Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Музыкантом стать легко!


Информационный Канал Subscribe.Ru

 
     

>Школа Своего Дела

Музыкантом стать легко!

выпуск 31

> Сайт рассылки

     

Приветствую!

С наступающим!

...Нет ни в одной галактике струны, способной лучший звук издать, чем звук у песни человеческой души.

Анастасия

Совсем немного времени прошло с тех пор, как вы читали 30й выпуск рассылки - всего-то 3 недели. За это время много всякого произошло, но поскольку речь у нас продолжает идти о сути музыки (с переменным успехом), то в канун Нового года логично было бы подвести некоторые итоги.

Вначале письмо:

Здравствуйте, уважаемый Вячеслав Грисюк! О сути  музыки. Честно говоря, я не могу понять в чем смысл этого. Вот такой я непонятливый. Почитал, вот, размышления Ваших читателей. Каждый понимает суть музыки по своему. И каждый стремится показать это понимание на примерах. ДДТ, БГ, Pink Floyd и пр. Но такое ощущение, что народ хочет показать друг другу, вот мол, мы тут все свои, гитаристы тяжелые и не очень. Но не попса!!! Да, это радует. Но мне ни о чем не говорит. Где же эта самая суть? Но скажите, Вячеслав, в чем суть Луны в ночном небе, плеск речной воды на закате дня, взгляд любимых глаз? Музыка для меня, с тех пор как первые звуки какой-то мелодии были восприняты и осознаны мною в далеком детстве, явлется неотъемлимой частью жизни. Как воздух, как сама жизнь. А вообще, не очень я люблю песни. Бывало, поешь, поешь, а потом вдруг поймешь смысл текста. Вернее, что смысла-то никакого или полнейшая чушь. Так что лучше симфония, чем философские изыскания БГ или Шевчука. А вот прослушивание иностранных песен, имеет пользу частичного изучения иностранного языка. Но потом приходит понимание той же чуши. Хотя, быть может, это всего лишь брюзжание уже немолодого человека. Да! Это мое личное мнение. Другие имеют право думать иначе. Спасибо за общение и рассылку. Успехов Вам, Вячеслав. С уважением Александр Ютин.

В чём-то у нас с вами, Александр, схожие взгляды, в чём-то нет. Как обычно ;) Я тоже больше склоняюсь к инструментальной музыке и песни (точнее, тексты) просто не могу писать. Не идёт. Хотя я знаю людей, из которых стихи и слова к песням просто льются. Другая порода, наверное. А БГ или Лагутенко меня тоже повергают в недоумение - как они умеют рифмовать слова без всякого смысла? Может, мы просто смысл такой глубины не догоняем? А может, его там и не предполагается?

А вопрос о сути очень важен - сейчас попробую объяснить, почему.

Было ещё письмо - к сожалению, я его потерял - автор написал что-то вроде "только что подписался, смотрю, всё какая-то переписка идёт, кончай рассуждения о сути, больше конкретики давай". Не первый человек пишет о "давай конкретики", но когда спрашиваешь - а что конкретно тебя интересует, то в ответ - тишина... Странно.

Почему я прицепился к сути музыки? Потому что я обнаружил, что люди не понимают, чем - и самое главное - зачем занимаются. А ведь результат в деятельности пропорционален осознанности в ней. Если непонятно, куда и зачем идём - куда ж мы придём-то?

Небольшой пример:

На последней альтернативно-деятельностной игре в Киеве парень задал вопрос: почему я (в смысле, он) завидую людям, напр., у которых крутые мобильные телефоны?

Человека этот вопрос реально беспокоил. Проблема с собой, как-никак. А всё очень просто.

В чём суть мобильного телефона? В мобильной связи. Имеет отношение к связи цветной дисплей и полифония? Игры? Видеокамера?

