Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Electric Cafe

  Все выпуски  

Electric Cafe - Выпуск 15


Служба Рассылок Subscribe.Ru

Electric Cafe. Выпуск 15

Электронная музыка самых разных форм и направлений

02.12.2001
Количество подписчиков: 648
Автор: Stardancer

Архив | Форум ВКЛЕМ

От автора

Начиная с настоящего выпуска, у читателей Electric Cafe появляется возможность пообщаться в форуме. Такую возможность нам предоставляет Виртуальный Клуб Любителей Электронной Музыки (vklem.dem.ru) - весьма полезный ресурс, содержащий множество информации как из области электронной музыки, так и из смежных областей.

Еще один сайт, который мне хотелось бы порекомендовать - Electronic Ave. (avenue.aiq.ru). Приятный дизайн, сайт открылся совсем недавно, но уже может предложить информацию по нескольким электронным исполнителям.

В сегодняшнем выпуске: окончание "Заметок" и мое послесловие, Cafe del Mar в разделе "Музыка" и декабрьская программа Центрального Дома Художника.


Публикации

Эдуард Артемьев
Заметки об электронной музыке

под редакцией Артемия Артемьева
(Продолжение, начало в Выпуске 8)

Часть седьмая, в которой уделяется некоторое внимание национальным школам электронной музыки, а также делается заключение, подводящее итог всей работе.

Если говорить о национальных школах электронной музыки, то надо отметить, что в этом отношениии заметно выделяется электронная музыка, создаваемая в Японии, где "отцом" этого направления стал композитор Таширо Маюцуми. Ещe до открытия студии электронной музыки в Токио (1955) им была написана первая в Японии конкретная музыка под названием "X. Y. Z." и балет "Ева Будушего" (1953). После открытия студии Маюцуми был, как и многие другие, под влиянием идей "Кeльна". Созданные им за период с 1955 по 1956 год такие сочинения как "Музыка для синусоидальной волны", "Изобретения на квадратной и пилообразной волне" (т.е. выполненных на манипуляциях с одним из избранных генератрорв одноимeнного названия) не представляли собой высокого артистического уровня, но явились мужественным начинанием. В 1956 году Маюцуми совместно с Макото Марои (кстати, специально изучившей грузинское народное хоровое пение) создают произведение "Вариации на фильтрах", в котором впервые появились черты будущего национального стиля. Часть, написанная М. Марои, вызывает ассоциации с оркестром сугубо азиатского типа. А в 1962 году Маюцуми создаeт произведение, соединяющее электронную музыку с национальным японским стилем "НО". Начиная с этого произведения, японская электронная музыка обрела самостоятельность. В своeм творчестве и преподавательской деятельности (при Токийской студии есть курсы электронной музыки) Маюцуми ратовал за слияние восточной эстетики с европейской техникой, но не путeм абсурдного смешения их, а путем развития искусства в национальных традициях и на общей c Европой технологической базе.

Очень близкой позиции придерживается композитор Джозеф Талл, работающий в студии электронной музыки при Радио Тель-Авив (Израиль). Он не принадлежит к какой-либо стилистической школе и духовно не связан с эстетикой Запада. Талл в своeм творчестве опирается на восточное народное искусство и прежде всего еврейское, что является уникальным примером в электронной музыке. Уже первое его электронное произведение - оратория "Бегство Сынов Израиля Из Египта" (1958) для магнитофонной ленты, написанное в технике денатурализированных звуков в соединении с синтетически полученными, свидетельствует о том, что к созданию музыки технической эры ведут совершенно различные идеи и пути.

