Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Музофил: джаз с довеском

  Все выпуски  

Музофил: джаз с довеском 31


Приветствую всех музофилов и кайфариков!

Этот тридцать первый выпуск еженедельной рассылки "Музофил: джаз с довеском".
 



Музцитата: 

« - Поёт, мля.  Молиться надо, а она поёт!..»

       (моя любимая бабушка, Прасковья Ивановна.  Адресовано мне,

         в подарочном наборе с подзатыльником.  И пррраально!)                    

 

Спутник рассылки - сайт http://muzofil.narod.ru

На сайте вы можете ознакомится с последним выпуском рассылки и с ее архивом, прослушать файл, прежде чем его закачать, подписаться на рассылку, и оставить свои пожелания в гостевой книге.  И не забывайте заглядывать на форум – там всегда есть добавка! 

 

Patti Austin – But Who May Abide the Day of His Coming?

 

       Patti Austin                          Georg Handel                          Mervyn Warren                      Quincy Jones   

   Большинство стереотипов – полная туфта.  В частности, великий миф, что все негры умеют петь.  Конечно, чувство ритма есть у всех.  Но в мире предостаточно сынов Африки без чувства музыкальности и даже без слуха.  Однако вы врядли найдете негра без голоса.  Даже не знаю, случалось ли кому хоть раз сказать:  «Лерой, лапа, не шепчи, тебя не слышно».  Все больше:  «Шамика, ты так ржёшь, у меня аж эмаль на зубах потрескалась!». 

   Я этому вокальному здоровью всегда сильно, но по-хорошему завидовала.  Моих слабых связок не хватает даже на приличный скандал, отчего некоторые считают, что я очень дипломатичный человек.  На самом деле, я как тот верный муж – мне просто нечем. 

   Бледнолицая немощь подводит и при общении с высшими сферами.  Пока африканских рабов не заставили раскрыть Библию, никто и подумать не мог, что до Бога можно докричаться.  Белый человек к Богу тянется.  Шпили храмов и церковные маковки, органные трубы, хоралы, кастрированные мальчики – всё для того, чтобы небесный канал стал выше, тоньше, чище...  А попробуйте предложить кастрировать негритянского мальчика, чтоб он еще лучше запел – если не убъют сразу, то поднимут на смех.  Оглушительный. 

   Для негров общение с Богом – это прежде всего колоссальная личная экспрессия.  Рычащий Hammond, синкопированные пляски, хлопки и щелчки, а главное – вся мощь чёрных лёгких, будь то царственное соло, громоподобный хор или акапелльные хитросплетения.  И даже если до Бога не докричались, то все равно время провели ништяково. 

   Эти глубоко антинаучные брожения не стремятся объяснить происхождение музыки госпел.  Хотя крепкой научной теории ее происхождения тоже не существует.  Но все исследователи сходятся в одном:  европейская и афроамериканская религиозная эстетика совершенно не совместимы. 

   Но тут мимо прошёл неугомонный Квинси Джоунс (Quincy Jones) и показал всем ученым мужам здоровенный чёрный кукиш.  В 1992 году он с помощью Dianne Reeves, Stevie Wonder, George Duke, Al Jarreau, Take 6 взялся за старичка Генделя и сотворил из его «Мессии» уникальный синтез католической музыкальной традиции и оторвенного госпел-экстаза. 

   Центральный герой этой шедевральной диверсии, о котором часто забывают – композитор и аранжировщик Мервин Уоррен (Mervyn Warren).  Он пел в составе Take 6 на двух первых альбомах.  Важнее то, что Уоррен аранжировал всю музыку на этих альбомах (а для пения а капелла хорошая аранжировка – 80% успеха), и это ему так понравилось, что он ушел из группы и целиком посвятил себя композиции и аранжировке музыки.  И молодчина, потому что без его уникального «почерка» диск “Handels Messiah: a Soulful Celebration” никогда бы не появился на свет. 

   Мервин «набил руку», колдуя над альбомами Take 6, в которых он впервые в музыкальной истории пропустил традиционный госпел через главные фильтры современной чёрной музыки – джаз, ритм-н-блюз и хип-хоп.  В «Мессии» Уоррен добавил в сплав классическую ораторию и сотворил не римейк, не адаптацию, а поразительно сбалансированный симбиоз двух культур, в котором каждая частичка получила равную дозу таланта и уважения. 

   Ария “But Who May Abide the Day of His Coming?” («И кто выдержит день пришествия Его?»), на мой взгляд, идеальный образец музыкальной алхимии Мервина Уоррена.  Кроме того, это редкий шанс услышать бесподобный голос Patti Austin во всей его красе.  Пэтти Остин (а мы о ней еще поговорим) почти всю свою, начатую в 10 лет, карьеру поёт сиропистый околопопсовый дрек.  Поэтому лишь коллеги и те, кому повезло услышать Остин в живых джазовых концертах, знают, что она – одна из лучших певиц нашей современности, перенявшая эстафету у Эллы Фитцджеральд и Сары Вонн.  Но ТАК, как она поёт здесь, она, пожалуй, не пела больше нигде. 

   В общем, перед ответственным Заказчиком все проявили себя молодцами и красавцами.  Слава Иисусу Христу, Квинси Джоунсу, Мервину Уоррену и соратнику их Генделю!  И во веки веков, аминь!

 

Слушаем Patti Austin – But Who May Abide the Day of His Coming? http://muzofil.narod.ru/fan.html

 

Tom Waits – Jockey Full of Bourbon

 

  Том Уэйтс – шикарный мужчина.  Некрупный, но хорошей формы.  Музыкальный битник, последний американский бард, идейный пьяница, яркая вспышка в театре и кино, пучок шаровых молний на сцене.  Фигура культовая, но не одиозная...

   Подозреваю, что в России он известен гораздо лучше, чем у себя на родине в Америке.  Благодаря Владимиру Семёновичу, у нас очень уважают хриплоголосых мужиков.  Ну а если мущщщина еще и закладывает... 

   На самом деле, Том Уэйтс уже лет двадцать на просушке, но петь продолжает голосом упитого кучера.  Многим это мешает услышать и по достоинству оценить лирическую красоту его музыки и истинную поэтичность его текстов.  Мне, вот, например, очень мешает. 

   Впервые я услышала Уйэтса в фильме Джима Джармуша «Ночь на земле» (Jim JarmuschNight on Earth”).  Кстати, если вы этот фильм еще не видели, я очень вам  завидую – вас ждёт удивительное открытие.  Так вот, пьяный рёв Тома отчаянно портил удовольствие от просмотра.  К счастью, вскоре я посмотрела другой фильм Джармуша “Down by Law”, в котором Уэйтс, кстати, играет одну из главных ролей.  Фильм почти не помню.  Но песня “Jockey Full of Bourbon” («Водила полный виски») и поныне оправдывает мой энтузиазм по поводу творчества Тома.  Также, она служит мне инструментом во всех попытках увлечь его творчеством других людей. 

   Собственно этим я сейчас и занимаюсь, потому что люди делятся на тех, кто любит Тома Уэйтса, и на тех, кто слышит это имя впервые.  Обращаюсь к первачам и первАчкам:  ребята, не проходите мимо!  Для начала послушайте смачное пьяное мамбо “Jockey Full of Bourbon”.  Как раз в этот период Уэйтс забросил околоджазовые аранжировки и стал экспериментировать с экзотическими инструментами и методами звукозаписи.  Соло на гитаре здесь исполняет известный фанат кубинской музыки Marc Ribot.  Гитара его пропущена  через несколько катушечных перезаписей, обрывки газет и, возможно, сливной бачок, и звучит уникально.  В конце песни, слишком поздно, появляется икающий басом сакс.  Хочется, чтоб его было больше, но увы. 

    Кстати, сам Уэйтс, вопреки алкогольной тематике, в этой песне звучит как кучер, который проспался и хряпнул кефиру.  Том вообще может петь, и блестяще петь, очень по-разному.  Для проникновенного, почти нежного Тома послушайте его номинированный на Оскара саундтрэк к фильму “One from the Heart” (на фильм время не тратьте).  Это даже не саундтрэк, а сборник написанных Томом лирических баллад, которые он поёт, время от времени опираясь на счастливый «подоконник» в лице никому ни до, ни после не нужной Crystal Gayle.   Для вокального хардкора послушайте виртуозное cипение Уэйтсом мимо нот классики джаза “Its All Right With Me”.  В общем, послушайте.  Даже если не залюбите, время проведете интересно.  Зуб даю.  

Пьём за трезвость под Tom Waits – Jockey Full of Bourbon http://muzofil.narod.ru/fan2.html

Нет джазу без газу!  http://muzofil.narod.ru


В избранное