Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Блюза от Алексея Калачева


* * *

 "Новинки жанра" - Buddy Guy «Rhythm & Blues» 2013

... Эмоция и качество музыки – почти те же, что в звездный час Гая - в 90-е годы. Правда, сейчас он на 20 лет старше. Люди с очень чутким слухом, возможно, почувствуют легкую разницу между «Damn Right, I've Got The Blues» и нынешним. Для этого нужен поистине слух Моцарта: Бадди Гай, считай, не изменился. Из главных достоинств альбома – их долго перечислять - выделю многообразие. Это точно вычисленная, скрупулезно проработанная последовательность высоко заряженных, плотных, виртуозных песен (+ коротенький инструментал-упражнение). Абсолютное большинство сочинил Том Хембридж (либо он в сцепке с Бадди), композитор, барабанщик, давний партнер Гая. Номеров, заимствованных из чужих нотных тетрадей, совсем немного. К «Poison Ivy» остаётся приплюсовать вещь Гитар Слима «Well I Done Got Over It», к слову, ставшего для Гая моделью для подражания, да сделанную с Кид Роком «Messin' With The Kid» – салют другу и потерянному партнеру Джуниору Вэллсу.

     Обычно в рецензиях в качестве особого достоинства релиза трубят о дуэтах со «звездами» (для того и зовут – для ПиАра). Они приятно разнообразят трек-лист, однако не играют первой скрипки. Отменные треки вышли с Аэросмит и с Кид Роком – оба в той же лиге бешенных, что и Гай; совсем неплохой дуэльный шаффл получился с Гарри Кларком-младшим, блеснула под боком у гения Бэт Харт. На этом фоне простителен лирический номер с попсовиком-контрушником Кейтом Урбаном – нечто милое в духе современного коммерческого соула.

     В давние времена у Ти-Бон Уолкера спросили, когда блюз сделался ритм-блюзом? Подумав, тот молвил: когда блюз стал горожанином и в него пришли «дудки». Медь – очень существенная составная альбома. Вообще, если говорить о реальных «звездах»-изюминах проекта, всех прочих в известной мере отодвигает The Muscle Shoals Horns. «Горны» являются составной The Muscle Shoals Rhythm Section, а кто это такие – отдельный разговор. Скажу кратко: в своем роде, в своем цеху они не менее крутые, чем сам Бадди Гай. Он замыслил «Rhythm & Blues» как концептуальный труд, экскурс в разные состояния блюза, в разные времена, в разные периоды своей судьбы. В пяти песнях с The Muscle Shoals Horns гигант жанра демонстрирует торжество своей музыки как искусства в высшей точке полета.

      «Rhythm & Blues» кладёт лопатки любых конкурентов, включая до неприличия раскрученного в Европе Джо Бонамассу. Если у того за спиной колоссальной силы бизнес-лоббисты и инвесторы, а на втором месте – отборные авторы, фантастическая самоотдача в процессе подготовки, выучка, у Бадди Гая по приоритетам почти наоборот. На первом месте – природный дар, уникальный голос, в том числе у гитары, почти 60 лет взлетов и падений. Сейчас он идет ровно, мощно, словно не было последних 20 лет на Олимпе профессии (и, как шепчут недоброжелатели, непрекращающегося «романа с кокаином).

     Даже когда музыкант берется за банальные шаффлы (Тoo damn bad) или совершает вечное волшебство медленной баллады в "I Came Up Hard", он – Бадди Гай, единственный такой на земном шаре, не перепутаете! Напрасно будете стараться отыскать повод для упрёка (разве что в каждой бочке затычка сегодня в гостевых проектах Кейт Урбан и Гарри Кларк). Из особого выделила бы пару минорных баллад, идущих подряд, - «The Devil's Daughter» и «Whiskey Ghost». Особенно вторую, пространственную, не характерную для звука Гая... (ОТан).

"Переиздания" - «George Thorogood & The Destroyers» 1977

Когда-то в конце 70-х фактически неведомый никому лейбл Rounder Records, ориентированный на белый фолк, выпустил рискованный дебют совершенно незнакомой публике команды. Известно о ней было лишь, что группа занимается «корневым роком», и, если судить по ее концертам, с редкостной энергией. Rounder поставил на «темную лошадку» и сорвал куш – теперь записи относятся к вечно желанным тысячами слушателей записям, то есть вечно в спросе.

     Дебютный диск Торогуда вышел в 1977, хотя запись состоялась более чем за год до того. За ним последовал через двенадцать месяцев «Move It On Over». С данного момента не оставалось сомнений в том, что «Разрушители» набирают высоту. Они поставляли одну за другой песни для плей-листов и хит-парадов радиостанций по всем Штатам. Ди-джеи полюбили эти лонгплеи, хотя пластинки-то по содержанию - ничего нового Америке не представили. Блюзы Роберта Джонсона, Вилли Диксона, Джона Ли Хукера, Элмора Джеймса и т.д. Фишка в том, что в корневой музыке не бывает открытий в смысле «что», случается в смысле «как»: приходит артист, берёт старую-старую песню и превращает силой СВОЕОБРАЗНОГО таланта в новую и личную-свою. Так случилось с Торогудом.

     В частности, радио любило прокрутить кавер-версии Торогуда из репертуара звезды кантри Хэнка Вильямса «Move It On Over» или песню Бо Диддли "Who Do You Love?". На дебютном альбоме несколько авторских песен Джорджа, на втором – ни одной. Сырой, грубый, громкий гитарный буги-рок; или жесткий, без всяких звуковых присадок и прибамбасов звук. Сила, простота, искренность –вот что в этих записях. Они не грешат «поиском новых решений» в блюзе - музыка Торогуда представляет его лично: мощный голос, базовая эмоция без «лирики».

     Обе пластинки не переиздавались больше 15 лет, следовательно, не ремастировались. Нынешнее переиздание делает лишь одну эстетическую уступку слушателю, как раз в форме ремастеринга. Оформление – прежнее, с минимальным дизайном, и никаких дополнительных треков, что любят делать – надо или не надо – сейчас в таких случаях все подряд. Раундер и Торогуд не пошли на дешевый трюк и положили 30 июля, день переиздания, на прилавки перед покупателем точно тот же (внешне) товар, правда, звучавший несравнимо прозрачней и гуще в сравнении с сиди 90-х.

     Последний по счёту диск 2011 года был исключительно блюзовым, первые – тоже. Круг (на нынешний момент) замкнулся – в год 40-летия коллектива. (ОТ).

 

* * * 


В избранное