Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Продолжаю публиковать фрагменты моей книги: О.В.Фролов "Диалоги деда и внука" (95-летию ВЛКСМ посвящается) Диалог одиннадцатый


Диалог одиннадцатый
- Ты вчера сказал, что комсомолу все было по плечу. А что именно?
- Про ударные комсомольские стройки я тебе уже рассказывал…
- Да.
- Если коротко, то не было такой сферы жизни государства, в которой бы не участвовали комсомольцы. Помимо производства, комсомол много внимания уделял культурной, досуговой работе, в том числе по месту жительства.
- Как это?
- Знаешь, что такое ЗКВ? Хотя, откуда тебе…
- Конечно, не знаю.
- ЗКВ – это зона комсомольского влияния.
- Почему зона? Комсомол, что на уголовников влиял?
- Зона – это территория, которая была закреплена за той или иной первичной комсомольской организацией, обычно крупного предприятия и вуза.
- Кем закреплена?
- Обычно решением горкома или райкома комсомола.
- И для чего?
- На этой территории комсомольцами организовывались различные спортивные секции, клубы по интересам и кружки. Работали педагогические отряды.
- Учительские? Учителя, что, объединялись в отряды? Зачем?
- Нет, учителей в них, как правило, не было. Так назывались объединения комсомольцев – организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства. Они не имели педагогического образования...
- Так какие же они учителя?
- Ты не понимаешь. Они не учили, как учат в школе, они личным примером воспитывали, обучали тем полезным навыкам, которыми обладали.
- Не понимаю...
- Организаторами работы по месту жительства комитеты ВЛКСМ утверждали только тех, кто хотел заниматься с детьми и подростками, обычно из числа передовиков производства…
- Опять, загадками говоришь! Что за передовики производства?
- Я тебе уже рассказывал про социалистическое соревнование, так?
- Да, помню.
- Вот те, кто был победителями в нем, постоянно перевыполнял производственные задания и нормы, и назывались передовиками производства.
- Понял.
- Вообще-то, по-моему, это призвание: работа с детьми и подростками. Я знал немало комсомольцев, которые все свое свободное время отдавали этой деятельности.
- Им чего, не чего было делать, кроме этого?
- Почему? Конечно, было что… Но это для них было основным, можно сказать, любимым делом.
- И им хорошо платили?
- На производстве, по тем временам да, а за работу с детьми и подростками не платили ничего. А грамотами награждать награждали…
- Я бы так не смог… Меня бы сегодня на смех подняли…
- Так, это сегодня… Тогда время было другое, да и люди были другие…
- Чудно… Тратить свое время задарма… Зачем?
- Зачем? Да для того, чтобы не болтались дети и подростки без дела по улицам, не зная, куда приложить свои силы и как убить время, не хулиганили, не распивали пиво и водку по дворам, а о наркоманах и речи не было!
- Ну, да? Что, и наркоманов не было?
- Не было!
- Не может быть!
- Не было. Если посмотреть, сколько их сейчас: курящих, колющихся, нюхающих, и сравнить с тем временем, можно сказать, что их не было. Были так называемые «трудные» подростки, которые пытались нюхать клей «Момент», но их были единицы.
- Подожди, что за трудные?
- Так называли подростков, стоящих на учете в детских комнатах милиции, позднее в инспекциях по делам несовершеннолетних.
- Почему на учете?
- Причины были разные: кто-то рос в неблагополучной, например, пьющей семье, у кого-то один из родителей был осужден, кто-то хулиганил… Вот над таким трудными и устанавливалось шефство комсомольцев.
- Шефство? Как это?
- Решением комитета ВЛКСМ за трудным подростком закреплялся комсомолец из числа рабочих, инженеров, научных работников или студентов старших курсов… В его обязанности входило регулярные посещения семьи, в которой рос подросток, вовлечение подростка в какую-либо спортивную секцию или кружок. Как правило, этот комсомолец был членом ОКОД.
- О… О… КОД?
- Оперативного комсомольского отряда дружинников.
