Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Энергия музыки: разговоры о прекрасном (выпуск 29)


Информационный Канал Subscribe.Ru

Энергия музыки: разговоры о прекрасном
Выпуск 29

 

 
 

Всем привет!

Первый выпуск рассылки «Рассказы о группах и музыкантах всех времен и народов» таки вышел. Его можно увидеть здесь.

Сегодняшний выпуск состоит из двух, по сути, независимых частей. Каких, вы узнаете чуть позже.

Часть I
Горан Брегович и «Arisona Dream»

Представляю вашему вниманию интересную историю Сергея о его пути к саундтреку к фильму Эмира Кустурицы «Arisona Dream». Это уже второй рассказ от читателя, и это радует!!
Не знаю как вам, а мне этот рассказ очень понравился! Я ждал подобный рассказ со 2-го выпуска рассылки.

Исполать, Александр!

Я как-то обещал написать про Горана Бреговича. Час пробил.

Сегодня я буду писать о фильме Эмира Кустурицы "Arisona Dream" и саундтреке к нему того самого Горана Бреговича. Добавить что-то к существующим рецензиям и к тому и другому произведению довольно тяжело - фильм вышел более десяти лет назад, в 94-м году, и, пожалуй, только ленивый не оставил своего мнения по его поводу. Я же опишу свой путь.

Рассказ Сергея:

«Август 1994. Я уже закончил школу и поступил в университет. Гуляю по городу, читаю книги, хожу на речку с бывшими одноклассниками и одноклассницами. Своего магнитофона у меня нет, поэтому слушаю радио. Надо сказать, в то время являюсь ярым фанатом радио и почти всю музыкальную информацию черпаю оттуда. В основном, слушаю "Юность", тогда с 13-ти до 14-ти дня идет интересная передача о выпускаемых альбомах. Бессистемно знакомлюсь с Леонардом Коэном (до сих пор помню, что ставили "Future is a murder"), "Титаником" Наутилуса и некоторыми вещами, которые уже и не помню. По вечерам на том же канале "Юность. Молодежный канал" выходит программа, которая из себя представляет некий хит-парад - сборную солянку из песен наших и иностранных музыкантов, результаты определяют слушатели своими звонками. На протяжении нескольких недель длится соперничество двух разноязычных композиций: "Что такое осень" группы ДДТ и "In the Death Car" Iggy Pop. Первая уже успела немного достать ранее (позднее я узнал, что она входила в альбом "Актриса Весна" 1993 года). О второй я ничего не знаю, имя исполнителя мне ни о чем не говорит, но я признаю, насколько мелодична данная песня. Мой старший брат, абсолютно безразличный ко всяческим хит-парадам, "болеет" за Iggy Pop, за ним втягиваюсь я. В день, когда "In the Death Car" "вырывает" наконец-то первое место у Шевчука, брат говорит, что готов заплатить любую сумму, лишь бы я нашел эту песню на кассете или любом другом носителе и отдает в пользование свой старый кассетник.

Июнь 1995. Я сдаю последний экзамен на "отлично" и иду гулять по городу. Естественно, обхожу все точки торговли кассетами и в окошке одной из них замечаю имя, которое не забываю уже более 10-ти месяцев - Iggy Pop, названием альбома является "Arisona Dream". Попросив у продавца посмотреть кассету поближе, замечаю первой же композицией "In the Death Car". Помня обещание брата, я плачу 5 рублей (счастливый девяносто пятый!) и иду домой. Брат возмещает мне финансовый ущерб.

Июль-август 1995. Старший брат, вдоволь наслушавшись, отдает кассету мне. Я замечаю надпись на коробке "Original motion picture soundtrack. A film by Emir Kusturica. Music by Goran Bregovic". Последние два предложения мне ни о чем не говорят, но я делаю вывод, что это - музыка к фильму, который называется то ли "Сон Аризоны", то ли "Мечта Аризоны" ("Аризонская мечта", как вариант). Расспросы однокурсников, имеющих видики, ничего не дают - о фильмах с подобным названием они ничего не слышали. Страна болеет сериалом "Вавилон-5".

Где-то в 2001-м. Русский рок в моих колонках и на работе и дома заменяет другая музыка, вкусы становятся более разнообразны. Все больше слышу о кинорежиссере Эмире Кустурице и балканском музыканте Горане Бреговиче. Яркий образ студенческого времени размыт, и я даже никак не связываю эти имена.

2002. Нахожу в своей коллекции из более 300 кассет ту самую. Смогу ли я описать ощущения? Думаю, что меня смогут понять уже бывшие, но сохранившие память студенты. После взгляда на обложку, связь Кустурица-Брегович становится очевидна.

2003 год. В передаче Первого канала ТВ "Апология" Дмитрия Диброва появляется интервью последнего с Гораном Бреговичем (Брегой) и его оркестром Weddings & Funerals ("Свадьбы и похороны"). Sic! Момент истины... В том же году смотрю фильм Кустурицы "Black Cat White Cat" с музыкой, похожей на музыку Бреги, но в титрах его имени нет. Фильм оказывает на меня благоприятное впечатление своими мелочами, за которые цепляется взгляд - совмещение свадьбы и похорон, явная аллюзия названия фильма на жениха и невесту, и т.д. Этот фильм надо смотреть, его не даром называют "этнографическим анекдотом", хотя и далеко не каждому он понравится.

лето 2004. В мои руки попадает фильм "Arisona Dream". Мечта сбывается.

P.S. Справедливости ради надо сказать, что фильм мне понравился гораздо меньше, чем "Черная кошка, белый кот" или, например, "Мертвец" (фильм Джима Джармуша) с тем же Джонни Деппом в главной роли, но путь - есть путь, со снегом, палящим солнцем и острыми булыжниками. То, что мой рассказ написан в настоящем времени связано с тем, что я пережил это снова. Хотя в некоторых датах могу ошибаться, за исключением тех, где указан месяц - там все точно.

P.P.S. Смотрите в пятницу 04.02.2005 г. 21:40 по каналу "Культура" фильм Эмира Кустурицы "Arisona Dream" с неповторимо-незабываемой музыкой Горана Бреговича!»

  

Часть II
Про плагиат

Идея высказать кое-какие мысли по этому поводу появилась после прочтения дополнений Сергея к своему рассказу.

Теперь ненужные и необязательные заметки. Как ты видишь, о музыке я ничего почти и не написал. Здесь, пожалуй, надо слушать самому. Дело в том, что у кого-то может придти в голову Верка Сердючка (ей-богу, сегодня мне так и сказали "Брегович похож на Сердючку"!), может - Руслана со своими Wild Dances (ну, здесь еще куда не шло: что делать, балканская традиция!). Хочу сказать, что Олег Скрипка ("Вопли Видоплясова") говорил, что Руслана к этнической музыке имеет мало отношения, и я соглашусь. Но лучше послушать самому и сделать вывод, что музыка Горана Бреговича все же отличается от "творений" упомянутых полутора барышень. Ну, и конечно еще раз напомню (когда ж я успокоюсь? :-D ), песня "Рыбка" группы Фабрика содрана с "In the Death Car".

Конец письма опустил.

Некоторые комментарии по поводу последнего абзаца Сергея. Там он говорит о такой черте местной музыки, как плагиат.
О! Плагиат – это великая вещь!
Чужие произведения всегда были источником вдохновения… у людей, кто впоследствии писал свою музыку. Которая может иметь некоторые схожие черты с ее предшественниками, но не более. Подобное можно наблюдать, например, у композитора группы Symphony X – Майкла Ромео. В своем творчестве он нередко использует элементы классической музыки. В одном из альбомов даже есть аранжировка произведения Бетховена (Sonata No. 8, Op. 13 – Pathetique -- 2 - Adagio Cantabile): произведение так и называется – «Sonata», это главная тема произведения Бетховена. Но это не значит, что он «содрал» мелодию!

Произведение Бетховена просто божественно прекрасно. Наверное, он думал о чем-то очень красивом, когда писал его… И какая у меня была радость, когда, после многих прослушиваний «Sonata» Symphony X, я неожиданно наткнулся на источник вдохновения М. Ромео и с первых же звуков узнал это произведение! Да и не только он - многие известные гитаристы (навскидку могу вспомнить только Тимо Толкки и Алекса Мази) делали свои аранжировки произведений классиков. Алекс Мази (Mazi), так вообще, целый альбом посвятил творчеству Баха. И они это не скрывают. Наоборот, это дань уважения великим.

А что мы видим в России?

Уровень исполнительства здесь и там (говоря о тех трех гитаристах) – это «небо и земля»! Из перечисленных Сергеем групп мне «посчастливилось» услышать только Сердючку. Лучше бы не слышал. Остальные делают плагиаты примерно на том же уровне…

Факт заимствования музыки у других подлежит осмеянию. Даже говорить об этом не хочу, а то меня понесет… В свое время (когда в голове только рождалась концепция будущей рассылки) хотел сделать еще рассылку с язвительной критикой в адрес местной поп-музыки. Но в то время хотел сначала поставить на ноги «Энергию музыки», а потом уже приниматься за другую рассылку, а потом, когда время пришло, осознал губительность для себя рассылки, где будут склоки и сатира. Рано. Сатира должна быть острой и меткой. Примерно как у Жванецкого. А извергаться негативными эмоциями по молодости лет и устраивать склоки – это глупо. К тому же, это могло бы негативным образом отразиться на рассылке, которую вы сейчас читаете...

Прискорбно одно: что люди, когда слышат «содранную» мелодию, узнают песню местного исполнителя, а не оригинальное произведение… И им в голову не приходит, что эта мелодия стала объектом плагиата (Да и как придет? Ведь те, кто слушают Верку Сердючку, вряд ли когда-нибудь будут слушать произведения таких людей, как Горан Брегович! По крайней мере, основная масса таких людей.)

Саня Македонский! Желаю тебе побольше моральных и физических сил в твоем деле!! Наши пути еще пересекутся! Видишь, как меня сегодня занесло!

На этом все. Смотрите 4 февраля фильм «Arisona Dream» по «Культуре» (единственному федеральному каналу из всех, который, как мне кажется, вообще стоит смотреть, единственному каналу, где вообще нет рекламы и где нет программ, которые разлагают общество).

Будьте здоровы!

Пишите о себе и музыке.

 

Александр Филяев   
muzyka@inbox.ru   

 
   Дружественные рассылки
 


Рассказы о группах и музыкантах всех времен и народов  
Музыка всех стилей, всех времен и всех народов, ставшая классикой. Музыканты, ставшие легендой. Рассказы, впечатления, рецензии - все самое интересное.

Рассылки Subscribe.Ru
 Рассказы о группах и музыкантах всех времен и народов 

Слушаем классику джаза
Субъективные заметки о примечательных джазовых записях. Классические альбомы и новинки достойные стать классикой.
Рассылки Subscribe.Ru
Слушаем классику джаза


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.music.energy
Отписаться

В избранное