Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русский романс

  Все выпуски  

Русский романс - Как в песне сказалась судьба


История советской лирической песни дает немало примеров, когда ее авторов вдохновляло глубоко личное чувство. А песню подхватывали все, она вела на героический подвиг, предсказывала необычную судьбу.

В 1926 году Владимир Маяковский в стихотво­рении «Передовая передового» писал:

Разнообразны души наши.
Для боя - гром, для кровати - шепот.
А у нас для любви и для боя - марши.
Извольте под марш к любимой шлепать!

Тогда остро ощущался, как мы сказали бы те­перь, дефицит лирических песен.  Неистовые ревнители «пролетарской музыки» сурово ополчились не только против «цыганщины», но и против старых романсов вообще. Однако замены им не было.

К сочиненной двумя годами раньше поэтом Павлом Германом и композитором Валентином Кручининым «Песне о кирпичном заводе» Мая­ковский не мог отнестись иначе, как с большим презрением,- вскоре эта песня получила насмеш­ливое прозвище «Кирпичики» и стала своеобраз­ным эталоном мещанской пошлости. И тем не менее «Кирпичики» были действительно первой советской лирической песней.

Конечно, перечитывая сегодня текст «Песни о кирпичном заводе» и тем более слушая ее, мы не можем не ощутить, насколько она и наивна и примитивна. Но вспомним, когда написана песня.

Ведь это первый «кирпичик» в многоэтажное ныне здание советской лирической песни. И разве тогда, в 1924 году, эта песня не «расска­зала жизнь» своих героев вполне достоверно и не предугадала судьбу сотен тысяч им подобных?

…Прошло шесть десятилетий. И вот Алла Пугачева запела: «Я вся скроена из окраины»- той самой городской окраины, которая когда-то пела «Кирпичики». Словно за­блудившееся эхо донеслось оттуда, из 20-х годов, и в звучании аккор­деона, и в вальсовой мелодии.

Вершины советской лирической песни были впереди.

Ее расцвет пришелся на 30-е годы. Время это предвидел Михаил Светлов, когда писал в «Гренаде»: «Новые песни придумала жизнь. Не надо, ребята, о песне тужить».

Новые песни, ставшие «жемчужинами лирики», «придумывали» ком­позиторы Шостакович, Дунаевский, Захаров, Блантер, братья Покрасс, Соловьев-Седой, Белый, Пушков, Богословский, Арманд и другие. Их писали поэты Корнилов, Лебедев-Кумач, Исаковский, Гусев, Светлов, Сурков, Прокофьев, Шведов, Чуркин…

 Беседы о русской лирической песне и русском романсе


В избранное