Швейцарские Институции современного искусства: Аусбург, Брегенц, Цурих, Базель.
Остальное - на сайте.
Редактор Юрий Пластинин>

Арт Puzzle #22 с Анастасией Полозовой>
Есть художник - нет художника. Из корзины. Фото-автопортреты.

Есть художник - нет художника.

Это не банальные снимки биополя или ауры, так впечатлявшие нас в свое время и кажущиеся смешными сейчас. Это скорее синтез новой философии и старой техники, который в работах Валентина Самарина воплощается в какие-то неземные образы и эффекты.
Самарин с точки зрения обывателя – не от мира сего, более загадочный, чем просто художник. Мистик, философ, с мореходным и театральным образованием (к слову, всего этих образований пять), побывавший в сумасшедшем доме (именно там обнаруживший у себя творческие способности). Он первым в СССР начал заниматься абстрактной фотографией, позднее развившейся в искусство Sanki.
По определению художника Sanki – это «таинство старой серебряной фотографии, метаморфозы энергетических проекций, невидимых в нормальной фотографии, метафизика невидимых проекций Света и Тени спиритуального мира человека, его страстей». Слишком много слов, ценных более для самого автора, чем для его зрителя.
А зрителю более важны сами произведения просто очень красивые по цвету («золото на голубом»), интересны публичные личности на самаринских «метапортретах» почти неузнаваемые, любопытны события, на них запечатленные (например, застывшая пластика фигур в хореографических миниатюрах Леонида Якобсона). А уж что стоит за этим волшебством фотографа – метареальность неведомого измерения или сигналы инобытия – для нас не так уж значимо.
Суть творчества Самарина – раскрытие невидимого с помощью особого алхимического, одного ему известного метода проявки пленки. В детали этого процесса нас никто не посвятит, но любопытен сам принцип, раскрытый художником. Принцип невмешательства. Невмешательства в процесс обработки
готового отпечатка химическим раствором, а иногда и невмешательства в выбор кадра самим фотоаппаратом. То есть, по сути, обесценивание влияния самого художника на результат творчества.
Может быть, в этом и заключается высшая творческая смелость.
Валентин Самарин «Магия Sanki». Московский Музей Современного Искусства до 9 мая.

Из корзины.

Еще один смелый творческий шаг – выставка Игоря Корбута «Из корзины», демонстрирующая то, что обычно стараются скрыть. Нереализованные архитектурные проекты – графика, эскизы, макеты.
То, что обычно называют «бумажной архитектурой». Но выставка опровергает справедливость и такого названия и такого подхода. Все эти нереализованные вещи ничуть не менее живые, чем воплощенные в реальность архитектурные произведения. В них столько же творческой энергии архитектора, столько же переживаний, сомнений, открытий, находок. А то, что все они так и остались проектами – это лишь отражение непредсказуемости социальных изменений в виде сокращения бюджетов, экономического кризиса и т.д.
Один из любопытных экспонатов - вариант реконструкции ГМИИ им. Пушкина, который уже сейчас претендует на звание музейного квартала европейского образца. И хотя проект Корбута уступил британскому архитектору Норману Фостеру, он также отражает весь масштаб перестройки - строительство фондохранилища, библиотеки музея, корпуса реставрационных мастерских и современного выставочного центра. И выглядит достаточно современно и ярко, контрастируя с привычным архитектурным обликом места.
Игорь Корбут. «Из корзины».
Галерея «ВХУТЕМАС
» (ул. Рождественка, д. 11) до 23 апреля.

В рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии» открылась выставка, в высшей степени гармонично сочетающая искусство моды, фотографии и живописи. Это фото-автопортреты японской художницы Кимико Йошиды.

То ли это восточная философия виновата, в которой каждый момент времени самодостаточен, то ли талант и перфекционизм самой художницы, выверяющей стиль до деталей, то ли то, что японская художница давно живет и работает во Франции, впитывая европейскую культуру, но работы получились в духе тысячелетних традиций японского искусства и при этом вполне европейские и современные.
Кимико с помощью аксессуаров от Пако Рабана из пластика и металла поднимает целый пласт европейского живописного искусства, моделируя известные портреты Рембрандта, Да Винчи, Рафаэля, Дюрера, Ван Эйка, Караваджо и Климта.
Сама художница предстает и в качестве автора-фотографа, и в качестве модели. При этом, не привнося в работы что-то личное, а наоборот, растворяясь в образах. Примечательно, что смоделированные картины не полностью повторены, а обозначены лишь намеками. Кимико предоставляет зрителю также участвовать в процессе творчества, с помощью своей памяти восстанавливая картины-образцы.
Почти тот же принцип невмешательства, как у Самарина, но уже с японским колоритом. Философ Судзуки Дайсецу отпределял его так: «Все вещи появляются из неведомой бездны тайны, и через каждую из них мы можем заглянуть в эту бездну... Когда же чувства достигают высшей точки, мы замолкаем... Художник Дзэн двумя-тремя словами или двумя-тремя ударами кисти выскажет свои чувства. Если он выскажет их слишком полно, не останется места для намека, а именно в намеке заключена вся тайна японского искусства».
А сама художница так: «Для меня автопортрет – это исчезновение: то, что изображено - не существует, а исчезает в монохромном цвете, в котором я вижу бесконечность. Искусство – тонкий процесс преобразований, усердной борьбы с положением вещей. Быть там, где, как мне кажется, меня нет, и исчезнуть там, где я есть».
Кимико Йошида. Живопись. Автопортреты.
Галерея RuArts
(1-й Зачатьевский переулок, д. 10) до 21 мая


Путевые заметки Зинаиды Стародубовой #3. Искусство в  Аусбурге, Брегенце, Цурихе, Базеле >
Швейцарские Институции современного искусства.
(
более 30 иллюстраций в онлайновой версии)
В следующем выпуске - арт институции Берлина. В предыдущих были испанские>

Аугсбург.

Аугсбург, родина Б. Брехта, один из старейших городов Германии, основанный в самом начале первого тысячелетия и один из важнейших европейских городов в области текстильной промышленности на протяжении нескольких веков, во второй половине 20 века переживал не самые лучшие времена в этой области экономики. Об истории может рассказать музей текстиля (образцы тканей за 200 лет), а в одном из зданий, огромном Стеклянном Дворце/Glaspalast, построенном в самом начале 20 века (фото 1,2) , в 2006 разместился Центр современного искусства. Первоначально предполагалось, что все здание будет отдано под музей современного искусства, но в настоящее время часть пространства занимают офисы, правда, их интерьеры украшают произведения современного искусства. 
Предпочтение здесь отдается инсталляциям, мульти-медиа искусству и новой музыке. Одна из последних выставок была посвящена ретроспективе известных немецких художников М. и Д. Лёберт (Maik и Dirk Loebert )(4), работающих с публичным пространством с середины 1980-х годов. Когда-то они начинали в Кельне и Дюссельдорфе со скульптурных объектов из мусора, теперь они художники, получающие государственные субсидии на проекты в публичных пространствах.
Для Стеклянного дворца они специально создали произведение – покрасив опоры выставочного пространства в черный цвет.
Ретроспектива представляла собой анфиладу слайд-проекций, размещенных внутри стен белого куба.
В Центре есть библиотека и артотека, где из 140 произведений ( Базелиц, Ферг, Райнер, Киркеби и др.) можно взять на время несколько работ за вполне умеренную плату.

Брегенц

Брегенц – самый западный город Австрии расположен на берегу Боденского озера и в последнее время связан с туризмом, которому способствует не только знаменитый театрально фестиваль с открытой в стороны озера сценой , но и активная культурная жизнь, производимая разными институциями, в том числе Кунстхалле. Здание было построено знаменитым швейцарским архитектором П. Цумптором в 1996. Оно сделано из стекла и стали, а внутри из цемента. Поэтому нередко на стены стараются вешать как можно меньше работ, отдавая предпочтение инсталляциям и объектам , а если что-то и вешают , то на временных стендах. Среди тех, у кого были там персональные выставки С. Шерман, Я. Фабре, Л. Баумгартен, Т. Оурслер, Х. Фароки. Последняя выставка – проект молодой корейской художницы Х. Янг (Haegue Yang), представшей Корею на последней Венецианской биеннале. Вечером и ночью здание-куб похоже на светильник в экстерьере. В Кунстферайне (выставочная программа существует с 1993, за это время здесь показывали В. Экспорт, Э. Елинек, Х. Зоберинг, Т. Моффат, Орлан, Б. Ондрейка и др. ) показывают мюнхенскую художницу А. Витт (Anna Witt), снимающую свое видео в публичных пространствах города и привлекающую к участию эмигрантов. А. Ермолаева в 2002 так же здесь выставлялась.