- Дружинников?
- В то время существовали добровольные народные дружины – ДНД. В их состав входили люди различных возрастов. Их задача заключалась в оказании помощи милиции в патрулировании улиц, обеспечении порядка на мероприятиях, даже помощь ГАИ.
- ГАИ – это что?
- Сейчас это ГИББД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения, а раньше – Государственная автомобильная инспекция – ГАИ.
- А как дружинники помогали ГАИ?
- Участвовали в пропаганде Правил дорожного движения, принимали участие в организации проведения техосмотров автомобилей, регулировании движения.
- А ОКОД?
- Задачами ОКОД была работа с трудными подростками, противодействие правонарушениям молодежи, а также те, что и у ДНД. На патрулирование они выходили только вместе с сотрудником милиции.
- Почему?
- Потому что они были помощниками, а все права по задержанию были только у сотрудника милиции.
- А им платили за это?
- Дружинникам ничего не платили, правда, добавляли, кажется, три дня к ежегодному отпуску, позднее у них был бесплатный проезд на городском транспорте, ну и естественно, награждали их грамотами… Не редко у одного члена ОКОД было несколько подшефных – трудных подростков. А в летние каникулы трудных подростков включали в состав студенческих отрядов.
- Опять отряды! Студентов-то за что в отряд и этих … трудных?
- И этого ты не знаешь… В то время в стране было развито движение студенческих отрядов. Сначала это были строительные, позднее к ним добавились сельскохозяйственные отряды, отряды проводников…
- Подожди! Строительные и сельскохозяйственные – это понятно, но проводников? Куда проводили и что?
- Ха... ха… ха… Ну, рассмешил… Отряды проводников – это отряды студентов, работавших проводниками на поездах дальнего следования. Кстати, пользовались большим спросом у студентов…
- Почему?
- А ты не догадываешься?
- Да, нет как-то…
- Можно было не только заработать, но и страну посмотреть…
- А, понятно… Хорошо придумано, интересно: едешь и смотришь, да и деньги платят…
- Ну, деньги платили за работу, а не за безделье…
- Это я понимаю…
- Были и студенческие педагогические отряды. Входившие в них студенты педагогических вузов работали в летнее время вожатыми в загородных и городских пионерских лагерях, разновозрастных отрядах по месту жительства.
- И хорошо платили?
- По-разному Многое зависело от того, в какой части страны работал отряд, чем занимался… На стройках Сибири и Дальнего Востока студенческие отряды зарабатывали очень даже прилично, по крайней мере за два месяца получали в несколько раз больше, чем за это же время специалист на производстве где-нибудь в центральных областях  СССР. Занимались организацией студенческих отрядов штабы…
- Штабы?
- Да, сначала штабы ССО – штабы студенческих строительных отрядов, а позднее штабы ТОМ – трудовых объединений молодежи. Они создавались в каждом высшем учебном заведении, в городах и районах, где были вузы, областях, республиках, Центральным Комитетом ВЛКСМ был создан Центральный штаб. Да, и еще, кроме студентов вузов, в отряды привлекались и учащиеся средних специальных учебных заведений, как их тогда называли,техникумов.
- Вот удовольствие в свои каникулы работать! Хотя если ради денег… Можно, пожалуй, и поработать, чтобы деньгу зашибить…
- Ну, ты не прав. Ребята, а их тогда называли бойцами, в стройотрядах не только работали, они выступали с концертами, лекциями перед местными жителями, участвовали в спортивных соревнованиях… За это отвечали комиссары отрядов…
- Комиссары?
- Да, вообще, начиная с отряда и до Центрального штаба, руководителями были: командир, комиссар и главный инженер.Командир, как ты понимаешь, отвечал за все, главный инженер – за выполнение производственных работ, а комиссар за состояние воспитательной работы. Кроме того, каждому отряду заранее определялись задания по работе с населением, в первую очередь с молодежью, на месте дислокации, в частности по участию в культармейском движении…
- Что за движение? Армия-то при чем здесь?
- Ха…ха…ха…Извини, напомнил почти анекдот из восьмидесятых на эту тему…
- Ладно… Расскажи.
- Однажды инструктор моего отдела поехал летом в одну из сельских комсомольских организаций. Приехал в совхоз, идет по деревне, а народу никого: взрослые на сельхозработах, а ребятишки на речке. Вдруг видит, выходит из калитки одна пожилая женщина и смотрит на него. Он поздоровался, она тоже, разговорились. Он возьми и спроси ее: - Приезжают ли в деревню культармейцы? А она аж руками замахала: - Что ты сынок, солдат у нас тут сроду не было! Вот и пришлось ему объяснить ей, кто такие культармейцы…
- Все равно не понял. Объясни…
- Культармейцы – это бойцы, проще говоря, члены культармейских отрядов. Культармейские отряды создавались из комсомольцев главным образом промышленных предприятий городов, обычно на базе крупных первичных комсомольских организаций с правами РК. Я тебе о таких рассказывал…
- Да, я помню.
- Отряды были участниками культармейского движения «Культуре села – комсомольскую заботу!» Были три направления этого движения: укрепление материально-технической базы, кадрового состава и организация культурно-массовой работы сельских учреждений культуры. Бойцы ремонтировали на субботниках и воскресниках помещения клубов, благоу-страивали их территории, из привлеченных средств, я о них тебе тоже рассказывал,…
- Помню.
- Из привлеченных средств, по решениям бюро горкомов и райкомов, приобретали инвентарь и оборудование, организовывали работу кружков, концерты, смотры и фестивали художественной самодеятельности. Из наиболее способной сельской молодежи подбирались кандидатуры для поступления в культпросветучилища и институты культуры. Им горкомы и райкомы ВЛКСМ вручали комсомольские путевки на учебу, получив высшее или среднее специальное образование, они возвращались уже или руководить коллективами художественной самодеятельности, или возглавлять клубы.
- Интересно…
- Знаешь, в те годы, про которые мы говорим, большое внимание уделялось развитию сельского хозяйства, как тогда говорили, преобразованию деревни… Горкомы, райкомы и обкомы ВЛКСМ занимались формированием комсомольско-молодежных животноводческих отрядов из выпускников сельских школ.
- Да, ты что? И были желающие?
- Представь себе были, и довольно много…Бывали случаи, когда молодыми животноводами, их еще называли операторами машинного доения, становились целые классы. Каждому бойцу также вручалась комсомольская путевка.
- А как же учеба? Они, что не хотели учиться в институтах?
- Почему не хотели? Хотели, но далеко не каждый. Обычно, через год-другой часть бойцов комсомольско-молодежных животноводческих отрядов, опять-таки по комсомольским путевкам, поступала в сельскохозяйственные вузы. Работа в отряде им засчитывалась как производственный стаж, а это давало преимущества при зачислении.
- Не понял…
- Ну, о конкурсах для поступающих в институты ты, конечно, знаешь…
- Знаю.
- Так вот, в то время при равенстве набранных баллов на вступительных экзаменах…
- Каких вступительных экзаменах?
- Извини, забыл, что сейчас конкурс не поитогам вступительных экзаменов, а по результата мсдачи ЕГЭ… Раньше, после получения аттестата о среднем образовании, чтобы поступить в вуз необходимо было сдать вступительные экзамены. Полученные оценки, то есть баллы, суммировались и те, у кого их было больше, становились студентами. А если было несколько человек, набравших одинаковое количество баллов, то из них приемные ко-миссии выбирали… Выбирали с учетом производственного стажа, окончания службы в рядах Советской Армии и Военно-Морского Флота, наличия  направлений, в том числе комсомольских путевок…
- А я и не знал об этом…
- Теперь знаешь.
- Да, чем больше я с тобой разговариваю, все больше и больше понимаю, что я очень и очень многого не знаю… И веришь, мне все больше становится интересно, даже вопросы появились.
- Задавай.
- Нет, не сегодня, в следующий раз…
- Хорошо, в следующий, так в следующий…

В избранное