Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Импровизировать может каждый

  Все выпуски  

Импровизировать может каждый


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте все!

Сегодня, как обещал:

ИГРАЕМ БЛЮЗ

Блюз - музыкальная форма, прочно вошедшая в обиход джазовых музыкантов. Большинство начинающих импровизаторов используют блюз как трамплин к другим джазовым формам. 

В этой статье я хотел бы обозначить путь к тому как сделать вашу игру более убедительной и музыкальной. Начнём с того, чтобы попросить вас спеть (голосом) несколько квадратов блюза под аккомпанемент. Для аккомпанемента предлагается использовать фонограмму "минус один", тогда вам не придётся во время пения слушать солиста - солистом будете Вы. Скорее всего минусовку придётся делать самому... 

После того как потренируетесь, я предлагаю вам записать то, что вы напели "под фанеру" (для этого может понадобиться два магнитофона или один компьютер:)). Затем попробуйте повторить только что спетые вами фразы, используя свой инструмент. 

Считается, что музыка воспроизводимая голосом ближе к истинной сущности человека, чем та, что идёт из инструмента. При игре нас часто сдерживает и ограничивает недостаточное знание инструмента. Если это утверждение верно (а я думаю, что это так и есть), то  музыкант хорошо владеющий инструментом имеет больше шансов донести до слушателя ту музыку, что звучит у него в голове. Когда вы играете то, что только что спели старайтесь играть с теми же интонациями, артикуляцией, динамикой или лучше. Если вы слушаете джаз, это наверняка благотворно скажется на вашем голосовом соло, даже если голос вас не всегда слушается. 

Используйте любую возможность поимпровизировать голосом. Например, когда ведёте машину или гуляете по пустынному парку. Лично я это делаю, гуляя по набережной - там очень много машин и не так много людей - и никого моё пение не беспокоит. Заниматься можно даже мысленно, лёжа в кровати или стоя в очереди на маршрутное такси. Включите в работу сознание, это отдастся сторицей. Вы поймете это, когда начнёте опознавать кем-то сыгранные фразы и будете способны дать ответ на том же языке.

Многие хорошие джазовые музыканты признают, что они много занимались мысленно, без инструмента. А когда брали в руки инструмент, чувствовали себя, словно бы уже играли идеи, которые они всего лишь представляли себе мысленно. 

В заключении разговора о вокальных упражнениях, хочется сказать, что качественная игра на инструменте часто вызывает у слушателя аллюзию с пением. Вспомним о том как люди говорят о понравившемся исполнителе: "Его труба (гитара, флейта и т. д.) пела..." 

Вернёмся к блюзу. Существует довольно много блюзовых прогрессий (последовательностей аккордов). К примеру рок-, госпел-, соул-, кантри- и другие простейшие разновидности блюза не используют аккордов, которые есть скажем у блюза Вэйна Шортера, хотя и могут, если захотят. Дело в том, что если начать усложнять гармонии песен, то музыка начинает восприниматься как более джазовая. К примеру, замените аккорды госпела - он  перестанет звучать как раньше, и люди, привыкшие слушать такую музыку могут остаться недовольными. 

А так как джаз - постоянно развивающаяся форма, то различные модификации и альтерации здесь только приветствуются. Ведь, отчасти благодаря этому, он продолжает оставаться живым.

Изначально в двенадцатитактном блюзе было, что называется "три аккорда". Это были доминантсептаккорды, построенные на первой, четвёртой и пятой ступенях. Последовательность в тональности "фа" выглядит так:

|| F7 | F7| F7| F7 | Bb7 | Bb7| F7 | F7 | C7 | Bb7| F7 | C7 ||

Существует бесконечное количество блюзовых последовательностей. Вот некоторые из популярных:

A.) ||F7 |Bb7 |F7 |Cm7 F7 |Bb7 |Bb7 |F7 |D7 |Gm9 |C7 |F7 |Gm7 C7 ||

B.) ||F7 |Bb7 |F7 |Cm7 F7 |Bb7 |BO7 |F7 |Am7 D7 |Gm |C7 |Am7 D7 |Gm7 C7 ||

C.) ||F7 |Bb7 |F7 |Cm7 F7 |Bb7 |BO7 |F7 |Am7 D7 |Gm C7|Dbm7 Gb7|F7 D7 |G7 C7 ||

В последовательности, использованной Паркером в Blues for Alice применяется нисходящее движение тоник и восходящее квартовое движение. Иногда эту последовательность называют "блюз Пташки" (прозвище Чарли Паркера):

||F |Em7 A7 |Dm7 G7 |Cm7 F7 |Bb7 |Bbm7 |Am7 |Abm7 |Gm7 |C7 |Am7 D7 |Gm7 C7 ||

Те, кто не читал рассылку с самого начала могут не знать, что нужно делать. Остальные должны были уже догадаться.