Цурих

Кунстхаус.
История создания Дома искусств/ Кунстхаус начинается с 1787, года создания общества художников, а первое постоянное помещение для выставок появилось в 1885, здание музея в 1910, обладает собственной коллекцией, которое начиналось со щвейцарского искусства и готики, в начале 20 века дополнилось работами Ходлера, имспрессионистов, французской и голландской живописью, в середине 20 века появились работы А. Джакометти, О. Родена, М. Шагала и только в 1980 собрание работ, относящихся к дадаизму.
Почти все собрание Кунстхауса – это дары коллекционеров. Часть коллекции выставлена в постоянной экспозиции. На трех верхних этажах размещается коллекция современного искусства, представлена американская абстракция и поп-арт, работы немецких художников З. Польке, А. Кифер, А. Пенк, Ж. Базелитц, И. Бойс, видео-инсталляции швейцарской художницы П. Рист.
В настоящее время экспонируется большая выставка «Оригинальная копия», фотографии скульптуры с 1939 по настоящее время. Выставка организована нью-йоркским музеем МоМА, первым музеем искусства, ставшим собирать фотографию как произведение искусства. И в настоящее время фотоколлекция этого музея остается одной из самых значительных по набору имен известных фотографов. На выставке в Цюрихе были фотографии были представлены по тематическим разделам, например, не только фотографии середины 19 века монументальных скульптур Древнего Египта, скульптур готических соборов, греко-римского наследия как на его исторической родине, так и в музеях. В разделе, посвященном установке и свержению памятников экспонировалась работа И. Мухина. Лучше всего был представлен раздел сюрреалистических и дадаистических фото-коллажей с использованием манекенов (М. Дюшан, М. Рэй, Х. Белмер и др.)
Музей современного искусства Мигрос.
Музей современного искусства Мигрос располжен на окраине Цюриха в здании бывшей пивоваренной фабрики Lowenbrau, переоборудованной в 1996 году центр для современного искусства. Кроме небольшого выставочного пространства музея, здесь еще несколько галерей, открытых в 2010.
Музей имеет небольшую коллекцию произведений искусства (около 450 работ). Собственно коллекция, собираемая основателем сети супермакетов Мигрос Г. Дутвайлером с середины 1970-х годов, послужила поводом к основанию музея. В ее основе минимализм, немецкая живопись, а так же швейцарские художники. Среди известных имен М. Кателлан, Д. Гордон, Р. Тиравания,К. Вивердинг, П. Тек. В настоящее время коллекция пополняется после проведения выставок.
Cейчас в музее проходит небольшая выставка аргентинской художницы Н. Костантино (Nicola Costantino)из другого частного собрания современного искусства –Daros. Это собрание современного латиноамериканского искусства, основанное в 2000 году. Более 1000 работ с 1960х годов более 100 художников. Daros имеет самую большую в Европе библиотеку книг по латиноамериканскому искусству, выпускает книги и каталоги. С 2002 года действует постоянная выставочная программа в Цюрихе, в 2012 планируется снова открыть собственное помещение в Цюрихе неподалеку от музея Мигрос и одновременно выставочный центр в здании 19 века в Рио-де Жанейро.
Персональная выставка Н. Костантино посвящена телесности – на подиумах представлены предметы одежды и обуви из кожи, судя «тисению» напоминающую человеческую, под потолком муляж поросенка, на стенных муляжи отрубленных куриных голов. На постановочных фотографиях саму художницу трудно отличить от соседнего аналогичного манекена, который по словам Н. Костантино является ее двойником и альтер-эго.
Rote Fabric.
На другом заброшенном индустриальном объекте, построенном в конце 19 века находится культурный цент Красная Фабрика/Rote Fabric, названный так из-за красного кирпича бывшей шелкопрядильной фабрики (фото ).
Этот центр альтернативной культуры был создан в 1980 году ассоциацией из 300 человек, после манифестаций протеста. В 1973 году город купил здание не работавшей фабрики, хотел разрушить, что местные социал-демократы решили сохранить фабрику. В настоящее время это один из самых больших европейских центров современного искусства в фабрично-заводских пространствах. Здесь есть зал для концертов, экспериментальный театр ( проходили постановки К. Марталера), педагогические мастерские, программы политико и социо-культурных дискуссий ( выступали Н. Хомский, П. Бурдье и др.), резиденции для художников (спонсирует фонд Prohelvetia), выставочный зал Shedhalle, и конечно, кафе с видом на озеро. Бюджет институции 3.7 млн швейцарских франков, из них 2.4 млн - субсидии Цюриха.
Программа Shedhalle как площадка для местных художников, не включенных в институции современного искусства существует с 1986 года. Это не выставочное пространство, «белый куб», но офис, жизненное пространство, мастерская, в зависимости от проектов. Приоритет отдается социо-политическим темам, с середины 1990-х Shedhalle все больше ориентируется на политическое искусство, кооперацию с различными социальными и научными организациями.
Темами проектов были – новые технологии и проституция, нарко-политика и политика сексуальных меньшинств. Одна из последних выставок “ Dump Time. For a Practive of Horisontality” посвящена сну как политике сопротивления «работающему» капиталистическому обществу, обществу контроля.
Кураторы рассматривают сон вне биологического значения, а скорее как новое развитие эстетики сюрреализма, как представление идеи «ухода» от рацио, от «вертикального» человека. На выставке представлены работы художников Западной и Восточной Европы (М. Стилинович и другие менее известные художники). Среди участников - «Фабрика найденных одежд» с видео-проектом о том , как студенты балетного училища им. Вагановой помогают безработным через движение изменить свое самосознание).
Кабаре «Вольтер».
Знаменитое кабаре «Вольтер», созданное в 1916 (там зачитывался манифест дадизма, собиралась Х. Балл, Т. Тцара, М. Дюшан и др.) по-прежнему существует, в нем проходят выставки, акции, концерты (фото). Недавно в «Гараже» прошел ДаДа фестиваль, организованный кабаре «Вольтер», Barbarian, русской галерей в Цюрихе и московской галерей «Триумф».
Цюрих город не только коллекционеров, но галерей современного искусства. Русские галереи открылись здесь сравнительно недавно. Отдельное здание с подземным этажом – галерея Nadja Brykina (с 2006 года) с экспозиционной площадью более 800 кв. метров. Галерея в основном показывает М. Шпиндлера (фото справа), И. Вулоха (фото слева) , В. Юрлова.
Галерея Barbarian Натальи Ахмеровой (с 2008) ориентирована на художников среднего (Д. Гутов, В. Куприянов, А. Пономарев) и молодого поколений ( И. Котешов, Г. Первов, Е. Фикс), в том числе  международных художников. Сейчас в галерее выставка Ю. Календарева «Вне звука. Звуковые скульптуры», живущего в Италии.

Базель

Kunstmuseum.
История Музея искусства/Kunstmuseum Базеля начинается в 17 веке, когда город приобрел коллекцию близкого друга Эразма Роттердамского Б. Амербаха и показал ее в здании неподалеку от Кафедральной площади в 1671 году.
В дальнейшем город в основном не покупал, а получила дары, за исключением покупки работ «дегенеративного искусства» из немецких музейных собраний в 1939. Первые работы современного искусства – американский абстрактный экспрессионизм - появились в коллекции в 1959 году.
Уже в 1960-е поступления современного искусства становятся регулярными. Современное искусство 1950-1960-х экспонируется на первом и последнем этажах музея (Р. Лихтенштейн, М. Киппенбергер, З. Польке, Р. Трокель, Э. Уорхол).
В 1980 было перестроено из фабрики первое в Европе здание музея современного искусства Museum fur Gegenwartskunst специально для коллекции фонда Э. Хоффмана. Это здание и коллекция -  часть Кунстмузея.
На первом этаже музея можно видеть небольшую постоянную экспозицию работ американского минимализма (Д. Джад и др.). В остальной части музея проходят выставки работ художников из коллекции музея. В 1987 в этом музее была выставка И.Кабакова и И. Чуйкова, 1995 - И. Кабакова.
Кунстхалле.
Другая старейшая институция Кунстхалле, задуманная в середине 19 века арт-ассоциацией Базеля, в 1870-х годах уже имела свое здание, декорированное А. Бёклиным и другими художниками. Эта институция одной из первых в Европе стала показывать американскую абстракцию. В настоящее время выставочная политика направлена на показ не только региональных художников, но из художников из более удаленных стран.
Недавно здесь одновременно прошли персональные выставки турецкой художницы, учившейся в Париже и Амстердаме и немецкой художницы иранского происхождения (фото слева). За последние несколько лет здесь были показаны персональные выставки польских и грузинских художниц, живущих в Европе, поляков А.Жмиевского и П. Укланского.
В здании Кунстхалле находится еще одна институция – частный Швейцарский архитектурный музей, основанный 1984 году. Он так же ориентирован на взаимосвязь местного и интернационального архитектурного контекстов. Как правило, все выставки сопровождаются сериями лекций и дискуссий. Выставочная политика ориентирована на показ местного классического модернизма  (самый знаменитый в этом ряду Ле Корбюзье), современной архитектуры (из швейцарцев наиболее знамениты Герцог и Мерон, следет отметить, что на окраине Базеля они построили здание музея Schaulager для частной коллекции современного искусства, в которой работы более 150 известных художников ), а так же архитектурной фотографии и тому подобное. 
В этот разряд можно отнести отличную выставку известного немецкого театрального сценографа Анны Фиброк /Anna Viebrock. Более 20 лет она работает в сотрудничестве со знаменитым швейцарским театральным и оперным режиссером К. Марталером. На выставке представлено 16 макетов почти всех самых значительных постановок, наряду с архитектурными фотографиями, эскизами и фотографиями спектаклей. Дизайнер нередко использует образцы типовой современной архитектуры для исторических спектаклей и опер.

В целом, щвейцарские арт-инстиутции (музеи и центры искусства) стремятся показывать уже проверенное современное искусство, известные имена, но одновременно с этим открыты интернациональной сцене. Например, в феврале-марте 2011 в разных частях Щвейцарии прошли персональные выставки более 10 российских художников, среди них С. Шутов, А. Журавлев и другие.
Зинаида Стародубцева>

Еще больше нового и интересного в ЕЖЕДневных Новостях Искусства@ARTINFO - http://www.iCKYCCTBO.ru
Пополнение 3-4 раза в день.

Юрий Пластинин


В избранное