Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Блюза от Алексея Калачева


* * *

"Новинки блюза" - Etta James «Dreamer» 2011

В Сети накануне выхода диска распространилось анонимное заявление – после альбома «Мечтательница» автор и исполнительница удалится на покой. Это никого не удивило, поскольку Этта Джеймс перестала выступать (и, как считалось, записываться) задолго до данного анонса. Всему свету было ясно, что с учетом состояния ее здоровья великая певица уже не даст миру ничего нового. Внезапно –студийный диск, 53 минуты великолепной музыки, 11 прощальных криков-песен. Прежний угрожающий рев «жадной до жизни» и пения дивы прорывается время от времени из глубин ее существа на всем протяжении «Dreamer». Очевидно, усилия давались с трудом, однако почти везде Этта Джеймс либо хороша, либо великолепна. К сожалению, пока нет подробностей создания альбома, в этом одна из его интриг.

     Филофонисты полагали: видимо, «Мечтательница» составлена из треков, не нашедших места на предыдущих альбомах, так что ждать многого не стоит. Если оно и верно, скептики посрамлены. Лебединая песня Этты Джеймс – крепкий, содержательный и отнюдь не второсортный диск. Джеймс звучит на нем не многим хуже, чем на любом из своих поздних, особенно блюзовых, альбомах. Возможно, продюсеры, среди них два сына миссис Джеймс, учитывали ее состояние и создали аранжировки, «выдвигающие» ее все еще сильный, правда, угасающий голос, в центр – и с максимальной отчетливостью.

     Хотя альбом рекомендуют «симбиозом соула, ритм-блюза и кантри» (где усмотрели кантри? – загадка), по преимуществу диск блюзовый. После двух разгоночных треков – трактуйте их как интродукцию или предисловие – диск вступает в главную, блюзовую стадию. Прямо с песни «Мечтательница». В треке «Welcome To The Jungle» группы Ганз-энд-Роузес Этта Джеймс уже звучит по-настоящему угрожающе. В шестом, той, что взята из репертуара кантри-музыки, ее голос крепчает, словно певица сбросила с плеч лет 20. Дальше альбом не отклоняется до финала от выбранной тропы, представляя то свингующий шаффл с медью, то обращаясь в волшебство медленной баллады.

     Пара заключительных вещей явно представляют большую артистку прощающейся с большой жизнью. Тут много печали, в которой Этта Джеймс предстает преисполненной музыкального блеска и раскованного достоинства. Последние минуты «Dreamer» она пытается поддержать пламя блюза, хотя очевидно, что отпущенный ей завод иссякает. (ОМ/АК).

"Классика" - Son House «The Complete Library of Congress Sessions, 1941-1942»

Компакт-диск, хрустящий дорожками граммофонных пластинок на 78 оборотов. 19 песен Хауса, записанные 70 лет назад у него дома, в деревне, на переносной, чудовищно тяжелый и несовершенный магнитофон. Понятно, что Сан Хаус – абсолютно уникальный певец и невероятно энергетичный шоумен. Эти слова выглядят бессодержательными и слабыми, я не стал бы их здесь писать, если бы не мог подкрепить доказательствами. Слава Богу, на излете жизни Хаус попал под прицелы объективов кино- и телекамер – существуют съемки в YouTube. Советую, прежде чем слушать скачанные из интернета записи, посмотреть Хауса – оценить его энергетику, артистизм, мимику, вникнуть в образ. Вы обнаружите театр одинокого артиста - позитивного, лукавого, исполненного достоинства, сильного. Тогда высокий голос Хауса, его перкуссионная гитара, например, в «Shetland Pony Blues», возможно, зазвучат для вас по-другому. На сборнике вы услышите мандолину и гармонику. Тут разные фольклорные персонажи занимаются данными инструментами, в частности, легендарный гармонист Вилли Браун, которого упоминает в одной из своих песен Роберт Джонсон. Полевые записи, как их называют в блюзе, представляют несколько дельта-стандартов. В частности, то, что Мадди Вотерс назовет «мать всех блюзов» - «Walking Blues». Здесь же два варианта «The Jinx Blues», которые превратятся в блюз-рок в исполнении ирландца Рори Галлахера. Пара странных треков, впрочем, отражающих реалии негритянского развлечения в стары времена «Кэмп холлерс» - уникальная запись. Комбинация а-капелльного пения негров и трепни на крылечке в выходной день. Или популярный у черных вальс (услышанный от кантри-музыкантов) на тему Второй мировой войны «American Defense». (ОМ).

"Рекомендуем" - Savoy Brown «Voodoo Moon» 2011

Альбом появился к примечательной дате – к 45-летию Savoy Brown. Случайно или нет он подтверждает верность проекта изначальным ценностям – британскому блюзроку. О наиболее уязвимой для критики стороне диска. К сожалению, Ким Симмонс и здесь поет во всех треках. Ким не самый выдающийся вокалист, в лучшие времена его группа имела замечательных певцов. Такой подход, конечно, хлопотный, да и затратный, поэтому последние 20 лет легендарный англичанин, в незапамятные времена переместившийся в Америку, обходится своими скромными возможностями.

К плюсам Диска относится его перекличка с периодом «от 60-х к 70-м» - с наиболее продуктивным периодом Симмонса-композитора.

На «Voodoo Moon» 9 треков, и относительный дискомфорт, как ни странно, испытываешь лишь от вступительного. В диске хороши песни, мастерские темы в рамках канона, 5 из них медленные. Минорные, с отменными мелодическими линиями. На некоторых дорожках Ким использует на этот раз медную секций – пару саксофонов – и это тоже мастерски.

Ещё одна причина, по которой стоит поинтересоваться «Voodoo Moon» (кроме ностальгии и дельных тем) – гитарная игра Кима. Он остается одним из самых изобретательных мастеров английского блюзового гитаризма. В отличие от других британцев-классиков, Симмонс методично трудится – нота за нотой – над своими соло, хотя звучат они импровизацией. Великолепный трек, где он использует слайд «She's Got The Heat».

     Возможно, альбом 63-летнего патриарха заслуживает легкого упрека в дефиците энергии, который, впрочем, искупается дельными аранжировками. Интересными настолько, насколько это позволяют простая форма, простой жанр буги-рока. (ОМ).

 

Читайте на страницах нашего веб-журнала - The Doors неисчерпаемы... (о новейших переизданиях группы).

* * *









В избранное