Для начала нужно почувствовать тонику каждого аккорда, затем первые пять нот каждой гаммы, затем каждое трезвучие, каждую гамму и т. д. Про "и т. д." читайте архив рассылки.

Если в одном такте встречаются два аккорда, придётся сжать фразу во времени или изменить её ритм. Этот метод можно применять для знакомства с любой новой песней. Это превосходный и простой способ дать уху привыкнуть к гармоническому движению темы. Его используют и те, кого без преувеличения можно назвать выдающимися мастерами джаза (например трубач Вуди Шоу).

Мы уже знаем, что в большинстве аккордов звучание определяют терция и септима. Если на фортепиано сыграть только эти ступени, то блюзовая последовательность будет выглядеть так:

Improvise.narod.ru/BLUES.jpg" width="500" height="180">

Следует обратить особое внимание на выделенные такты. Настоятельно рекомендуется всем непианистам играть эту гармонию на фоно левой рукой на октаву ниже чем написано, правой в это время играть базовые упражнения (их вы найдёте здесь - http://improvise.narod.ru/basic.htm). Когда освоитесь с упражнениями можно приступить к импровизации. Смысл этого занятия состоит в том, что так легче увязать в голове гармонию и мелодию. Большинство хороших музыкантов имеют представление о клавиатуре и могут сыграть блюз на фортепиано в нескольких тональностях. Вообще, вопросы по гармонии гораздо проще разрешить, глядя на клавиатуру фоно, чем на что-либо иное (например саксофонные клапаны).

Хороший приём при импровизации - полутоновые разрешения в терцию и септиму аккорда, это усиливает звучание гармонии. Пример мелодической линии:

Improvise.narod.ru/BLUES-LINE.jpg

" width="503" height="191">

Чтобы не быть занудным, я не стану анализировать этот пример, надеюсь вы сделаете это сами.

В любом такте блюзовой последовательности можно использовать блюзовую гамму. Она иногда слегка диссонирует с гармонией, но именно из-за этого, не лишённого своеобразной красоты диссонанса она и звучит как блюз. Однако не переусердствуйте, применяя одну лишь блюзовую гамму. Не упускайте возможность обогатить звучание доминантной и минорной гаммами. Блюзовая гамма в тональности "фа": F Ab Bb B C Eb F

Подведём итоги:

  1. Играйте то, что звучит у вас в голове. Записывайте свой голос на магнитофон и транскрибируйте то что напели на своём инструменте.

  2. Пойте во время прогулок, вождения автомобиля, мытья в душе и т. д. Пытайтесь анализировать то, что вы поёте. Может быть вы распознаете в этом фрагменты гамм или аккордов?

  3. Слушайте джазменов, играющих блюз.

  4. Хватит играть блюз в своей любимой тональности! Есть ещё десяток других. Пора двигаться!

  5. Помните, что определяющие ноты аккорда - терция и септима. Следует их акцентировать, чтобы обозначать гармоническое движение.

  6. Играя блюз, используйте всё, что знаете о построении мелодии. Не зацикливайтесь на блюзовой гамме. В исполнении начинающего музыканта она может звучать очень бедно. С другой стороны, вперемешку с фразами, построенными на оригинальной гармонии она звучит совсем неплохо.

  7. Снимайте целиком, или фрагментами соло своих любимых музыкантов. Играйте их один в один. С теми же интонациями и фразировкой. Джазовая традиция передаётся путём имитации, и транскрибирование чужих соло - один из путей к успеху.

Мы продолжим разговор о блюзе в следующих выпусках, а сейчас я хотел бы ответить на два письма, пришедших мне после восьмого выпуска, где мы как вы помните разбирали на примере песни "Чижик-пыжик" упражнение по подбору простых мелодий. Оба письма довольно доброжелательные. Вот первое:

Привет Максим !!
Я подписался на ваше издание и получил восьмой выпуск вашего журнала .
Да, действительно, это ОЧЕНЬ хороший материал для развития музыкальных
способностей .
Но для меня это уже практически всё известно .
Нет, я не выпускник консерватории, даже не ученик муз школы .
Я обычный студент политехнического университета
но изучаю музыку для себя .
Я люблю джаз
Подскажи , где можно достать более усложнённые гармонии, так сказать, где
можно копнуть поглубже .
Но твои статьи я продолжу читать с интересом, так как повторение-мать
учения, и кое-что для себя я почерпнул оттуда .

