Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости сайта "Машинное отделение" #065


Новости "Машинного отделения"



Всё смешалось в новом блоке рецензий: электронная и акустическая музыка, импровизации и точный расчёт. Чем дальше, тем меньше хочется заниматься классификацией и выделять жанровую специфику альбомов, которые попадают в руки. Думаю, в будущем ситуация не изменится - быть может, оно и к лучшему.

Quasipop продолжает поставлять на рынок исключительно качественную продукцию. На этот раз с Украины пришел ироничный мини-альбом EDWARD SOL "Wrong Action" и кассетный (!) релиз "Jordslev Hojalrde" от Лассе Мархауга и Анла Кёртиса. МАШИННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ продолжает знакомство с продукцией архивариусов британской импровизационной музыки Emanem. Двойной компакт-диск "Drainage" - коллекция студийных сессий и концертных выступлений дуэта Фил Минтон (вокал) и Роджер Тёрнер (перкуссия). Альбом "Playout" канадского проекта THE INFANT CYCLE выпущен питерским Zhelezobeton: многослойный коллаж, изготовленный из хруста виниловой пластинки и механических манипуляций. Дебют на МАШИННОМ ОТДЕЛЕНИИ - лейбл Arterija и альбом "Guitar vs. PC" российского музыканта Евгения Горбунова, скрывающегося за вывеской MATSUTAKE.


Edward Sol

"Wrong Action" - 3"CD-R (ltd. 100)
2007, Quasi Pop Records, QPOP CD 043

Edward Sol - Wrong Action
Вместо того, чтобы заставлять слушателя по два-три года ждать полноформатных релизов, Эдуард вывернул ситуацию наизнанку - издаёт меньше, но чаще. Несколько месяцев спустя после изящно инкрустированного электроакустикой микро-опуса "Before They Come And Slit My Throat" все заинтересованные лица получили альбом-антипод "Wrong Action". Снова четыре композиции и немногим больше двадцати минут звука, обёрнутого вокруг весьма условной идеи - попытки проиллюстрировать один день из жизни поп-дивы. Сделано грубо, жёстко, но со вкусом. Упаковано в миниатюрный картонный конверт, напоминающий задний карман поношенных Levis'501. Тираж микроскопический.

Если верить музыканту, наядам от шоу-бизнесса присущи туманное прошлое, сумбурное настоящее и сомнительное будущее. Четыре истории о жизни Кайли (уже ль та самая Minogue?) выполнены в традициях варварского нойза старой школы: аналоговое оборудование, помноженное на линейный монтаж. Петли и паттерны изготовлены из шипения магнитофонной плёнки, хруста винила, шорохов контактных микрофонов и воя допотопных усилителей. Как и положено Орфею, заполучившему назад свою благоверную, Эдвард монтировал коллажи, не глядя на монитор. Собрано на слух, сработано на совесть. На звание самого яркого трека претендует десятиминутная шершавость "When We Are Sleeping Together". Самого изящного - следующая за ней "Mom's Gone For Twelve Days". Если "Before They Come And Slit My Throat" отличала безупречная драматургия, то свободный от этих условностей "Wrong Action" должен приглянуться эстетам и выжать ностальгическую слезу из ветеранов мэйл-арта. Молодёжи следует иметь в виду, что этот компакт-диск - золотая середина между бесконечными альбомами г-на Мацунаги и экспериментами Алексея Борисова.


Lasse Marhaug & Anla Courtis

"Jordslev Hojalrde" - MC (ltd. 100)
2007, Quasi Pop Records, QPOP MC 046

Lasse Marhaug & Anla Courtis - Jordslev Hojalrde
Железному веку звукозаписи, подросткам, слушающим музыку через мобильные телефоны и i-Pod, меломанам-жмотам и аудиофилам - всем вам приготовлен этот кукиш. Хромовая кассета, час звучания, по тридцать минут на сторону. На ней шесть безымянных композиций, сыгранных почти десять лет назад дуэтом Мархауг-Кёртис в славном городе Буэнос-Айресе, и ещё пара треков, записанных музыкантами много позже. Размытая фотография на обложке и мутный аналоговый студень на магнитной ленте.

