Прошлое: неизвестное об известном... Дети войны...
Дети войны … Дети, испытавшие голод и холод, гибель близких,
ужасы бомбардировок и обстрелов. Какими они были? Чем жили? Во что
верили? Об этом сейчас редко кто задумывается и помнит, а если и
вспоминают, то лишь ветераны, люди старшего возраста, пенсионеры. А
между тем их жизненный опыт, стойкость и преданность Родине как никогда
важны и полезны, ценны в наше сложное, напряженное время, в годы,
когда здравомыслящие люди пытаются хотя бы в меру сил поддержать,
воспитать подрастающее поколение, не дать ему стать «потерянным» для
страны, лишним в обществе. И в этом особое значение имеет сила
примера, правдивый рассказ о трудностях жизни, их преодолении ребятами и
девчатами военной поры, их дружбе и вере в лучшее. А за примерами
далеко ходить не надо. Есть у нас в Подмосковье Сухаревская средняя
школа, построенная силами колхозников в 1939 году. Ее двухэтажное
здание, после боев с немецко-фашистскими войсками в декабре 1941 г.
уцелевшее каким-то чудом, было полу разрушено: на стенах потолках
толстый слой копоти, оставшийся после пожара, стекол нет, штукатурка
обвалилась. Ремонтировали ее всем миром: люди, многим из которых еще
негде было приютиться самим, везли и несли к школе кто что мог: глину,
кирпичи, мел, мыли и белили закопченные стены, красили оконные рамы и
стекла, скребли и отмывали полы; собирали и чинили школьный инвентарь.
От учителей и родителей не отставали дети: комсомольцы – Шура Шумилов,
Валя Мазурина, Шура Баранов, Коля Колесин, Лида Короткова, Таня
Клычкова, Вера Драчёва, Нина Макарова, Лида Зырянова, Нина Бутузова,
Валя Куликов; пионеры – Вася Фролов, Валя Голядкина, Зина Чистякова.
Таня Середина, Витя Ярцев, Коля Трейнис. Занятия в школе начались
задолго до ее восстановления. После уроков все снова принимались за
работу. Совместный труд по ремонту школы сблизил, объединил в коллектив
учителей и учащихся, сыграл решающую роль в возрождении
учебно-воспитательного процесса, организации общественно-полезной работы
школьников, их помощи фронту и тылу в тяжелые годы войны. И не
случайно школа стала инициатором многих ценных начинаний, подхваченных и
развитых учетными заведениями Хабаровска, Иваново. Казани, Приморья и
других регионов нашей страны. Коллектив Сухаревской школы выступил
инициатором создания школьных отрядов для помощи колхозам в полевых
работах. Четырнадцать отрядов ее школьников за годы Великой
Отечественной войны выработали около 100 тысяч трудодней, ими выполнено
80 процентов всех прополочных работ в 9 колхозах, собрано более 2,5
тонн колосьев. Бригада школьников, обслуживая молотилку, намолотила
около 700 тонн зерна, пропуская через нее 80 возов зерновых в день.
За отличную помощь колхозам, за ценную инициативу школа была
награждена переходящим Красным Знаменем ЦК ВЛКСМ, первыми премиями
Наркомзема СССР и Комиссариата народного просвещения РСФСР, а ее лучшие
ученики-общественники – Нина Бутузова, Владимир Аношин, Василий Фролов
– награждены почетными грамотами Центрального комитета комсомола.
Сухаревские школьники одними из первых стали собирать строительные
материалы для восстановления школ в районах, пострадавших от фашистских
оккупантов. Так, после разгрома фашистских полчищ под Сталинградом,
ребята в течение нескольких дней собрали 30 кг гвоздей, 5 кг шурупов, 2
ящика стекла, 15 кг олифы, клей и мел. В фонд помощи сталинградцам было
отчислено по 2 трудодня из заработка учащихся, что составило по школе
600 трудодней. Для одной из школ города-героя было передано 1000 книг,
выращено и послано 5 тонн картофеля. Вне внимания учащихся и
учителей не остались и бойцы, сражающиеся с врагами, нужды фронта. В
подарок войнам Красной Армии мальчики сваляли 4 пары валенок, девочки
сшили 16 телогреек, связали 80 пар носков, сшили и вышили 400 кисетов и
носовых платков, послав все это в действующую армию. Учащимися были
собраны средства на постройку танковой колонны «Пионер». Школа вела
большую шефскую работу в госпиталях и детских домах, среди населения.
Школьные отряды провели около четырех тысяч бесед, докладов и читок,
выпустили четыреста стенгазет, организовывали своими силами концерты.
Сухаревская школа многое сделала в период Великой Отечественной войны в
развертывании санитарно-оздоровительной работы среди учащихся и
населения. Старшеклассники подготовили 200 колхозников на сдачу норм
комплекса ГСО, 25 значкистов ГСО. Школьные санитарные посты оказали
медицинскую помощь 3 тысячам колхозников. За достигнутые успехи школа
была награждена переходящим Красным Знаменем Всесоюзного общества
Красного Креста и Красного Полумесяца. И во всех этих начинаниях,
учебных и трудовых буднях, рядом с учащимися были их старшие товарищи:
директор школы Лынский В.И., учителя: Нетудыхата П.П., Ульянова М.Ф.,
Серкова О.А., Ежова Н.П. и другие. Да, нелегкая доля в годы войны
выпала на детские плечи, далеко не детскими были жизнь и труд
школьников, но они вместе со страной выстояли, выдержали и, возмужав,
выросли. И потому и в наше время верится, что минуют лихие времена,
новые поколения с честью выйдут из выпавших на их долю испытаний,
возродят великую страну! И, пусть, пример коллектива нашей подмосковной
Сухаревской школы послужит упреком и напоминанием, забывшим свою
историю, хулителям Отечества, поможет его спасению.
Copyright: Олег Васильевич Фролов, 2010 Свидетельство о публикации №21003010786
Впервые издано в книге О.В.Фролов "Люди и время" (М., Радиософт, 2010 - 315 с.)