История советской лирической песни дает
немало примеров, когда ее авторов вдохновляло глубоко личное чувство. А
песню подхватывали все, она вела на героический подвиг, предсказывала
необычную судьбу.
В 1926 году Владимир Маяковский в стихотворении «Передовая передового» писал:
Разнообразны души наши.
Для боя - гром, для кровати - шепот.
А у нас для любви и для боя - марши.
Извольте под марш к любимой шлепать!
Тогда остро ощущался, как мы сказали бы
теперь, дефицит лирических песен. Неистовые ревнители «пролетарской
музыки» сурово ополчились не только против «цыганщины», но и против
старых романсов вообще. Однако замены им не было.
К сочиненной двумя годами раньше поэтом
Павлом Германом и композитором Валентином Кручининым «Песне о кирпичном
заводе» Маяковский не мог отнестись иначе, как с большим презрением,-
вскоре эта песня получила насмешливое прозвище «Кирпичики» и стала
своеобразным эталоном мещанской пошлости. И тем не менее «Кирпичики»
были действительно первой советской лирической песней.
Конечно, перечитывая сегодня текст
«Песни о кирпичном заводе» и тем более слушая ее, мы не можем не
ощутить, насколько она и наивна и примитивна. Но вспомним, когда
написана песня.
Ведь это первый «кирпичик» в
многоэтажное ныне здание советской лирической песни. И разве тогда, в
1924 году, эта песня не «рассказала жизнь» своих героев вполне
достоверно и не предугадала судьбу сотен тысяч им подобных?
…Прошло шесть десятилетий. И вот Алла
Пугачева запела: «Я вся скроена из окраины»- той самой городской
окраины, которая когда-то пела «Кирпичики». Словно заблудившееся эхо
донеслось оттуда, из 20-х годов, и в звучании аккордеона, и в
вальсовой мелодии.
Вершины советской лирической песни были впереди.
Ее расцвет пришелся на 30-е годы. Время
это предвидел Михаил Светлов, когда писал в «Гренаде»: «Новые песни
придумала жизнь. Не надо, ребята, о песне тужить».
Новые песни, ставшие «жемчужинами
лирики», «придумывали» композиторы Шостакович, Дунаевский, Захаров,
Блантер, братья Покрасс, Соловьев-Седой, Белый, Пушков, Богословский,
Арманд и другие. Их писали поэты Корнилов, Лебедев-Кумач, Исаковский,
Гусев, Светлов, Сурков, Прокофьев, Шведов, Чуркин…