Лассе Мархауг и Анла Кёртис уже в середине девяностых имели репутацию ветеранов независимой музыки и слыли завсегдатаями международной кассетной сети. Подростками они слушали heavy metal, потом играли шумный импровизационный рок и за десять лет до миллениума уткнулись лбами в бетонную стену нойза. Их кассеты, записанные в те годы, - это белый шум, коллажи, грубость, наглость. Сегодня всё по-другому: Кёртис продолжает писать музыку, используя гитары и плёнки, Мархауг же пересел за лэптоп. Аргентинец так и остался воплощением независимых девяностых, а норвежец вполне комфортно чувствует себя в роли мэтра европейской шумовой сцены, осваивает гранты и окучивает фестивали.

Вопреки ожиданиям, альбом оказался на удивление деликатным и мягким. С первых же секунд вы попадаете в облако статичного среднечастотного гула и физиологических вибраций. Изменения, которые происходят в композициях, ничтожны, варьируются лишь частотные характеристики пьес. Вращать ручку громкости бесполезно - ничего не произойдет. Такой музыкой под завязку набиты компакт-диски, выходящие на Pogus и антологии электронных опусов академических композиторов. Сольные пьесы звучат чуть живее. Кёртис тасует звуковые пейзажи, будто бродит по тёмным комнатам: звуки слайд-гитары, приглушенные фидбеки, промышленные шумы, фрагменты чужих записей. Мархауг играется с петлями, бесконечно нанизывая одну на другую… Парадоксально, но сегодня среди Max/Msp-клонов эта чудом не затёртая сессия 1997-1998 годов воспринимается как глоток свежего воздуха.

Если у вас нет денег на Telecaster'54 с черной панелью, кленовым грифом и латунной фурнитурой или Roland TB-303, можно начать собирать осколки ушедшей эпохи с этой кассеты.


Phil Minton & Roger Turner

"Drainage" - CD
2003, Emanem, 4211

Phil Minton & Roger Turner - Drainage
Солдаты дымом греются, солдаты шилом бреются. Но много ли нужно, чтобы записать альбом, от которого захватывает дух и скручивает в тугую спираль позвоночник? Оказывается, совсем нет. Фил Минтон и Роджер Тёрнер обходятся голосом и перкуссией. Впрочем, за скобками, как всегда, остаётся колоссальный опыт, накопленный за десятилетия сольной и коллективной работы в русле свободной музыки. После двух альбомов на Leo Records и нескольких лет молчания в 2003 году заинтересованная публика получила сразу два компакт-диска: комплект студийных сессий и фрагменты концертных выступлений. Всё вместе - гимн во славу санитарии и личной гигиены.

Первый диск - студийные записи, камерные, хрупкие, деликатные. Минтон выдавливает из себя звуки, на которые Тёрнер мгновенно реагирует точными атаками своей ударной установки, больше напоминающей лавку старьевщика. Скетчи - деревянная перкуссия, крик - листовой металл, шепот и причитания - цимбалы и журчание воды. Не используя ни одного электронного прибора, Тёрнер моделирует бездонные гроты, которым позавидовали бы и брайны ластморды, и питеры андерсоны. Сталкерам чёрных дыр - пьесы "reasonable" и "temperate". На второй диск втиснулись куски шоу 2002 и 1998 годов. Разумеется, здесь всё иначе: музыканты не ограничивают себя в выборе выражений, используя всё, что попадает под руку. В принципе, уже первая - получасовая "Civil" - композиция исчёрпывает тему, но дослушать программу до конца всё-таки стоит. Во-первых, выйти из транса не так просто, а во-вторых, именно там, в хвосте, прячется посвящение герою эпохи свинга, в которой Минтон окончательно выходит из-под контроля. "Franki" - две с половиной минуты истерики. За то, что из концертных номеров не вырезана реакция публики, издателям большое спасибо.


THE INFANT CYCLE

"Playout" - CD-R (ltd. 250)
2007, Zhelezobeton, ZHB-XI

The Infant Cycle - Playout
Аскетизм - вещь увлекательная до жути. Вот и нутро актуальной музыки то и дело сотрясают судороги самоограничения. У перебравших с гаджетами музыкантов случаются отторжения, которые порой приводят к клиническому ретроградству. Тогда стройными рядами из небытия возвращаются магнитофоны и пленки, 8-битное звучание и ветхие аналоговые синтезаторы. Впрочем, и это не предел. Можно ограничиться одним единственным источником звука, например, зацикленной дорожкой исцарапанного винила, проигрывателем, скрипичным смычком и лезвием. Что получиться? Например, альбом "Playout" канадского проекта THE INFANT CYCLE.