Общественный музыкальный слух востока уже давно воспитан в сфере того звукового материала, к разработке которого европейские композиторы только подошли в настоящее время, а техника синтеза звука с еe практически бесконечным рядом высот и красок является для музыкантов Востока очень близкой по своей природе и, возможно, послужит тем толчком, который повлечeт за собой результаты, могущие иметь далеко идущие последствия. Может так случиться, что мировая музыка будет развиваться в направлении традиций восточной музыкальной культуры, и европейская музыка уступит ей первенство, если вообще допустимо говорить об искусстве в духе соревнования неких эстетических систем. Хотя само Европейское искусство узурпировало право провозглашать свои успехи мировыми достижениями, а духовные ценности Востока, Азии, Африки - или не замечать, или относить к категории неполноценного творчества. Особенно это относилось до середины 70-х годов к музыке. Даже такой гигант, как А. Веберн заявил, что всe лучшее и высокое в музыке достигнуто только в Европе, замечая при этом, что, например, музыка японская ему чужда и никакой роли в мировом искусстве ей не предстоит сыграть, и еe значение сугубо местное. Но тем не менее, не взирая ни на какую критику и нелециприятные высказывания в свой адрес, восточная школа электронной музыки существует и успешно развивается. Уже сейчас, кроме упомянутых выше восточных композиторов, обращают на себя внимание яркие электронные произведения Халима Эль-Дабха (Египет), Арие Шапиро (Израиль) и В. Арела (Турция).

В музыкальной практике Востока существует традиция, когда профессиональные музыканты становятся хранителями народного искусства (Индия, Африка, страны ближнего и среднего востока) с его глубоко чувственной эмоциональной направленностью (что почти совершенно утратила и чего стесняется европейская музыка, где доминирует интеллектуальное начало). Если эту высокую миссию будут продолжать нести восточные композиторы, занимающиеся электронной музыкой, то она действительно станет явлением общечеловеческим.

Интересно, что задолго до нашей эры именно на Востоке высказывались идеи о музыке, охватывающей всe звуковое пространство. Вот как представитель этой культуры, китайский религиозный философ Чжуан-Цзы (IV в. до н.э.) описывает такую музыку: "...я снова заиграл, соединив мелодию с естественной жизнью. Звуки следовали беспорядочно, бесформенно, будто в зарослях мелодии леса. Разливаясь широко, но не растягиваясь, сумеречная, смутная, почти беззвучная, она ниоткуда не исходила, задерживаясь в глубокой тьме. Одни называли еe умиранием, другие - рождением. Одни - плодом, другие - цветением. В движении, в течении она рассеивалась, перемещалась, не придерживаясь постоянного. В мире в ней сомневались, предоставляя мудрым еe изучать... Вслушивайся - звуки этой музыки не услышишь, формы еe не увидишь, всмотревшись, небо заполнит, наполнит и землю, шесть полюсов обнимая собой!".

Какие поразительные слова! Если бы не знать, когда они написаны, то можно с полной уверенностью утверждать, что они сказаны сегодня. Сейчас идеи Чжуан-Цзы становятся реальностью. Удивительно ещe и то, что китайский философ предвосхитил один из важнейших эстетических принципов электронной музыки, гласящий, что нет немузыкальных звуков. Электронная музыка способна освоить весь их необозримый мир. Это положение с успехом подтверждается на практике, в свете которого материал традиционной музыки выглядит весьма изысканным, изымающим из всего звукового пространства некоторые "привилегированные звуки".

Но, конечно, это никоим образом не доказывает превосходства электронной музыки над традиционной. Электронная музыка - одно из направлений в музыке, а не есть нечто ей противоположное. Время показывает, что всe большее число композиторов использует технику и приeмы электронной музыки в "традиционных" сочинениях. Вначале это были акустические эффекты, применяемые во время студийных записей с появлением компактных и индивидуальных электронных приборов уже во время публичных исполнений (эхо, реверберация, дробление звука, фуз "квак" и т.д.). К концу 70-х годов стало уже почти обиходным объединение музыкантов-исполнителей с электронными средствами формирования, модулирования, фильтрования и другой обработки звука; и, наконец, идеи конструктивного тембрового плана (трактовка большого симфонического оркестра, как единого инструмента, с меняющимся во времени одним сложным тембром). Известный американский композитор Мэл Пауэл говорил: "Время вольeт электронную музыку в общее русло великой реки музыки, и мы, ветераны, будем считать, что цель достигнута".