В чём суть этих явлений? Выманить у человека деньги и заср... извиняюсь, отвлечь мозги от думания. Если человеки думать начнут - они ведь чё-нибудь придумают. Как, напр., начать на самом деле лучше жить. А вместо этого надо, чтобы они деньги отдавали. Поэтому карабасы-барабасы дёргают за нитки тщеславия и выпендрёжа людей-марионеток, а те свои деньги им и отдают. За возможность - не разговаривать по мобильному телефону - а выпендриваться друг перед другом. А чтобы марионетки до этого не додумались, их головы нужно занять - прослушиванием 6500 полифонических мелодий, цветными заставками, бесконечным потоком фотографий, которые потом практически и не смотрят. 128-голосная полифония - это очень много даже для профессиональных синтезаторов и рабочих станций. И всё только для того, чтобы телефон звонил...

Итак, в чём суть присутствия на мобилке дисплея с 16 миллионами цветов и 128-голосной полифонии? В разведении лохов. Поэтому людям с крутыми мобилками не завидовать - им соболезновать нужно.

Другой пример. Пришёл ко мне недавно парень. Пока диски с акаевскими сэмплами переписывались, он мне рассказал, что учится на 2м курсе Европейского университета (есть у нас на Украине такой лохотрон), а что будет делать потом - не знает, но точно знает, что по диплому работать не будет. А есть ли у него какое-то занятие, которое ему очень нравится? Есть. Это музыка, поэтому он будет после ЕУ поступать в музучилище...

А какое отношение музучилище имеет к тому, чем он хочет заниматься? Он не знает... Но как же без музучилища? Ведь все музыканты учатся в музучилище...

Откуда он знает? Ну, так говорят...

А что конкретно ему даст обучение в музучилище? Он не знает, ведь он там ещё не учился.

ТАК ЧТО ЖЕ ЕМУ КОНКРЕТНО НУЖНО? Он не знает, но хочет учить детей музыке и писать классные фонограммы... Ну, может ему музучилище и не надо...

Я уж не стал спрашивать, зачем ему учит детей и писать фонограммы - так можно дойти до того, что "испортить" человеку жизнь, а на данном этапе это, наверное, ни к чему ни ему, ни его родителям, ни мне...

Не понимает человек СУТИ своих действий и желаний, поэтому теряет деньги (он в своём ЕУ на контракте учится) и ГОДЫ жизни - ещё 3 потеряет в ЕУ и ещё 4 в музучилище. Что у него по факту будет? Два диплома, которые никому нафиг не нужны и 9 (девять) потерянных лет жизни.

А вы говорите - зачем разбираться с сутью музыки... Понимание сути даёт ответ на вопрос ЗАЧЕМ, что, в свою очередь, позволяет ответить на вопросы ЧТО и КАК.

 

Принято считать, что искусство вообще и музыка в частности обогащают человека духовно, развивают его внутренний мир. Прогресс в музыке - эволюция муз. инструментов, развитие техник, стилей и жанров несут человечеству свет и ведут к благоденствию. Заниматься музыкой полезно, к вашим услугам музыкальные школы, училища, консерватории.

Есть другой взгляд, согласно которому человек стал заниматься музыкой и вообще искусством по мере удаления от естественных условий жизни - для компенсации духовных потерь. Как следствие появились и развивались музыкальные инструменты, стили итд.

Кто прав?

Прогресс в искусстве вообще и в музыке в частности - вопрос весьма спорный. Есть ли он и куда ведёт?

Что мы имеем по факту? Музыку Баха со временем стали называть "учёной" и считать слишком сложной для восприятия и исполнения. Со времён Моцарта, пожалуй, не было титана аналогичного масштаба - это, кстати, подтверждается количеством продаж его произведений. Я пару лет назад нарыл в Инете хит-парад, где Моцарт уверенно сидел на первом месте по количеству проданных альбомов (и это не удивительно, если учесть, сколько лет он уже продаётся). Кстати, я не фанат Моцарта, но таковы факты.

Да ладно бахи-моцарты - самая яркая звезда отечественного шоу-бизнеса Пугачёва 25 лет назад пела "Не отрекаются любя" и "Эти летние дожди", а то, что она исторгает сейчас, я почему-то затрудняюсь вообще как-либо определить. Пожалуй, это поле деятельности медицины вообще и психиатрии в частности. Прогресс ли это?