Материал этого альбома был знаком мне по двум минутным огрызкам, отпечатанным на пятидюймовой виниловой пластинке, которая вращалась со скоростью 45 об/мин. Сорок копий этого сингла предназначались дистрибьюторам и приятелям, так что ко мне этот сувенир попал совершенно случайно. Составить мнение о музыке тогда не получилось - слишком мимолетными были впечатления, рождённые шестьюдесятью секундами звука. И вот, по прошествии нескольких лет, полноформатная версия всё-таки вышла, но не на Merchants Of Sound, как предполагалось сначала, а на Zhelezobeton. Время звучания увеличилось до получаса, число доступных копий - до 250. Каркас каждой пьесы - это 15 минут винилового хруста, воспроизведённого в цикле на разных скоростях. Спотыкаясь и подпрыгивая на царапинах зацикленной дорожки, игла тонарма изготовила несколько прихотливых текстур, которые в дальнейшем подверглись более детальной проработке. Итог - две крайне скупые на содержание композиции, основные составляющие которых - сухой треск и непостоянный органический гул. Тем не менее, этого оказывается вполне достаточно, чтобы цепко держать внимание слушателя на пограничной территории где-то между Hi-Tech и Old Scool.

"Запись изготовлена при непосредственной поддержке канадского правительства, в 2003 году инвестировавшего в современное искусство страны кленового листа двенадцать с половиной миллионов долларов" - сказано на обложке диска и той маленькой пластинки, с которой когда-то и началась эта история. На сегодняшний день это один из самых удачных релизов Zhelezobeton. Если вас застукают за прослушиванием "Playout", краснеть не придется.


MATSUTAKE

"Guitar vs. PC" - CD-R (ltd. 50)
2007, Arterija, artoo8

Matsutake - Guitar vs. PC
Вот стильная и лаконичная пластинка, мимо которой не должен пройти ни один любитель актуальной аккуратной музыки. MATSUTAKE - это один из многочисленных проектов Евгения Горбунова, человека достаточно известного в кругу электронных и независимых. Альбом появился на юном лейбле Arterija, дочернем предприятии более крупной и маститой организации Quasipop. Отпущенный некоторое время назад на вольные хлеба, он продвигает колючий "венский" саунд, замешанный на виртуозном процессинге и полевых записях. Вся продукция издается небольшими тиражами на компакт-дисках, для любителей покачать из сети альбомы выложены на сайте лейбла.

Итак, "Guitar vs. PC". В левом углу ринга - гитара, в правом - компьютер. В роли рефери выступает сам Евгений. Этот метод работы получил широкую популярность благодаря деятельности целой формации музыкантов. Первый среди равных, разумеется, Кристиан Феннеш. Тем не менее, всем алчущим бесконечного лета, венецианских заводей или параллельных отелей придется продолжить поиски в другом месте. MATSUTAKE же будет впору тем, кто симпатизирует Йозефу Зухи или Штефану Виттверу, гитаристам, что бродят по пограничным территориям, похрустывая нойзом. На альбоме Евгения Горбунова нет застывших пластов органики, соловьиных трелей и меланхолии, мелодий, которые крошатся и вновь складываются из мельчайших фрагментов мозаики. Смысл процессинга заключается в сворачивании петель гитарного звука в тугие жгуты. Впрочем, случаются и огрехи - тогда коконы выскальзывают из рук, обнаруживая внутри то слайд-гитару, то ершистый сэмпл. Но это редкость. Компакт-диск разбит на две части: четыре пьесы в первой, мягкой; пять во второй, что пожестче. Безымянные треки плавно перетекают из одного в другой, поэтому употреблять их нужно залпом, не прерываясь. Но мой вам совет: как только закончится диск, послушайте ещё разок вторую, четвертую и девятую композиции. А потом поставьте альбом сначала.




http://machine.radionoise.ru



В избранное