Возможности электронной музыки безграничны. Но для того, чтобы полностью контролировать то звуковое пространство, которая она уже открыла, необходимы большие усилия и более широкие исследования как в теоретической области, так и в области конструирования всe более совершенных синтезаторов. Сейчас, слава Богу, в консерватории уже понемногу начали вводить курс изучения методов, техники, и приeмов работы в данной области. До конца 80-х годов преподавание в высших музыкальных заведениях велось так, как будто с 1950 года ничего не изменялось. (В тексте статьи на www.electroshock.ru указан 1990 год - очевидно, это опечатка, допущенная при наборе текста; очевидно, имеется в виду более ранний год; поскольку цифра в данном случае не имеет принципиального значения, мы позволили себе выбрать 1950, как один из этапных в развитии электронной музыки. - Stardancer) Правда, курс композиции включал в себя изучение дедекафонии. Но совершенно не затрагивал темы электронной музыки. Исключение составляли Флорентийская консерватория, где в 1970 году Лучано Берио основал кафедру электронной музыки и некоторые университеты в США, Японии, Голландии и Германии, где были организованы курсы по изучению техники электронной музыки.

Значительным событием был отмечен 1970 год, когда Роберт Муг написал один из первых учебников по электронной музыке для детей (создав к нему специальное оборудование), благодаря чему к середине 70-х годов многие средние школы США, Японии, Великобритании и Германии были оснащены подобными аппаратами и пособиями. Это способствовало более успешному развитию фантазии, слуха и музыкального восприятия, причeм дети создавали порой весьма интересные звуковые структуры и даже целые электронные композиции. Кроме того, эта игра дала очень ценный материал по поводу эстетических критериев - какое звучание "красиво", а какое - нет (это тем более важно, когда детская слуховая восприимчивость ещe не "испорчена" традиционным обучением).

В середине 70-х годов, когда электронная музыка пребывала в состоянии формирования средств, эстетики и технологии, было вполне понятно "брожение идей" и разобщeнность поисков, которые тогда происходили. Довольно часто композиторами, особенно в начальный период истории электронной музыки, двигали идеи чисто дадаистского плана - стремление шокировать публику, а мы уже знаем, что в арсенале электронной музыки средств для этого предостаточно (вплоть до инфра- и ультразвуков, влияющих непосредственно на психику человека). Но это были, так сказать, издержки экспериментов. Сегодня смело можно назвать целый ряд сочинений электронной музыки, представляющих собой выдающиеся явления в музыкальном искусстве и по праву считающихся классикой жанра. Это сочинение "Deserts" Эдгара Вареза для магнитофона с оркестром, один из ранних шедевров электронной музыки "Песни Юношей" Карлхайнца Штокхаузена, его же I-ая и II-ая "Микрофонии", "Vision & Prayer" Милтона Бэббита, "Visage" Лучано Берио, "Покрывало Орфея" Пьера Анри, "Atmospheres" Георгия Лигетти, "Инфраслышания" Герберта Брана, и "Одиночество" Француа Байля.


Данная статья опубликована в журнале "Music Box" #1(10) - 2(11), 1998.
Источник: www.electroshock.ru.


Послесловие

Возможно, некоторых читателей ввел в заблуждение тот факт, что большинство имен, упомянутых в статье (за исключением, пожалуй, Джона Кейджа) оказались незнакомыми. Это связано с тем, что в "Заметках" речь идет в основном о так называемой экспериментальной музыке, в то время как Артемьев - случайно или сознательно - обходит стороной ту электронную музыку, к которой мы привыкли несколько больше.

Естественно, на ранних этапах развития электронной музыки (50-е - начало 70-х годов) для подобного деления не было оснований. Появление новых инструментов и методов синтеза звука ставило его величество эксперимент во главу угла, побуждая композиторов к бесконечному поиску все более новых и неожиданных звуковых форм.

