Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости литературы

  Все выпуски  

Новости литературы


Приветствуем Вас, уважаемый читатель!


Портал «Новости литературы» http://novostiliteratury.ru/ продолжает знакомить Вас с последними событиями мира книг и чтения.

Основные события недели с 19 августа по 25 августа 2013 года:

 

Что нового

 

Вышел фильм «Орудия смерти: Город костей» по мотивам фэнтезийного бестселлера

В прокат вышел фильм по мотивам фэнтезийного бестселлера Кассандры Клэр «Город костей». Фильм получил название «Орудия смерти: Город костей». Несмотря на столь устрашающее название и присутствие в сюжете всяких чудищ и нечисти, суть фильма так же, как в вампирской саге «Сумерки» сводится к романтике. 

http://novostiliteratury.ru/2013/08/vyshel-film-orudiya-smerti-gorod-kostej-po-motivam-fentezijnogo-bestsellera/

 

Московские библиотеки приобретут единый стиль

В рамках программы модернизации московских библиотек было решено привести все муниципальные библиотеки к единому стилю и ввести единую интерактивную архитектурную карту. В карте будет описана особенность каждого здания библиотек. Таким образом организаторы хотят привлечь внимание жителей к книжному фонду.  

http://novostiliteratury.ru/2013/08/moskovskie-biblioteki-priobretut-edinyj-stil/

 

Английские врачи будут прописывать пациентам книги

В Минздраве Великобритании уже утвердили программу, по которой врач может назначить пациенту в качестве лечения книгу. В список рекомендованной литературы входят 30  книг по психологии. Причем для каждой психологической проблемы прописывается своя книга.

http://novostiliteratury.ru/2013/08/anglijskie-vrachi-budut-propisyvat-pacientam-knigi/

Эти и другие новости можно прочитать в разделе http://novostiliteratury.ru/category/novosti/

 

                                               Обзор книжных новинок и рецензии

 

Даниил Гранин «Эта странная жизнь»: учитесь ценить время

Книга «Эта странная жизнь» — это документальная повесть об ученом, философе и биологе А.А.Любищеве. Любищев всеми силами старается экономить время, распределить дела так, чтобы все успеть и даже разрабатывает свою собственную систему экономии времени. В результате упорного труда, планирования и анализа «система Любищева» начинает работать!

http://novostiliteratury.ru/2013/08/daniil-granin-eta-strannaya-zhizn-uchites-cenit-vremya/

 

Мария Метлицкая «Ошибка молодости»: можно ли исправить ошибку молодости?

Герой произведения в далекой молодости бросает жену и больного сына и даже не задумывается о том, что совершил подлый поступок. Но годы идут, и осознание своей ошибки все-таки приходит к герою. Но сможет ли он исправить свою ошибку молодости?

http://novostiliteratury.ru/2013/08/mariya-metlickaya-oshibka-molodosti-mozhno-li-ispravit-oshibku-molodosti/

Билл Джордж и Питер Симс «Уроки выдающихся лидеров»: станьте настоящим лидером

 

В книге описаны пути становления 125 успешных лидеров, которые своим примером показали, что можно добиться своих целей,  не пренебрегая своими идеалами и ценностями.

http://novostiliteratury.ru/2013/08/bill-dzhordzh-i-piter-sims-uroki-vydayushhixsya-liderov-stante-nastoyashhim-liderom/

ЧИТАЙТЕ БОЛЬШЕ АНОНСОВ НОВЫХ КНИГ НА САЙТЕ:

http://novostiliteratury.ru/category/anonsy-knig/ 

СЛЕДИТЕ ЗА ОБНОВЛЕНИЯМИ РАЗДЕЛА С ОТРЫВКАМИ ИЗ НОВЫХ КНИГ:

http://novostiliteratury.ru/category/excerpts/

 

Что читать детям?

Лучшие книги для детей: Феликс Зальтен «Бемби»

 

Бемби — маленький неокрепший оленёнок, переживает молодость и в результате становится взрослым оленем. На своем пути становления ему приходится пройти многие испытания, но они лишь закаляют его и делают сильнее. 

http://novostiliteratury.ru/2013/08/luchshie-knigi-dlya-detej-feliks-zalten-bembi/

Эти и другие материалы из серии «Лучшие детские книги» читайте на сайте:

http://novostiliteratury.ru/category/knigi-dlya-detej/

 

Литературный календарь

«Берегите время: это ткань, из которой сделана жизнь» 19 августа родился Сэмюэл Ричардсон

Сэмюэл Ричардсон – знаменитый английский писатель, основавший новую школу романистов – «чувствительность».

В его романе «Кларисса, или история юной барышни» речь идет о героине, которую обесчестил Роберт Ловелас. Девушка умирает в страданиях, но друзья наказывают ее обидчика. Именно с героя этого романа пошло имя нарицательное «ловелас», употребляемое в значении соблазнителя и искателя любовных побед.

http://novostiliteratury.ru/2013/08/beregite-vremya-eto-tkan-iz-kotoroj-sdelana-zhizn-19-avgusta-rodilsya-semyuel-richardson

 

  Прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко!» 21 августа родился Юрий Сергеевич Энтин

Юрий Сергеевич является членом Союза кинематографистов России, написал более 500 стихов к песням, несколько книг для детей. Песни на его стихи звучат в более ста фильмах и мультфильмах, многие из которых стали хитами. На его песнях выросло не одно поколение, а фразы из песен давно стали крылатыми. 

http://novostiliteratury.ru/2013/08/prekrasnoe-dalyoko-ne-bud-ko-mne-zhestoko-21-avgusta-rodilsya-yurij-sergeevich-entin

 

«Безумие относительно. Все зависит от того, кто кого запер в какой клетке» 22 августа родился Рэй Брэдбери

Рэй Брэдбери является автором более 800 произведений. Несколько из них легли в основу экранизаций и театральных постановок. Рэй Брэдбери считается классиком научной фантастики.

http://novostiliteratury.ru/2013/08/bezumie-otnositelno-vse-zavisit-ot-togo-kto-kogo-zaper-v-kakoj-kletke-22-avgusta-rodilsya-rej-bredberi

 

                                  

                                                          Букридеры

 

 

Amazon представит новую систему E-book Extras

Американская компания Amazon, которая является крупнейшим в мире интернет-ритейлером, разработала и запатентовала новую систему E-bookExtras, предназначенную для расширения контента для электронных книг.

http://novostiliteratury.ru/2013/08/amazon-predstavit-novuyu-sistemu-e-book-extras/

 

 Texet HD TB-710HD: полу-букридер — полу-планшет

Электронные книги на TFT-экранах уступают тем, что на e-ink в вопросах анатомичности чтения. Но зато они лихо бьют о цене планшеты своим функционалом — и при этом полностью адаптированы для нужд читателя.

http://novostiliteratury.ru/2013/08/texet-hd-tb-710hd-polu-bukrider-polu-planshet/

                                   * * *

И еще многое другое о мире литературы на нашем портале. Следите за обновлениями на http://novostiliteratury.ru/!

 

Бонус подписчику!

10 лучших книг августа

 

 

  1. Джоджо Мойес «Последнее письмо от твоего любимого»

 

Дженнифер Стерлинг в 1960 году после автомобильной аварии не помнит ни свое имя, ни подробности аварии. Ей окружающий мир кажется незнакомым, пока она не наткнется на письма, в которой ей некто признается в любви и уговаривает бросить мужа.

Время идет, на дворе 21 век. Репортер Элли находит странное письмо в архиве газеты. С его помощью она пытается восстановить события прошедших дней и расследовать судьбы героев.

 Каждая книга Джоджо Мойес становится бестселлером и заслуживает самых высоких оценок.

 

2. Герман Кох «Ужин»

 

Роман Германа Коха «Ужин» переведен на двадцать с лишним языков, было продано больше миллиона экземпляров.

Сюжет книги поначалу покажется простым: два брата, один будущий премьер-министр, а второй неудачник, бывший учитель. И вот они встретились, чтобы поужинать. Но ужин в ресторане перерастает в драму, когда начинают выясняться новые страшные подробности их семьи. Чем закончиться эта история, узнаете, прочитав роман.

 

3. Виктория Токарева «Так плохо, как сегодня»

 

В новой книге Виктории Токаревой описаны новые яркие образы героев, новые жизненные истории. Виктория Токарева в своих новых рассказах передает сожаление о том, что в современном мире человеческие ценности отодвигаются на второй план. Но, несмотря на такую тенденцию, автор верит, что еще не все потеряно и люди не растеряли свои лучшие качества.

В сборник также вошли рассказы, которые давно не переиздавались и не столь известны.

 

4. Кассандра Клэр «Город костей»

 

Кассандра Клэр известна читателю как автор трилогии «Орудия смерти», в которой она описала иную реальность с вампирами и страшными чудищами.

