← Август 2018 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
23
|
24
|
25
|
26
|
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Открыта:
02-01-2011
Статистика
0 за неделю
Искусство: к звездам без миллиона в кармане
История живописи: Проект проектов
В укоренившемся представлении Леонардо да Винчи человек,
чередующий несколько профессий: архитектор, живописец, скульптор,
анатом, инженер, писатель Он был также химиком, его оригинальные масляные краски свидетельствуют
об успехе опытов: изготовление масляной краски из минерала – это ведь
химия. Впрочем, следует отметить, что эти краски, применённые для
флорентийской стенной живописи, его подвели – растеклись. Перефразируя Сезанна, в отношении метода Леонардо следует сказать: пока
занимаешься инженерными работами – рисуешь, пока строишь здание –
рисуешь, пока изучаешь анатомию – рисуешь, пока льёшь бронзу, пока
чертишь чертежи, пока пишешь трактаты, пока читаешь проповеди – ты
рисуешь красками; ты постигаешь мир с разных сторон, и это всё
суммируется в рисование красками, это всё вместе и есть живопись. Ждать от картины Леонардо страстного, экстатического, неряшливого мазка
так же нелепо, как ожидать, что Данте собьётся в тройной рифме или
Платон пожертвует конструкцией государства ради славы стихотворца.
Леонардо принято пенять тем, что, создавая нежные образы мадонн, он
одновременно сочинял конструкцию фортификационных машин или
приспособлений для колесниц (серпы для внешней стороны колесницы на
уровне колёс), которые секли ноги лошадям противника. Будто бы нарочно, для того чтобы потомкам было легче анализировать его
метод, Леонардо оставляет незавершённой огромную доску «Поклонения
волхвов» (сейчас в галерее Уффици, Флоренция). На картине мы буквально
видим, как сложный архитектурный чертеж врастает в клубящийся рисунок
человеческих фигур, а рисунок, в свою очередь, обрастает плотью
живописи. Это всё – единая субстанция: чертёж–рисунок–живопись; в этих
элементах мироздания нет противоречия, они свободно перетекают один в
другой. Технического секрета сфумато Леонардо потомкам не оставил, скорее всего,
метод состоял в том, чтобы втирать краски в поверхность; вероятно, это
было возможно за счет низкого содержания масла в пигменте. Леонардо сам
готовил краски и (косвенно об этом свидетельствуют неудачные опыты с
настенной живописью) изменил по отношению к бургундскому рецепту
пропорцию связующих масел и пигмента. На стене краски не закрепились
(как случилось с «Битвой при Ангиари» во Флоренции), но на шероховатой
доске даже низкого содержания связующего должно было хватить. Ван Мандер заменял эффект сиккатива тем, что рекомендовал в кедровую
смолу вливать глицерин и мед в качестве пластификаторов; но результат
был неубедителен. Так иные медики, назначая лекарство, которое лечит
один орган, но вредит другому органу, купируют вредное действие ещё
одним лекарством, которое, в свою очередь, тоже наносит вред, и так,
пока пациент не умрёт. Но что, если, смешивая лекарства, фиксировать
состояние пациента, утверждать стадию его здоровья? Леонардо, очевидно, шёл иным путем. Сегодняшние реставраторы выступают
против масел и лаков в принципе, уверяя, что сиккатив выполнит их
функции, но не будет темнеть со временем. Можно предположить, что,
пользуясь сиккативом, Леонардо добился высокой концентрации пигмента в
краске и смог работать почти сухой кистью (то есть не вести мокрую
линию, не заливать поверхность текучей краской), но сохранить
вариабельность, буквально втирать пигмент в пигмент. Караваджо или Ла Тур, приверженцы светотени (оставим в стороне Рембрандта как автора более сложного высказывания), театрально выводят на свет самое значимое в картине и погружают в темноту незначимое; обозначают тенью дурное и светом добродетельное. Мы очень хорошо знаем, что именно считает интересным и значимым Ла Тур;
но не знаем, что именно выделяет Леонардо. Он ценит всё явленное в мире.
Можно вообразить философическое суждение в стиле сфумато, которое не
содержит «да» или «нет», но являет то, что в немецком языке передается
словом jain – и да, и нет одновременно. Происходит такое «да-нет» вовсе
не от релятивизма, как можно было бы вообразить, но оттого лишь, что
поверхностное противопоставление субъективных предикатов для мудрости
несущественно. Идёт дождь или нет, жмёт ботинок или свободен, ответы на
эти вопросы по отношению к проблеме конечности бытия несущественны; и
Леонардо пренебрегает контрастом света и тени. По всей вероятности, Леонардо считал, что он помогает обнаружить
неизвестный доселе цвет, перетирая камни в ступе, он связывал с теми
камнями, которые толок в пигмент, разные свойства человеческой природы.
Цвет (полученный в результате опыта) был спрятан в природе, а Леонардо
цвет нашёл. Таким образом, сфумато является результатом алхимической
науки, общий продукт – это своего рода философский камень. Картины Леонардо выглядят так, словно их изготовили легко, отнюдь не в
экстатическом напряжении? а с удовольствием; причём непонятно, как это
сделано. Леонардо (полагаю, нарочно бравируя и вводя зрителя в
заблуждение) писал, что труд живописца приятен тем, что ему можно
предаваться в праздничной одежде, под звуки лютни и т.п. Это,
разумеется, не соответствует реальности: труд живописца – тяжёлый ручной
труд, причём труд грязный. Но Леонардо дразнил, хотел явить чудо:
словно фокусник он вынимает цветок из цилиндра – и зрители недоумевают:
как он положил туда цветок? Сделано виртуозно, волшебно, но как? |
В избранное | ||