Однако со временем ситуация стала стремительно меняться. Не столько потому, что на смену старым инструментам стали приходить более совершенные и простые в использовании синтезаторы, сколько потому, что отдельные исполнители почувствовали возможность создавать композиции, в которых электронное "звукоизвлечение" становилось всего лишь средством создания музыки, имевшей вполне определенные характеристики ритма, мелодии и тональности. Вряд ли сегодня можно точно сказать, какие именно исполнители сыграли решающую роль в этом процессе, но среди них несомненно были и Klaus Schulze, и Tangerine Dream, и Jean Michel Jaree, и Pink Floyd.

Электронная музыка постепенно приобретала все большее значение как самостоятельное направление и начала, в свою очередь, распадаться на множество направлений, течений и стилей. Тем не менее, во многих современных жанровых классификациях (а практическое значение здесь имеют в первую очередь интернет-магазины и информационные порталы наподобие AMG) так и не появилось отдельного раздела для электронной музыки (Electronic навечно отдан танцевальной музыке, которая, опять же, является электроникой - но лишь по методам формирования звука, а не по сути). Поэтому сегодня можно запросто обнаружить, например, Шульце в разделе Rock, - в лучшем случае в разделе Electronic будет подраздел Electronica (MP3.com) или в New Age вы найдете Progressive Electronic (AMG).

Последним этапом триумфального шествия электроники стало использование электромузыкальных инструментов во всех без исключения жанрах современной музыки, включая Rock, Pop и даже Country. Но поскольку в данном случае электроника используется преимущественно в целях подражания "натуральным" инструментам (таким, как фортепиано или бас-гитара), и используются стандартные наборы тембров современных цифровых и сравнительно дешевых синтезаторов (в большинстве случаев сегодня, действительно, намного дешевле использовать электронные инструменты вместо акустических), о причислении подобной музыки к электронике не может быть и речи.

Начавшемуся в начале 70-х годов преображению электронной музыки сопутствовал постепенный рост популярности этого музыкального направления. Огромные тиражи таких альбомов, как "Oxygene" (Jean Michel Jarre, 1977) или "Tubular Bells" (Mike Oldfield, 1987), - это лишь самые легендарные примеры, в свое время относительно хорошо продавались и работы, менее доступные рядовому слушателю, - свидетельствовали о том, что электронная музыка может быть коммерчески выгодной. Бескорыстные любители электроники в свое время ругали за это своих любимых исполнителей (вспомним тех же Tangerine Dream и еще раз, пожалуй, самого ругаемого в этом смысле музыканта - JMJ).

В связи со всем вышесказанным электронной музыке, о которой пишет Артемьев, пришлось обособиться в отдельное направление академической или экспериментальной музыки, одним из ярчайших представителей которой является сам Эдуард Николаевич. И, дабы окончательно запутаться, добавим, что экспериментальная музыка вовсе не обязана быть электронной.

Stardancer

Осудить в форуме ВКЛЕМ


Музыка

Вот уже на протяжении двух выпусков я тем или иным образом упоминаю популярнейшие компиляции Cafe del Mar. За один выпуск ознакомиться с этим явлением невозможно, поэтому сегодня мы послушаем две композиции (ничего не могу добавить к их названиям, ибо ничего не знаю об этих исполнителях), а в следующий раз немного поговорим об удивительно красивых закатах, которые ежедневно созерцают завсегдатаи "Кафе у моря"...

Итак, слушаем:

Aromabar - Winter Pageant (Cafe del Mar. Volumen Siete, 2000, 3 801 348 байт),
Mandalay - Beautiful (Cafe del Mar. Volumen Seis, 2001, 4 398 992 байта).

Страница, с которой можно загрузить файлы: http://wp.com.ru/elcafe.

Обсудить в форуме ВКЛЕМ

Москва. Центр искусств ЦДХ. Репертуар на декабрь

Несмотря на то, что уже четвертый месяц подряд в программе Центрального Дома Художника отсутствуют какие-либо электронные мероприятия, думаю, читатели смогут найти что-нибудь для себя в декабрьсокй программе.

В программе возможны изменения.
Телефон для справок: 238-19-55 (с 15:00 до 18:30). Выходной день - понедельник.