История начинается с того, что главная героиня идет в клуб со своим другом, где становится свидетельницей странного убийства. На следующий день она узнает о том, что ее мама является одной из Сумеречных охотников и вскоре самой героине  предстоит вступить в их ряды, чтобы бороться со злом и спасти человечество.

Несмотря на столь страшное название, суть книги так же, как в вампирской саге «Сумерки», сводится к романтике. Так же, как в «Сумерках», девушке предстоит выбор между загадочным парнем, в которого невозможно не влюбиться и немного нелепым, но столь преданным другом.

 

5. Рэй Брэдбери «451 по Фаренгейту»

 

Этот роман впервые был издан в 1953 году и принес мировую известность Рэю Брэдбери. Несмотря на то, что роман написан около 60 лет назад, он остается в наше время актуальной.

В романе описывается общество будущего, в которой нет места печатным изданиям. Их уничтожает специальный отряд пожарных, интерактивное телевидение вещает только информацию для всеобщего оболванивания, за хранение книг предусмотрено наказание, а за нарушителями выходит на охоту электрический пес.

 

6. Людмила Улицкая «Детство 45-53. А завтра будет счастье»

 

Книга о детях послевоенного периода, чье детство пришлось на 1945-1953 годы, о тех, кому пришлось пережить трудные времена. Кто знает, что такое довесок, кому пришлось пользоваться керосинкой в быту, печкой, колонкой. У кого были совершенно иные ценности, чем у нынешней молодежи. О том, что значили для них слова победа, партия, Сталин. О том, что нельзя забывать.

 

7. Евгений Гаглоев «Трианон»

 

Это вторая книга серии «Зерцалия». Главная героиня Катерина со своими друзьями снова столкнулась с выходцами зазеркалья. Им нужна ее кровь, чтобы беспрепятственно проходить сквозь зеркала. Члены Клубя Калиостро также пытаются найти выход в Зерцалию. Для этого они должны достать Трианон – магический артефакт.

Катерина, прочитав дневник своего отца, узнает тайны, связанные с ее рождением и о том, какие злоключения ей уготованы в Зерцалии.

 

8. Ребекка Донован «Жить, чтобы любить»

 

В маленьком городке Англии все знают друг друга и жизнь каждого у всех на виду. Здесь каждый заботится о своей репутации и внимательно следит за личной жизнью других.

Эмма Томас делает все, чтобы на нее не обращали внимания, старается быть незаметной. И больше всего боится, что все жители городка узнают ее тайну.

Но вот к ней приходит любовь и Эмма наконец решается вздохнуть полной грудью и начать жить по-настоящему.

 

9. Дарья Донцова «Пальцы китайским веером»

 

Все начиналось очень просто: Дашу Васильеву приятель попросил пожить в доме его матери, чтобы ухаживать за котом. Но тут выясняется, что мать приятеля, Майя Михайловна, была домашним психотерапевтом, и теперь Даше придется  выполнять ее работу. Один из пациентов, подросток Ваня, сообщает ей, что отчим убил его мать и сестру, а теперь пытается убить  и его. Конечно же, Даша Васильева не могла остаться в стороне и решила помочь Ивану.

 

10. Маша Трауб «Руками не трогать»

 

Новый юмористический роман Маши Трауб о жизни музейных работников. Казалось бы, что интересного может быть в жизни музейных работников. А одно название музей музыкальной культуры у многих навевает скуку. Но в жизни, казалось бы, таких скучных людей, как музыкальные работники кипят настоящие страсти и у каждого имеется свой скелет в шкафу. 

Книга очень увлекательная, и неизвестно, будете вы плакать или смеяться, но скучать не придется!

 

Литература в Сети. Лучшее за неделю

3 самых больших страсти в жизни Александра Куприна

25 августа - день памяти прекрасного писателя, "русского Джека Лондона" Александра Куприна.

Прежде чем стать писателем, Куприн перепробовал десятки профессий и занятий. Он был военным, цирковым борцом, рыбаком, воздухоплавателем, пожарным, землемером, дантистом, актером, шарманщиком… Человек странной, если не сказать переменчивой литературной судьбы: вот уже много лет критики спорят, почему он так и не стал «великим писателем». Но это в представлении критиков, не так ли?

Три самых больших страсти в жизни одного из самых читаемых и переиздаваемых русских писателей.

 

1.             Мария Давыдова

 

Первый раз Александр Куприн женился довольно поздно, в 32 года. 20-летняя Маша Давыдова была дочерью известной издательницы журнала "Мир Божий" и покойного директора Петербургской консерватории. Внешне яркая, шумная, остроумная, со стальным характером, она всегда пыталась быть на первых ролях. Куприн страстно обожал жену, высоко ценил ее литературный вкус, всегда прислушивался к ее мнению. Тем не менее, их совместная жизнь мало походила на идиллию: слишком уж разными людьми они были. Мария – дама светская и честолюбивая, пыталась обуздать буйный нрав мужа и сделать его модным писателем. Салоны, светские сплетни… А Александр Иванович в салонах чувствовал себя неуютно, предпочитая им шумную простых трактиров. Боролась она и с неусидчивостью и абсолютной неорганизованностью супруга. Причем, иногда методы были очень жесткими. Куприн никак не мог дописать повесть "Поединок" - мешали загулы. Тогда жена выпроводила его из дома, заставила снять квартиру, где он должен был работать над повестью. Навещать ее и их маленькую дочку он имел право, лишь предъявляя новые страницы рукописи. И однажды он принес ей часть старой главы. Тогда она заявила, что обманывать ее ему больше не придется: укрепила на входной двери цепочку и получала новые страницы рукописи исключительно через приоткрытую дверь. Если это был новый отрывок, тогда она открывала дверь. В мае 1905 года "Поединок" наконец-то был издан. К Куприну пришла не только всероссийская, но и мировая слава. То, чего очень хотела Маша, свершилось. Только любовь постепенно угасла. Несколько раз супруги сходились и расходились. Постепенно они становились чужими людьми и расстались достаточно мирно.

 

2.             Елизавета Гейнрих

 

Отцом Лизы был венгр Мориц Гейнрих Ротони, долгое время живший в Оренбурге и женившийся на сибирячке. У этой пары было много детей, а старшая дочь, Мария, стала актрисой и спустя годы связала свою судьбу с другим русским писателем – Маминым-Сибиряком. Впервые Александр Куприн по-настоящему разглядел Лизу на модной вечеринке, где звучала гитара и блистал будущий знаменитый актер Качалов. А ведь до этого она несколько лет прожила в семье Куприна, где за достаточно скромные деньги нянчила их дочь и помогала по хозяйству… Итак, он признался ей в любви. Она не захотела разбивать семью, отнимать у ребенка отца и ушла из дома Куприных. Поступила на работу в инфекционное отделение одного из госпиталей. Впрочем, ее самоотверженный поступок не спас распадавшуюся семью. Вскоре Куприн ушел из дома и поселился в петербургской гостинице "Пале-Рояль", а потом приобрели в рассрочку "зеленый домик" в Гатчине, где провели восемь почти безмятежных лет. Александр Иванович любил принимать гостей – некоторые из них жили у Куприных неделями. Иногда к столу подавалось до шестнадцати фунтов мяса, а потом долгое время семья сидела без денег… Часто в "зеленом домике" гостила Лидия, дочь от первого брака. В 1908 году у Елизаветы Морицовны родилась первая дочь, Ксения, через год – вторая, Зинаида.

В отличие от Марии Карловны, Елизавета Морицовна, напротив, на главные роли не претендовала. Любопытную деталь о жизни Куприных оставила в своих воспоминаниях жена Ивана Бунина, Вера Николаевна Муромцева. Она рассказала, как ее муж и Куприн однажды заскочили ненадолго в "Пале-Рояль", где "застали Елизавету Морицовну на площадке… третьего этажа. Она была в домашнем широком платье (Лиза в это время ждала ребенка)". Бросив ей несколько слов, Куприн с гостями отправился в поход по ночным притонам. Продолжалось это не час и не два, и все это время беременная женщина простояла в ожидании на лестничной площадке.

Иногда Куприны ненадолго расставались: выкроив деньги из скудного семейного бюджета, отказывая себе во всем, Елизавета Морицовна отправляла Александра Ивановича на юг – отдохнуть. Одного. На нее денег уже не хватало. Зато когда ему исполнилось шестьдесят, через двадцать два года после женитьбы, Александр Иванович написал жене такие слова: "Нет никого лучше тебя, ни зверя, ни птицы, никакого человека!".

Он умер 25 августа 1938 года на руках у верной жены, до последней минуты старавшейся ободряюще улыбаться дорогому мужу. Жить без него Лиза не смогла и зимой 1942 года, отказавшись покинуть блокадный Ленинград, покончила с собой.

 

3.             Алкоголь

 

Да-да, третьей страстью писателя была не женщина, а алкоголь. К тому времени, как Куприн стал по-настоящему знаменитым, о его пьянстве уже писали газеты: писатель кого-то облил горячим кофе, выбросил из окна, кинул в бассейн со стерлядью, воткнул кому-то в живот вилку, выкрасил голову масляной краской, поджег платье…

От одной рюмки водки, по замечанию знавших его, нарывался на ссору чуть ли не со всяким, кто попадался ему под руку. То он пьянствовал в ресторане, пригласив весь мужской хор Александро-Невской лавры; то три дня пропадал у цыган, а то приводил домой пьяного попа-расстригу. Про него даже сочинили такой стишок: "Если истина в вине, сколько истин в Куприне" и "Водочка откупорена, плещется в графине. Не позвать ли Куприна по этой причине?"

Еще в первом браке, его четырехлетняя дочь Лида однажды, в присутствии многочисленных гостей и отца, исполнила частушку собственного сочинения:

У меня есть папа,

У меня есть мама.

Папа много водки пьет,

Его за это мама бьет…

А это уже из "взрослых" воспоминаний дочери от второго брака, Ксении Куприной-Иорданской: "В Петербург отец ездил регулярно, по иногда застревал там на недели, попадая под влияние литературной и артистической богемы. Мать самоотверженно боролась с плохим окружением отца, оберегала его покой, вырывала из дурных компаний, выгоняла из дома некоторых литературных «жучков». Но слишком много могучих противоречивых жизненных сил бродило тогда в отце. Даже небольшое количество алкоголя превращало добрейшего Куприна в человека буйного, озорного, с бешеными вспышками гнева".

22 августа 2013 года исполнилось 60 лет со дня выхода в свет научно-фантастического романа-антиутопии «451 градус по Фаренгейту» яркого американского писателя Рэя Брэдбери.

 По нему поставлены фильм, спектакли, опера и даже компьютерная игра. Несомненно это произведение, покорившее миллионы читателей, занимает достойное место в сокровищнице мировой литературы.

Философская антиутопия Рэя Брэдбери, предупреждая об угрозе тоталитаризма, рисует беспросветную картину бездуховного общества потребителей, в котором моральные и духовные ценности подменены материальными. Здесь подлежат сожжению все книги, призывающие задумываться о жизни, хранение книг является преступлением, интерактивное телевидение успешно оболванивает массы, карательная психиатрия расправляется с редкими инакомыслящими, а на охоту за неисправимыми диссидентами выходит электрический пес...

 В свете последних событий многие наши современники считают этот культовый роман - предупреждение злободневным и пророческим. Запущенный в действие спорный «антиэкстремистский» закон, охота за иностранными агентами, слежка спецслужб за миллионами интернет-пользователями и абонентами телефонных компаний, новый «антипиратский» закон — все это имеет непосредственное отношение к нам, ставит под угрозу наши фундаментальные права во имя призрачного благополучия большинства.

Единственный по-настоящему фантастичный роман Брэдбери — «451 градус по Фаренгейту» — ведь он основывался на реальности! Фильм Трюффо, снятый по нему, настолько будничен, что там и не помыслишь о будущем. Это просто одна из версий действительности. Происходящее уже сейчас только доказывает, что Брэдбери не успел добрести до края, а только обозначил постепенную замену общения иллюзиями.

Дедушка Рэй пишет о том, что самый страшный мир — внутри человека. Что в каждом есть хороший и плохой персонаж. И как важно не дать вырваться второму. Не важно, какой на дворе год, и с помощью чего доставляется пища в квартиру, и есть ли тут гравитация.

Брэдбери: будущее без супергероев

 В одном из своих интервью, рассматривая особенность научно-фантастического жанра, Рэй Бредбери сравнил его с мифом о Персее и Медузе Горгоне. Вместо того, чтобы смотреть правде в глаза, вы смотрите на нее через плечо и сквозь зеркало, то есть используете «рикошетное видение». Так, смотря в будущее, фантастика отражает актуальность. И именно за идеи, которые пока еще не воплощены, но будут реализованы в ближайшем будущем, то есть за «искусство возможного», он так любит этот жанр.

 Действительно научно-фантастическая литература давно и прочно зарекомендовала себя глашатаем открытий. Вспомните мастеров этого жанра: Жюля Верна - «отца подводных лодок», Герберта Уэллса - впервые употребившего термин «атомная бомба» за 30 лет до создания этого страшного оружия, Л. Рона Хаббарда- предсказавшего маленькие беспроводные видеокамеры, цифровые камеры, космические спутники с системами съемки высокого разрешения почти за двадцать лет до появления этих технологических чудес, ставших сегодня реальностью.

 

Немногие из тех, кто пришёл в литературу одновременно с ним, в 1930-х, сумели дотянуть до столь почтенного возраста. Вероятно, одна из причин этого творческого долголетия кроется в лёгкости и естественности, с которой писатель спустя многие десятилетия возвращается к однажды придуманным им мирам, вновь и вновь припадая к истокам, окунаясь в целительные воды реки юности.

Куда приводят мечты

 И с точки зрения воплощения писательских фантазий в жизнь, роман «451 градус по Фаренгейту» представляет особый интерес. Ведь в нем Рэй Брэдбери предсказал появление целого ряда инженерно-технических новинок. Так, небольшое устройство «Ракушка», воспроизводящее музыку и голоса, стало прототипом современных портативных радиоприемников, впервые появившихся ближе к 80-м годам, и самого популярног ныне формата наушников «капельки». Предугадал автор также и цветное телевидение (вошедшее в обиход в 60-е годы), телевизионные панели и телевизоры с 3D-изображением, появившиеся уже ближе к началу нынешнего столетия. И очень напоминают современные банкоматы, упомянутые в романе устройства, обеспечивающие круглосуточный доступ к своим финансам.

 Роман "451 градус по Фаренгейту", сделавший Брэдбери по-настоящему знаменитым, можно назвать его самым пророческим произведением. Сам же мэтр научной фантастики отмечал, что стремится не столько предсказать, сколько предотвратить будущее, и что предсказание новых технологий - далеко не главное. Как-то он сказал: «Любовь – вот ответ на любой вопрос и единственная причина что-либо делать. Если вы не пишете историй про то, что любите, они никогда с вами не произойдут». Пожалуй, эти слова, как нельзя лучше, объясняют его профессиональный успех и продолжающийся интерес к его работам читателей.

Фестиваль «ЛИК» и другие лики берлинского петербуржца Григория Кофмана – интервью с Григорием Кофманом.

- Григорий Яковлевич, захожу на ваш официальный сайт, и просто глаза разбегаются. Сколько же у вас проектов, и таких разных! Наряду с «ЛИКом» и Goff Company, спектаклями в Русском театре (Берлин), вы давно и серьезно занимается аудиозаписью произведений Даниила Хармса, Бруно Шульца, Луи-Фердинанда Селина, снимаетесь в оригинальных рекламных роликах (для вас это тоже – жанр искусства), играете в спектаклях, кино и ТВ-фильмах, ведете программы на «Радио Русский Берлин», является берлинским корреспондентом нескольких российских ТВ-шоу, преподаете актерское мастерство в театральных школах, ведете мастер-классы, читаете лекции… Извините, если что-то запамятовал! Но я даже не знаю: завидовать или сочувствовать вашей «многоликости»?! Ведь, как правило, в творчестве добивается серьезных успехов тот, кто, словно дятел, долбит всю жизнь одно дерево…

- Моя «многоликость» - технологически, скорее, минус. Действительно, если грамотно долбить в одну точку, как дятел, пробиваешь больше. В моей жизни был период, когда все складывалось именно так. В какой-то момент я «забил» на российскую составляющую: в 1996 году получил роль в Германии, несмотря на то, что я по образованию режиссер, удачно выучив немецкий язык, и оказался на сцене хорошего академического театра, где верой и правдой служил два года, а затем продолжал работать в различных немецких театральных проектах.

Я тогда почувствовал вкус честно заработанных, своим творчеством денег: за выход на сцену платили 500 марок, по тем временам это было много, больше, чем сейчас 500 евро. Я взглянул на себя иначе и постепенно начал привыкать к этому. Даже когда мой контракт с театром закончился, меня пригласили в другие проекты, и я объездил всю Европу. Вообще, мне нравится, когда меня в России кто-то называет – «немец», по происхождению я - еврей, и для меня это как комплимент. У меня родились дети в позднем возрасте… Казалось, жизнь вошла в привычную колею.

И тут, в 2001 году, последовало неожиданное предложение Марины Леманн, тогдашнего руководителя Камерного Русского Театра (Берлин), чтобы я поставил «Белые ночи» Достоевского. Я сделал встречное, альтернативное предложение: «Штабс-капитан Рыбников» Александра Куприна сам написал драматургическую версию, поставив спектакль «Русская рулетка». Тоже Петербург, то же северное балтийское свечение... Редкое явление в русской литературе – острое сопереживание, сочувствие шпиону на территории России, в ее самом сердце (тогдашнем), в Санкт-Петербурге - задавало работу моему воображению. Отличная купринская речь, звучащая на улицах и площадях, салонах и борделях роскошного города, столице страны, находящейся в состоянии войны, в 10 000 километрах не на цинковых балтийских, а на свинцовых тихоокеанских волнах…

И в этой работе я ощутил неверятно сильный драйв, совсем другой запал. Я понял, что можно даже отказаться от того удачного шестилетнего периода в финансовом смысле, чтобы начать какие-то риски, которые продолжаются вот уже двенадцать лет, но я ни секунды не сомневаюсь, что сделал правильный выбор.

Деньги я зарабатываю в другой области – аудиокниги, реклама, аудиотеатр, и я очень востребован как голос - и немецкий, и английский. Пусть все это шатко, ненадежно, у меня нет постоянного места работы, тем не менее, мне состояние творческой свободы нравится гораздо больше.

- Когда видишь ваши фотографии, сразу возникает мысль: «Ах, какое лицо, какая актерская фактура!» Почему же вы свою актерскую фактуру, по гамбургскому счету, не реализуете на российских кино и театральных просторах?

- Меня самого это долгое время удивляло. Но ответ прост - когда с московскими агентурами разговариваешь, постоянно слышишь: «Вы не под рукой, нам надо, чтобы завтра приехали на один кастинг, послезавтра - на другой, третий – тогда только будет толк». Я состою в двух агентурах, но там все должно быть мобильно и подвижно. Звонят: «Гриша, завтра можешь появиться? Нет? Тогда до следующего раза». А на следующий раз позвонят более сговорчивым, менее занятым… А для театральных проектов вообще нужно на два-три месяца переезжать в Россию, чтобы репетировать, а это по моим семейным устоям невозможно. Но я себя в этом смысле реализую с Goff Company, сочетающей музыкальное, театральное, поэтическое искусство, во время три-четырех заездов в год в Россию, с питерской командой актеров и музыкантов, куда входят: барабанщик Алексей Иванов (группа С.К.А.), саксофонист Николай Рубанов («АукцЫон»), гитарист Виталий Кучеров.

- Где Goff Company обычно выступает?

- В октябре будем работать в самом известном петербургском музее современного искусства «Эрарта», на Васильевском острое. Там очень симпатичное помещение, правда, надо его «обрабатывать», потому что там сильное эхо. Туда нужно привозить определенный формат, определенные спектакли, например, «Представление» по Иосифу Бродскому всемером играть невозможно, а вот наш дуэтный с барабанщиком Алексеем Ивановым спектакль «Речь главного обвинителя», по седьмой части романа Владимира Сорокина, как говорится, идет на взлет.

- В Петербурге Goff Company частый гость, но почему в Москве очень редко появляетесь?

- Раза три мы появлялись, но нас преследовали «случайные несчастья». В одном из залов-клубов было очень накурено, и хотя мне показалось, что это наш формат, сидящая покуривающая публика, интеллектуалы, но аудитории явно не хватило собранности, дисциплинированности, внимательности, а мои спектакли при всей авангардности построены по законам академического восприятия. Они по исполнению авангардны, но по концентрации слова, взаимодействию слова со звуком – академичны. Я специально подбираю музыкантов, которые не играют, а умеют «говорить» инструментами – это очень сложный жанр, потому что это не нойзы какие-то или мелодические свирты, просто они разговаривают, кто на саксофоне, кто на барабанах, кто на гитаре.

Был у нас опыт визита на сцену Театра на Большой Серпуховской, но попались непорядочные люди, которые не выполнили своих обязательств. Хотя очень интересная площадка – переделенное под театр церковное пространство, сцена буквально находится под куполом, там, где когда-то был алтарь. Удивительная акустика, все очень классно, красивый зал, но все, что касается организации – полный пофигизм. Мне, человеку из Германии, так и хочется сказать «московский пофигизм», хотя ясно, что нельзя всю Москву одной краской мазать, и мы просто не на тех партнеров вышли.

А еще раз случилась хорошая поездка в бывший центр Мейерхольда. Но и там в последний момент по организационным причинам большая сцена «соскочила» на маленькую, а маленький зальчик совсем нам не подходит, три фонаря всего, а мы заявили очень сложную работу «Розанов против Гоголя» по эссе Виктора Ерофеева.

Цепь неудач, конечно, выбила нас из гастрольной колеи, после чего, я, не имея прямых провайдеров в Москве, кто бы занимался нами, забил на это. Это не редкая история для петербуржцев, которым я себя, конечно же, считаю, хотя и живу уже немало лет в Берлине. Но, конечно же, мне хочется сломать эту печальную традицию и присоединиться к тем петербуржцам, которые в Москву ездят постоянно, выступают здесь чрезвычайно успешно и с театральными, и с музыкальными проектами (тот же музыкант Goff Company,

- Григорий, как говорится, готовь сани летом… Фестиваль «ЛИК» в августе отшумел, но как в будущем году приехать в Пушкиногорье, на ваш замечательный праздник искусств, простому московскому зрителю, любителю театрального и поэтического искусства? С какими трудностями он может столкнуться?

- Если простой гражданин захочет к нам попасть, то он должен просто вовремя зарезервировать себе жилье, потому что Пушкиногорье – это распадающийся и умирающий регион.

- Даже в наше время, до сих пор?

- Не до сих пор, а там сейчас просто атас! Несколько лет назад пару пансионатов еще работали, а теперь перестали. Сейчас есть две гостиницы, одна турбаза, и еще есть пансионат, очень дорогой – это все какие-то немереные цены, выше европейских, при полном отсутствии серьезных услуг, и это меня просто вышибает. Я не могу понять, почему этим никто не занимается, там такое замороженное место, и вообще, весь заповедник оставляет тяжелое ощущение, оттого, что они живут позапрошлым веком. Вот этим летом закрылось последнее нормальное кафе, которое по кухне было никаким, но хоть сделано нормально. Вокруг Михайловского вообще нигде поесть. Люди приехали в музей, погуляли там, на это минимум надо три часа, и никуда дальше не пойти…

И это в то время рядом находится поляна, на которой на нашем фестивале «ЛИК» плотно располагаются 150 человек, а днем еще больше. Мы предлагаем зрителям – приносите бублики, а чай у нас есть! Если захотите остаться после спектакля – милости просим, можно развести костер, попеть песни, почитать стишата. Ничего нового, но все от души, и это по-настоящему притягивает людей, греет.

- А если, преодолев бытовые трудности, зритель попадет на ваш фестиваль «ЛИК» в начале августа, что он там увидит?

- У нас нет заорганизованности, чем страдают многие фестивали. В Пушкинских горах идет очень простой, открытый разговор со зрителем, выдержан игровой тон (не всегда шуточный, мы очень часто говорим со зрителем на самые серьезные вещи). Но, мне кажется, не стоит слишком серьезно разговаривать со зрителем во время таких фестивалей. Это же не закрытый процесс какого-то разбора, обмена мнениями и идеями, а открытая история, которая должна быть понятной зрителям, даже случайно заглянувшим к нам. Таков наш стиль, и зритель «ЛИКа» чувствует себя с нами на равных, понимая, что мы не занимаемся никаким учительством, не гнем его в какую-то сторону, что наш фестиваль – какая-то зона творческой свободы. Этому способствуем вся атмосфера: ландшафт, люди, которые владеют голосом, «окучивают» собой даже открытую поляну. К нам приезжают актеры, которые заточили себя под очень неформальное общение со зрителями. И это единственное, чем я руководствуюсь, когда выбираю участников фестиваля. Моя задача – выбрать не мастеров с именем, не медийных лиц, приоритет - тем, кто умеет себя держать в нашем формате.

Наш фестиваль очень живой – «ЛИК» уже набрал опыт и силу, но он развивается, прогрессирует. Нас, организаторов фестиваля, всего семеро, но мы научились работать так, что и семьдесят человек могут позавидовать. Очень успешным оказался в этом году опыт сотрудничества с Государственным Пушкинским заповедником «Михайловское», они уже сказали, что на будущий год готовы выступать нашим сопартнером. И, конечно, мы очень надеемся, что нашу совместную программу поддержит Министерство культуры РФ, тем более 2014 – особый год, он ведь назван Годом культуры в России.

 

 

 

 


В избранное