Кстати, если говорить об исполнительской технике, то вывод тоже очень интересный: развивая свою исполнительскую технику - движения пальцев, мышц, сухожилий - мы находимся на пути возвращения к естественному своему состоянию - свободе от мышечных и психологических зажимов, которые есть следствие воспитания и нашей жизни в социуме. Кто знает, тот в курсе - многие годы от учащихся пианистов, гитаристов и вокалистов добиваются не каких-то особенных, специальных, а свободных и ЕСТЕСТВЕННЫХ движений, которые просто теряются в первые же годы жизни. Именно поэтому маленьких детей учить играть и петь намного проще, чем взрослых. То же, кстати, с боевыми искусствами. Хотя, если уж Прогресс, развитие - то должно бы быть наоборот.

Так или иначе - за историю человечества шедевров во всех областях искусства создано огромное количество - а зла, боли и проблем с каждым днём становится всё больше. Вывод простой - искусство и реальная жизнь никак не связаны. Искусство по факту не делает мир (а следовательно, и людей) прекраснее - это выдумки (или бред) деятелей искусства.

И что теперь с этим делать?

Я разговаривал об этом со многими людьми - профессиональными музыкантами, бардами, меломанами и читателями рассылки. А так же художниками, хореографами и театральными режиссёрами. Большинство людей предпочитают вообще не думать об этом. Зачем, мол? Есть такое явление, как музыка - и слава Богу! Но есть ведь и такое явление, как педофилия. В чём же разница? Ты что, дурак? - говорят. В общем, уходят от ответа...

Я обсуждал этот вопрос на прошедшей в Киеве АДИ, и Пётр Трофименко (основатель и руководитель >Клуба органического земледелия) сформулировал вопрос так:

Музыкантом стать легко, а надо ли?

Для меня ответ очевиден. Просто нужно взглянуть с другой стороны. Я не претендую на Истину, моё мнение можно и нужно обсудить, но я пришёл вот к какому выводу:

Музыка - это язык подсознания. Душа, сердце - можно лирически и так называть, но будем последовательны. Многие читатели, которые высказались на эту тему, писали, что музыка - это язык, понятный всем. Точно. Потому что язык этот невербальный и действует непосредственно на эмоциональную область, минуя сознание. В этом языке есть свои знаки для фиксации, свои "буквы" - ноты, этот язык имеет национальный (или лучше географический) характер - легко отличить музыку шотландскую от китайской, арабской, латиноамериканской итд, причём речь китайца вы вряд ли поймёте, а вот музыку - пусть не до конца (ибо опыт здесь тоже имеет значение), но основную мысль ощутите. В чистом виде этот эффект используется в кино - в книге, напр., автор может написать: "героиня испытала чувство отчаяния", а в кино для передачи чувств используется музыка, причём сознание занято обработкой изображения и сюжетом, а подсознание делает своё дело в "впечатлении от фильма". То же самое с зарубежными исполнителями - содержание текста в основном непонятно, но музыка нравится. Т.е. понятна.

Музыка - это мысли и чувства, выраженные наиболее "чисто" - звуками. "Мысль произнесённая есть мысль ложная" (ибо слова искажают смысл, плюс различие языковых систем), а можно ли сказать то же о музыке? Даже если это Рамштайн или Шнитке?

Но мысль о том, что музыка - это язык, на котором говорит наше подсознание, даёт нам возможность познавать себя, расширять своё сознание (или повышать осознанность), развивая себя как музыканта.

Я уже писал, что нашёл книгу Филипа Тосио Судо "Дзэн-гитара". Процитирую для экономии времени:

Путь Дзэн-гитары дает таким музыкантам чувство цели. Более того, он дает им некий фундамент, на котором можно ставить любые новые задачи. Изучив принципы Дзэн-гитары, вы сможете приложить их к любой деятельности за пределами музыки. Как говорят самураи: "Через одну вещь узнаешь десять тысяч вещей". Музыка может научить вас всему, что следует знать.

...

Что бы лично вас ни привело сюда, я уверен, что существует единая и окончательная причина того, почему мы собрались на это додзё, и она относится к каждому, кто переступил мой порог: Мы здесь для того, чтобы сотворить звук.

Быть может, это тот звук, который вы уже слышали, когда его творил кто-то другой, и звук что-то говорил вам и глубоко вас затронул. У каждого гитариста есть подобная своя история. Быть может, звук так огромен — он поднимается из глубин, как настоящая волна, он рвется наружу, как вода из родника. Звук в глубине вашего сознания так прекрасен, вам необходимо сыграть его, просто для того, чтобы услышать. Быть может, вы ищете и даже не знаете, что же это есть — звук; вы знаете только, что значит нет звука. У некоторых из нас чувство звука настолько глубоко и обострено, что мы должны сыграть его другим людям, поделиться им, передать его, как пламя от свечи к свече.

Наше додзё существует как раз для этих звуков — чтобы открывать их, и приветствовать, и праздновать, и — главное — творить их.

Я слышу от многих студентов вопросы: «Да что же это за звуки такие? Записи Гибсона Пола, воспроизведенные через маршалловскую аппаратуру? Или рукотворная классика, исполняемая в Большом зале Карнеги-холла?»

Да, это оно самое и есть, да только совсем не это. Если заглянуть в самую глубину, то это звук искры божьей в каждом из нас. Подобно плачу ребенка или волчьему вою, это лежит за пределами языка и культуры. Это тот звук, с которого начинается танец жизни. Дзэнские мастера называют его сэкисю но ондзё — «звук хлопка одной ладони».

Каждому из нас дано самому найти этот звук. Одни находят его в бонго или волынке, другим нужна калимба, третьим — клавиатура. Четвертые просто раскрывают рот — и поют! Кто-то слышит этот звук в танце, или в нырянии, или на театральной сцене, или в архитектуре. Или сидя в глубоком безмолвии.

Вовсе не достаточно найти свое средство для выражения этого звука, хотя, увы, и это не всем удается. Вам необходимо найти ваш звук, а затем копать и копать, пока не проникнете к самому его источнику. Это зов Дзэн-гитары. Ибо у источника вашего звука находится источник всякого звука. Докопаться до этого источника означает научиться слышать каждый звук — и свой, и любой извне, — ибо они есть Единый Великий Звук. Назовите его звуком хлопка одной ладони, назовите его голосом Бога. Если вы придете к этому источнику, то будете знать ответ на любой вопрос, потому что все это вы уже услышали.

Какие бы помехи и препятствия вам ни встретились, никогда не переставайте слушать этот звук внутри себя. Перестанете - неизбежно собьетесь с Пути.

Ту же самую мысль я прочитал у Владимира Мегрэ - он (точнее, Анастасия) говорил о песне человеческой души... См. эпиграф.

Так что же Цель? Прояснилась? Обсудим это в Новом году - ведь есть ещё Что и Как!

 

Уходящий 2004 год был високосным, а високосные года принято считать несчастливыми и опасными. Так ли это?

По событиям своей жизни каждый может сделать такой вывод. Мы, напр., в 2004 году пережили смерть и тяжёлую болезнь близких людей, потери друзей и денег, несколько бизнес-проектов успешно провалились, имел место тяжёлый финансовый и психологический кризис итд.

Однако следует вспомнить тот факт, что день 29 февраля в високосном году - это следствие погрешностей в календарных расчётах, следовательно - чистейшая условность. Если не знать, что год - високосный, или просто вспомнить не только отрицательные явления - то картина меняется.

Скажем, я всё-таки успешно создал бизнес с нуля. Многому научился и многое узнал. Познакомился с Юрием Морозом и на себе испытал гуманный подход Мастера. Участвовал в 4х альтернативно-деятельностных играх, что сильно повлияло на мою жизнь, особенно последняя, киевская. Последствия её для меня просто ужасны, ибо то, что я узнал о себе, действительно неприятно и страшно.

Но! Если, скажем, человек не знает, что болен, то он и не имеет шанса вылечиться. Узнать, что ты тяжело болен, конечно же, ужасно, но это знание даёт возможность выздороветь. Я намерен такой возможностью воспользоваться.

Благодаря АДИ я познакомился с неординарными, интереснейшими, замечательными людьми. География моих друзей расширилась от пары городов до Сибири, Дальнего Востока, Узбекистана, Казахстана, Карелии, Москвы и Санкт-Петербурга. Ну и Украина, конечно. Я ведь живу в провинциальном украинском городе.

После многолетнего перерыва снова заиграл на гитаре. Сочинил несколько опусов. Обзавёлся богатой библиотекой AKAI-сэмплов.

Познакомился с Юрием Юрьевичем Сенчуковым и стилем >Контэн. Одним из побочных последствий этого знакомства стала эта рассылка и собственно проект "Музыкантом стать легко!" (люди как узнаЮт - удивляются :)

Так что при желании можно накопать много не только отрицательных, но и полезных и приятных событий и явлений. И нечего прятаться от себя за високосными годами и неблагоприятными днями, хотя это и легко - ведь проще обвинить в неудачах неблагоприятный год или день, чем себя ;)

Так или иначе, уважаемые читатели, пусть наступающий год будет лучше, чем уходящий.

Пользуясь случаем, приношу искренние извинения всем, кого я обидел, оскорбил и кому причинил неприятности или вред. Таковых по последним данным немало :(

Те, кто оскорбляли меня и чинили мне неприятности - живите в мире и спокойствии!

Желаю всем услышать песню своей души и найти способ донести её до людей, ибо это есть одна из граней Любви!

Успехов вам, добра и здоровья!

До встречи на страницах рассылок и в реале в 2005 году!

Вячеслав Грисюк

Рассылки Subscribe.Ru

Музыкантом стать легко!

Гитара - это просто!

Музыкальная теория - человеческим языком!

Гитара: аккорды, тексты песен - по вашим заявкам!

Домашняя звукозапись - основы звукорежиссуры

Компьютер и музыка - эффективная практика
Музыкальные инструменты - традиционные и редкие.
Музыка для немузыкантов - не слушать, а исполнять!
Музыка и компьютер - мифы и реальность
Звукорежиссура - статьи и советы профессионалов.

Песни человеческой души

Дискуссионный лист

Музыкантом стать легко!

Единомышленники:

"Школа Своего Дела"
Журнал "Результат"

"Клуб Органического Земледелия"
Школа Своего Здоровья

Школа Cвоего Тела
"Школа Естественного Питания"
"КОНТЭН - школа Боевых Искусств Юрия Сенчукова"
Школа Своего Дела в Украине

Казахстан: Школа своего дела

>Школа Своего Дела в Узбекистане

Альтернативно-деятельностные игры в Санкт-Петербурге

Альтернативно-деятельностная жизнь в Санкт-Петербурге

>АДИ во Владивостоке

АДИ в Москве

Бизнес-клуб в Пермской школе

Журнал мудрости из Перми

Записки предпринимателя

Как создать успешный бизнес?

>Суверенный Народ Украины - миф или реальность

Удвоение дохода

Энергия музыки: разговоры о прекрасном

Бизнес-игры Сибири

Литература, опасная для мировоззрения в свободном доступе

Школа Своего Дела в Беларуси

>Как выбрать печку?

Мифы уходящей эпохи. Во что мы верим
Зеленая вселенная. Заметки из параллельного мира

Экопоселения на Кубани

Как гарантировано получить хорошую работу

 

Теперь этот список будет постоянно виден.

Почему здесь нет вашей ссылки?


Предыдущие выпуски рассылки можно прочитать здесь: http://subscribe.ru/archive/culture.music.easymusician/  и>  и здесь: http:// >www.easymusician.nm.ru

Отправьте друзьям эту ссылку:  http://www.easymusician.nm.ru


Наши партнёры

Музыкантом стать легко!


Ваше письмо может быть опубликовано, если нет явного запрета на публикацию.

Если в тексте письма присутствует ваш электронный адрес - он будет доступен другим читателям.

Вячеслав Грисюк (c) 2004  Все права защищены.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.easymusician
Отписаться

В избранное