Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям

  Все выпуски  

Музеон Бейт ха-Шоа Бат-Ям // A. Tarn // Muzeon Beth Ha'Shoah Bat Yam


Алекс Тарн: О Благодарности

    Один из престарелых (но еще резво пишущих… ни о чем) ветеранов «комунестичегокуда», только лишь увидел на газетной бумаге заглавие моей статьи на ту же тему,  пришел в страшное возбуждение: «Это – про Великую Отечественную»?! Что ж, удивляться не приходится. Помнится, и моя первая реакция на «это» была похожей. Но! Прочитав затем «то» и все последующее, даже нормально-дементный ветеран просто не мог бы продолжaть иступленно креститься на фальшивую икону! Иначе – что ж разумного он может сообщить своим престарелым же (по)читателям? Тем более, что другой ветеран-полковник CA, не соглашаясь с первым, приводит убойный резон: участники войны — мы, а посему, как хотим, так и отмечаем… В общем, по-райкински, «пиливать нам на ОБСЕ…» (Хотя, что ж тогда возмущаться другими «участниками» – б. эстонскими эсэсманами, вóяками УПА и прочими?) Ну, да бог с ними – до 120! …Ну, да бог с ним – до 120! «Нам, — пишет еще один публицист Александр Подрабинек (http://isracaust.org/admin/news.php?edit_art=129), — пережившим советский коммунизм, пересидевшим его, перемучившимся им, отрадно сегодня, снова услышать правду о тоталитаризме. Мы рады каждому судебному возмездию, которое хоть и редко, но все же настигает палачей коммунистического режима. Мы готовы сделать все, чтобы прошлое не повторилось. Ни в каком виде. Даже под предлогом защиты демократии от исторического кощунства. В ответ на слово — только слово. Да не уподобимся мы тем, кого осуждаем». (Публикация и комментарий д-ра Юрия Ляховицкого)

    "[Недавняя]... церемония открытия мемориала воинам Красной армии  волей-неволей поместила Израиль в горячую точку на карте внутрироссийской политической полемики. Рассыпающиеся в благодарностях Перес и Нетаниягу звучали в унисон с ответными ламентациями Путина по поводу «фальсификации истории».

    Для местного уха это словосочетание звучит загадочно; максимальный уровень понимания того, что имел в виду российский президент, ограничился в итоге глубокомысленными упреками телевизионных комментаторов в адрес западных (европейских и американских) школьных программ, где роль Восточного фронта в общей картине Второй мировой и впрямь выглядит неправомерно заниженной.

    Но те, кто хоть немного знаком с современным российским дискурсом, знают, что речь идет несколько о другом. То, о чем говорил Путин, имеет к собственно истории весьма опосредованное отношение. Великая Отечественная война является в понимании нынешних правителей России тем святым алтарем, вокруг которого можно и нужно строить моральное и идеологическое единство нации.

    Этот выбор не лишен оснований. В самом деле – на что еще опереться? Церковь еще до манифестов Льва Толстого дискредитировала себя аморальным соглашательством с властью – любой властью! Она может служить хорошей властной подпоркой, но никак не этическим образцом. Социалистический идеал утонул в море им же пролитой крови. Культурная традиция, изувеченная поголовным истреблением интеллектуальной элиты, не возродилась и по сей день. Что остается? Лишь она – Великая Победа.

    Пока не сказана вся правда, новая религия – религия Победы – останется ложью.

    Так будет, пока громко, во весь голос не возвестят о постыдной роли Советов в развязывании Второй мировой, об откровенном  союзничестве с Гитлером, о  планах покорения Европы. Пока не заклеймят позорными каиновыми печатями генералов, которые громоздили слой за слоем пушечное мясо ради спасения собственной шкуры, ради победного рапорта в честь очередного праздника большевистских людоедов. Пока не вспомнят о миллионах советских граждан, служивших во вспомогательных частях вермахта, в оккупационной полиции, в карательных палаческих отрядах. Пока не повинятся в поголовных изнасилованиях и гнусном мародерстве, совершенных советскими солдатами в поверженной Европе.

    То есть – пока не будет произнесено и официально зафиксировано всё, что г-н Путин именует сейчас «фальсификацией истории».

    Кто-то, может быть, скажет: «А что тогда останется? Устоит ли алтарь под такой капитальной очистительной струей?»

    Отвечу: «А вы спросите себя. Спросите свою память – о дедах и прадедах, смиренно надевавших шинели, чтобы стать тем самым пушечным мясом на     Синявинских болотах, под Сталинградом и на Курской дуге. Чтобы десятками миллионов лечь под пулями – неважно чьими – немецкими или заградотрядовскими. Не Победой кичитесь, а смирением этим неимоверным, этим беспримерным героическим усилием всего народа, переборовшим и Гитлера, и Сталина, и голод, и чудовищный, человека недостойный быт. И если этого вам не хватает для алтаря, то вам не нужен алтарь. Вообще не нужен».

    И покуда этого не случилось, не стоит удивляться количеству насильников в нынешней армии: ведь если молчаливо признается «справедливость» тех изнасилований, то почему бы не нагнуть на подоконник и вашего сына? Не следует и морщить нос при виде повсеместной лжи и коррупции, поражаться бесстыжему цинизму молодых: они всего лишь копируют лживый сакральный образец…

    Все это, конечно, не мое дело. Я израильтянин, живу, слава Богу, далеко от России, для меня это чужая страна и чужие проблемы. И я поднял здесь эту тему лишь потому, что в речи  президента моей Страны на открытии мемориала говорилось о моей Благодарности. О благодарности, которую якобы должны испытывать евреи к советским воинам-освободителям, спасшим их от Катастрофы. Так вот: ситуация с этой благодарностью весьма схожа с предыдущими рассуждениями об алтаре. Потому что тут тоже следует четко отделить правду от полуправды.

    Потому что отношение евреев к России не отчистить от памяти о погромах, о черте оседлости, о бессовестной эксплуатации их сил и таланта для участия в ужасном революционном проекте с последующим физическим уничтожением по принципу «попользовался и выбросил», о планах Сталина фактически завершить начатое Гитлером окончательное решение, о многовековом зверином антисемитизме русского народа и русской интеллигенции. И эту память трудно – а лично для меня невозможно – совместить с поклонами за «спасение».

    Когда внезапное наводнение тушит наш загоревшийся дом – следует ли нам благодарить воду? Да, она загасила огонь, но, не подвернись рядом действительно спасительной лодки, она же и погубила бы нас с тем же отстраненным равнодушием, что и пожар.

    Прекращение Катастрофы не было целью наступающей Советской – как и какой-либо другой – армии. Оно стало побочным результатом победы союзников, причем– результатом скорее нежеланным, чем намеренным. Чтобы понять это, достаточно вспомнить сталинские послевоенные антисемитские кампании и британский запрет на иммиграцию в Эрец Исраэль.

    Нам некого благодарить за спасение – во всяком случае, из числа людей. Некого. Мы можем и должны полагаться лишь на самих себя. На себя и на свою Судьбу".

    Источник: david.arugot@gmail.com


В избранное