01.12.2001 18:00
Суббота
Компания "Богема Мьюзик" представляет
Гитарный фестиваль
02.12.2001 18:30
Воскресенье
Московский квинтет
Шоу "Джаз Балалайка"
05.12.2001 18:30
Среда
Композитор Алексей Айги и ансамбль "4:33"
06.12.2001 18:30
Четверг
Песни Ирландии и Шотландии - программа "Афрокельты"
Группа "Тинтал" и гость из Сенегала "Джембе Африка" (барабаны)
07.12.2001 18:30
Пятница
Вечер авторской песни
Суханов и друзья (А. Городницкий, Г. Хомчик, А. Мирзаян, Н. Дудкина, И. Луньков, Н. Болтянская, А. Калмыков, В. Егоров)
08.12.2001 13:00
Суббота
Музыкальный абонемент
"Где музыка живет"
08.12.2001 18:00
Суббота
Гости из Ростова-на-Дону
Группа "Амурские волны" (Лирический рок)
11.12.2001 19:00
Вторник
Гости из Санкт-Петербурга
Супер-комедия "Черствые именины", режиссер Н. Пивоварова (экс-солистка группы "Колибри")
12.12.2001 18:30
Среда
Концерт кельтской музыка
Группа "Reel Road" (Санкт-Петербург)
13.12.2001 18:30
Четверг
Алексей Белов - Алекскй Белов (младший), Иван Смирнов - Михаил Смирнов в программе "Сыновья и отцы. Гитаристы и клавишники"
14.12.2001 18:30
Пятница


15.12.2001 18:00
Суббота
7-ой Международный фестиваль вокального джаза "Джазовые голоса"
Участвуют вокалисты России, Германии, Грузии, Швеции, Ансамбль "Джаз Хоралл", Майя Бураташвили и трио Игоря Брилля, Наталия Волкова и группа "Капакабана", Михаэль Шифель, Анна-Мия Барве и др.
16.12.2001 19:00
Воскресенье
Вечер юмора и смеха
Олег Акулич
18.12.2001 18:30
Вторник
Арт-джазфолк трио "Тригон" (Молдова) - Анатол Штефанец (альт, вокал), Александр Мурзак (бас-гитара), Олег Болтага (ударные)
19.11.2001 18:30
Среда
Цыганские напевы
Акустическая группа "Джелем"
20.12.2001 18:30
Четверг
IV-ый Международный фестиваль губной гармоники "Концерт для Голоса и Саксофона" (на стихи Иосифа Бродского). Голос - М. Казаков, саксафон - И. Бутман
21.12.2001 18:30
Пятница
Концерт Ольги Арефьевой и группы "Ковчег"
22.12.2001 18:00
Суббота
Вечер авторской песни
Зоя Ященко и группа "Белая гвардия"
23.12.2001 18:00
Воскресенье
Сольный концерт
Михаил Башаков


Информация

Слушайте Back to the Universe на 102,5 FM в ночь со вторника на среду в 24:00 и Big Ben Rock в четверг, 22:00.

Информация о программах: www.martin.homepage.ru.

Интересные ресурсы: Виртуальный Клуб Любителей Электронной Музыки, Electronic Ave..

Приглашаю всех любителей электронной музыки принять участие в конференции (электронной группе) Electric Cafe, созданной с помощью механизма Yahoogroups. Вы сможете заранее узнать о том, что на сайте появился новый трек, - с тем, чтобы ознакомиться с ним до получения выпуска.

Для подписки следует отправить письмо по адресу:
electric-cafe-subscribe@yahoogroups.com.

Дружественные рассылки

Название: Весь джаз XX века
Код: culture.music.hit.allthatjazz
URL для подписки: http://subscribe.ru/catalog/culture.music.hit.allthatjazz
Адрес сайта: www.music.sci-nnov.ru/allthatjazz.asp

Название: Музыка на компьютере своими руками
Код: music.musstudio
URL для подписки: http://subscribe.ru/catalog/music.musstudio
Адрес сайта: www.7not.ru

Файл выкладывается только на две недели.
Только для ознакомительного прослушивания.
Ни один mp3, даже самого высокого качества, не заменит CD.


© Electric Cafe, 2001




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное