Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям

  Все выпуски  

Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям // Ne v tom meste // Muzeon Beth Ha'Shoah // 20.07.2009


Евреи кончились – взялись за цыган?

Нарушения прав цыган в Украине

   Иштван Феньвеши - сотрудник Европейского центра по правам цыган (ERRC), ответственный за его деятельность ERRC в странах СНГ. В его статье "Не в том месте, не в то время: Перспективы защиты прав человека у цыган Украины", опубликованной в журнала ERRS, идет речь о нарушении прав человека по отношению к цыганскому населению Украины. Описываемые в ней вопиющие случаи, да и сам выбор "образа врага",  весьма симптоматичны для стран "неполной демократии". Ведь, напомним читателю, в расовой теории германского нацизма (да и в классовой теории советского сталинизма) цыгане являли собой "образ врага №2" - после №1 - евреев -  у нацистов (и, соответственно, "кулаков" - у коммунистов). С той, правда, существенной разницей, что нацистский "эндлозунг" в отношении евреев имел  характер  иступленного бескомпромиссного "Всесожжения", в то время как  геноцид цыган осущестлялся нацистами (как, кстати сказать, и коммунистами)  в ограничительных рамках "программы борьбы с антисоциальными элементами". (Д-р Юрий Ляховицкий).

    Этой весной я несколько раз побывал в Украине и когда общался с нецыганами по вопросам нарушения прав человека, то мне многие говорили: «Да, меня избила милиция. И что? Такое бывает. Любой может оказаться не в том месте, не в то время».

    Среди активистов, работаю- щих в сфере защиты прав человека, Украина известна как страна с высоким уровнем произвола милиции в совокупности с высоким уровнем безнаказанности правонарушителей. На фоне этого и неудивительно, что цыгане в Украине также страдают от частого и безнаказанного насилия со стороны правоохранительных органов. Широко распро- страненное расовое предубеждение против цыган, даже среди высокопоставленных лиц охраны порядка, усиливает уязвимость первых, которые часто становятся жертвами жестокого отношения милиции исключительно по причине их этнической принадлежности.

    Проблема жестокого отношения сотруд- ников милиции усугубляется отсутствием сис- темы ответственности в правоохранительных органах, что приводит к широко рас- пространенной мягкости наказаний за нарушения законов работниками милиции.

    Украина ратифицировала большинство документов ООН по правам человека и конвенций Совета Европы. Однако, к сожалению, среди международных документов страны все еще отсутствует ратификация таких важных соглашений, как Второй факультативный протокол Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) по отмене смертной казни, Факультативный протокол Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания (КПП), призванный установить систему регулярных визитов представителей независимых международных и национальных организаций к местам заключения с целью препятствовать жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию; Протокол 12 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, устанавливающий запрет всех форм дискриминации, а также пересмотренная Европейская социальная хартия.

    Несмотря на международные юридические обязательства страны, состояние прав человека в Украине все же дает повод для самого серьезного беспокойства.

    Произвол милиции – далеко не единственный пример грубых нарушений прав цыган, однако самый распространенный и самый жестокий вид насилия по отношению к ним. Поэтому и неудивительно, что страх украинских цыган перед правоохранительными органами очень велик. Для большинства представителей цыганской общины этот страх не просто инстинктивен: он – следствие опыта непосредственных контактов с милицией. Опыт этот разнообразен, он охватывает как насилие или просто плохое обращение с цыганами в пунктах задержания, так и фабрикации дел, ежедневные угрозы и запугивания, нередко включающие расистские антицыганские высказывания. Один из самых порочных примеров милицейской жестокости по отношению к цыганам в Украине – страшное происшествие, случившееся в 2001 году в г. Кременчуге, когда работники правоохранительных органов подожгли цыган в их собственном доме (подробнее см.: http://www.errc.org/cikk.php?cikk=739).  Однако в украинской правоохранительной системе эти беспрецедентные нарушения прав человека считаются несуществующими. Обычно виновным удается избежать наказания, и они спокойно продолжают нарушать права человека, будучи уверенными как в безнаказанности, так и в том, что «система» их никогда не подведет. Практика показывает, что наихудшее, что может ожидать работника милиции, нарушившего права цыган, – это понижение в должности или обычный перевод из одного милицейского участка на другой. Например, в кременчугском деле, несмотря на веские доказательства вины майора милиции, никакого дела против него возбуждено не было, более того, он продолжает исполнять свои служебные обязанности, хотя и в другом милицейском участке того же самого города.

    Среди стран СНГ на Украине имеется наибольшее число цыганских организаций, являющихся частью движения по защите гражданских прав в стране. Многие из этих организаций адекватно реагируют на нарушения прав человека в своих цыганских общинах. Одни немедленно связываются с соответствующими органами власти, пытаясь уладить конфликт, другие пишут всевозможные ходатайства. За последние годы цыганские организации в Украине отослали большое количество ходатайств и жалоб, адресованных прокурорам, начальникам управлений Министерства внутренних дел (МВД), а в очень серьезных случаях Генеральному прокурору и/или Уполномоченному по правам человека Верховной Рады Украины, утверждая о расовых нарушениях со стороны сотрудников милиции. Обычно государственные структуры отвечают на эти письма дважды: первый ответ информирует организацию или лицо, обратившееся к ним, о том, что был отдан приказ нижестоящей (чаще всего, местной) инстанции предпринять необходимое расследование по утверждениям, второй приходит через несколько недель, сообщая уже непосредственно о результатах расследования. Ответы похожи, как две капли воды, и чаще всего такого содержания:

    Информируем вас о том, что по вашему заявлению инстанция ХХХ провела расследование по утверждениям о злоупотреблении милиции относительно гражданина ХХХ. В ходе расследования в поведении сотрудника милиции не было выявлено противозаконных действий, было установлено, что он действовал в соответствии с законом.

    Именно такой ответ был недавно получен от руководства управления МВД Ужгорода после оскорбительного рейда в Закарпатской области Украины, произошедшего на рассвете 20 января 2005 года. В тот день около 6 часов утра местные милиционеры вместе с особым подразделением «Беркут» оснащенным масками и дубинками, ворвались в дома почти всех цыганских семей в районе Радванки и улицы Тельмана в городе Ужгороде (западная Украина) с тем, чтобы провести облаву с дальнейшим снятием отпечатков пальцев у мужчин-цыган. Многие люди впоследствии сообщили, что они спокойно спали в момент, когда милиционеры стали ломиться в их двери и окна. Как сообщается, милиционеры выбивали двери, в тех домах, где они не открывались сразу. После вторжения сотрудники милиции и «беркутовцы» приказали всем мужчинам, включая престарелых и больных, а также подростков, быстро одеться и сесть в автобус, на котором их доставили в отдел милиции для снятия отпечатков пальцев (подробнее см.: http://www.errc.org/cikk.php?cikk=2203).

     «Романи Яг», ведущая местная цыганская организация, которая является партнёром Европейского центра по правам цыган (ERRC), потребовала от руководства местного  МВД объяснений по поводу грубейшего нарушения прав человека, и начальник устно пообещал провести расследование. Кроме того, организация «Романи Яг» пригласила сотрудников милиции обсудить эти события в ходе круглого стола, при участии цыганских лидеров и представителей ERRC. 8 февраля 2005 года заместитель начальника управления Закарпатского МВД Михаил Туряница вместе с начальником управления уголовного розыска Закарпатской области Владимиром Шелепцом приняли участие в дискуссии, где пояснили, что рейд 20 января был проведен в ходе необходимой «профилактической» акции, осуществленной как следствие увеличения преступности среди цыганского населения. Это заявление было подкреплено статистическими данными. Например, со слов господина Шелепца, который заявил, что он хорошо подготовился к заседанию, 2,9% всех преступлений в Закарпатской области Украины в 2004 году были совершены гражданами цыганской национальности. В то же время, в самом начале встречи было сказано о том, что соотношение цыганского населения к остальному населению области составляет примерно 3%. Другой пример, приведенный начальником управления уголовного розыска МВД, был также взят из статистических данных и свидетельствовал о том, что из 37 убийств в 2004 году два были совершены цыганами. На вопрос, была ли проведена подобная «профилактика» среди нецыганского населения, на которое приходятся остальные 92,1% преступлений, В. Шелепец объяснил участникам круглого стола, что милиция главным образом проверяет тех, у кого есть криминальное прошлое, наркоманов, а также несовершеннолетних.

    Не удивительно, что ответ на официальное заявление «Романи Яг» в органы милиции, направленное после рейда, имевшего насильственный характер, был вполне стандартным.

    Такой же стандартный ответ касательно расовых нарушений прав цыган, среди которых особенно часто проведение дактилоскопии, получила Винницкая цыганская организация «Девлеса Ромале», действующая на западе Украины. Вторая часть ответа наиболее интересна, поскольку без каких-либо дальнейших объяснений, информировала о том, что «отдельные работники милиции были привлечены к ответственности». Без дальнейшего объяснения.

    В начале 2004 года Европейский центр по правам цыган начал воплощать в жизнь проект «Защита прав цыган в Украине и обеспечение их доступа к правосудию», финансируемый Европейской комиссией. Целью проекта является развитие сети цыганских правозащитных организаций по всей Украине для проведения правозащитной работы, направленной на борьбу с широко распространенными нарушениями прав цыган в стране на основе организации стратегической судебной тяжбы и юридической защиты. Важными компонентами проекта являются также мониторинг, обучение для цыганских активистов, занимающихся правозащитной деятельностью, юридические консультации, круглые столы с участием представителей правоохранительных органов, тренинги для судей и прокуроров, а также в партнерстве с расположенном в Киеве Международным центром политических исследований, развитие анти-дискриминационного законо- дательства и всесторонней цыганской программы в Украине.

    Стратегическая судебная тяжба – понятие еще очень новое и находит пока слабую поддержку и недостаточно понимание в Украине, так же, как и в остальных странах бывшего Советского Союза. Нынешняя судебная система все еще не избавилась от советского наследия, особенно от практики так называемого «телефонного права», с помощью которого любые вопросы решаются прямо во время телефонного разговора с влиятельными лицами. Еще одна неотъемлемая черта прошлой и, к сожалению, настоящей судебной системы – это взятка, являющаяся универсальным средством избежания наказания или его смягчения.

    Вследствие исторических и общественных причин, цыгане лишены доступа к «телефонному праву», так как только очень немногие из них имеют связи с влиятельными людьми. Что же касается взятки, то те немногие граждане цыганской национальности, которые могут позволить себе дать взятку, очевидно, так и делают, поскольку это проверенный способ быстро решить вопрос. Те же, кто не в состоянии сделать ни первого, ни второго, и составляют большинство цыганского населения в Украине. Однако украинские цыгане не доверяют системе правосудия, так же, как и любой иной государственной структуре, работниками которой являются представители нецыганской народности. Это чувство недоверия усиливается еще и вследствие тенденции делать цыган «козлами отпущения». Милиция использует цыган для «изготовления» статистических данных об успешности раскрытия уголовных дел и борьбы с криминалом, а медиа, таким образом, увеличивают продажу своих газет, публикуя сенсационные материалы о цыганских наркодельцах и мошенниках.

    В этих обстоятельствах цыгане чувствуют себя постоянно в проигрыше. Поэтому часто вместо того, чтобы избрать официальные каналы для отстаивания своих прав, цыгане наподобие граждан других национальностей, ищут легкие и быстрые пути избежания решения дела в суде или других контактов с правоохранительной системой. В подобной обстановке, стратегическая судебная тяжба в защиту общественных интересов, призванная защищать права граждан, напоминает пловца, плывущего против течения по быстрой горной речке. Кроме того, дополнительной сложностью является тот факт, что очень трудно найти компетентного и опытного адвоката, который бы согласился рискнуть своей должностью и репутацией в городе и бросил бы вызов сложившейся системе … защищая цыган.

    Во времена, когда практика вызова нарушениям закона в Украине может казаться неблагодарным делом, некоторые недавние события доказали, что современная политическая элита способна быть более открытой для правозащитных активистов. Так, 12 апреля 2005 года впервые в парламенте были проведены слушания по вопросу «ситуации с цыганским населением», организованные парламентским комитетом по правам человека в Украине. Даже если это и очень наивно – верить в то, что такие слушания сами по себе принесут существенные изменения для цыган, все же это действительно важный позитивный знак того, что современная политическая элита впервые готова выслушать проблемы, с которыми сталкиваются цыгане в Украине.

    Еще один многообещающий знак – растущее самосознание среди представителей цыганской национальности. Все больше и больше организаций и отдельных цыганских активистов выявляют готовность присоединиться к правозащитному движению для того, чтобы сделать хоть что-нибудь для улучшения тревожной ситуации с правами человека. Проект по стратегическим судебным тяжбам, хотя и медленно, но все же набирает скорость. Все больше цыганских жертв нарушения прав человека решаются подать заявление в суд. И, наконец, все больше и больше цыганских граждан понимают, что у них нет иного реального шанса изменить систему правосудия, кроме как посредством стратегических судебных тяжб в местных и, возможно, в международных судах, просто потому, что им уже приелось постоянно быть не в том месте.

Другие рассылки    Блог Музей    Сайт музея     Подписка на рассылку   

Написать автору: bethshoah@013.net.il; P. O. Box 7055, Bat Yam 59170;  Ph:  0507658917;  Fax: 1-533-657-0364;

д-р (доцент)  Юрий Ляховицкий,
директор Института изучения Катастрофы
и политической истории —
Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям (Израиль)

 

 

В избранное