С благодарностью , Алексей Н.

К сожалению, я вынужден констатировать, что из существующих ныне на русском языке учебников по импровизации информацию приходится выуживать по крупицам. 

Я могу порекомендовать книжку А. Г. Рогачёва " Системный курс гармонии джаза" и "Учись импровизировать" Владимира Романенко. Также многие хвалят "Практический курс джазовой импровизации на фортепиано" Игоря Бриля, но я с ним дела не имел, не знаю. Если кто из читателей знает, что ещё может помочь пишите.

И второе письмо:

 

Здравствуйте ув. Максим Борейко.

Вчера я получил первое письмо с вашей рассылки. Буду откровенен - скучно.
Мне наверное стоит представится, чтобы вы знали от какого юзера исходят данные комментарии. Я занимаюсь гитарой вот уже 3 года, мне очень нравится, последние пол года начал много импровизировать (сочиняю потихоньку, может что и получится).
 
С вашего позволения комментарии по рассылке:
 
Во первых - содержание рассылки практически не соответствовало содержанию (а значит и моим ожиданиям). "Импровизировать может каждый" - я рассчитывал на свежие идеи, многочисленные примеры и мн. др. именно в импровизации. Но вместо этого встретил разбор "Чижика - Пыжика" с точки зрения различных гармоний, сочетаний... если честно, не интересно! Это всё можно было заключить в два абзаца! Или из этого можно сделать толстенный раздел в книге по самому начальному обучению игры на инструменте. И не нужно говорить, что без "этих" знаний нельзя будет подобрать того же пыжика. Я, например, подбирал такие мелодии на 3 день после того как первый раз взял гитару в руки и при этом я не знал про всякие ступени, гармонии...  Вывод - такой материал нужен, но не с таким описанием, а то читать невозможно!
 
Больше, намного больше в сто раз больше нужно уделить внимания к импровизации. Закидывать множеством примеров, например те же миди форматы можно засовывать прямо в рассылку - они же ничего не весят! Уделить внимание сочетанию инструментов, обработке мелодий (и опять всё те же примеры). Учить склеивать из придуманных мелодий - полноценные композиции!
 
Также на мой взгляд необходим раздел с подборами песен. Именно из-за этого популярны музыкальные серверы (к примеру accords.ru)
 
Придумать конкурс на самую лучшую импровизацию или мелодию недели, месяца, года... Будет интерес!!!
 
Ещё тысяча идей!
 
С ув. и надеждой что рассылка станет интересной многим, Ант...

Я очень благодарен Антону за отзыв о моей работе. Должен однако заметить, что это был не первый, а восьмой выпуск рассылки. Опять-таки, рекомендую всем просмотреть архив рассылки, так как некоторые вещи мне будет просто лень повторять. Ну и не удержусь от комментариев:

Во-первых. Слово и понятие "скука" должно быть вычеркнуто из памяти любой творческой личности. Это моё глубокое убеждение. Если вам скучно - берите в руки инструмент и играйте. Скучно играть - займитесь чем-нибудь другим. Только так.

Во-вторых.

Но вместо этого встретил разбор "Чижика - Пыжика" с точки зрения различных гармоний

Не "гармоний", а гармонии. В данном случае имелась в виду так называемая "школьная" гармония. Хочу ещё раз подчеркнуть, что без изучения гармонии вы не продвинетесь в импровизации. На определённом этапе развития вам просто станет скучно, и вы это дело забросите. Будет обидно. Так что не ленитесь.

В третьих. 

Есть знания. Это когда что-то где-то прочитал. И запомнил.

Есть понимание. Это когда ты сделал что-то один раз. И понял, как это.

И есть умение. Это когда ты делаешь что-то, не напрягаясь и не задумываясь о том, как это у тебя получается.

Не путайте одно с другим.

И в последних. Если у вас есть идеи, не ждите пока их реализуют другие. Реализуйте их сами!

Успехов!

Максим Борейко

При подготовке этого выпуска использовались материалы из "Джазового блокнота" Джеми Эберсолда.


 



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное