Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Банджо - история инструмента и изготовление прибамбасов. Магический оркестр - репортаж о встрече варганавтов.


Информационный Канал Subscribe.Ru


Варга

Этнические музыкальные инструменты

www.vargan.ru

Выпуск 11

18 декабря 2003

Описание и особенности инструментов. Рассказы специалистов, обучающие материалы, примеры игры, анонсы концертов и лекций.

***

 

Акция

Проект "Варга. Акустические музыкальные инструменты" и Клуб восточной культуры "Ист" проводят совместную акцию:

МАГИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР-2

26 декабря 2003 г в 19-00 в клубе "Ист"
по адресу: Москва, м. Курская, ул. Казакова, 18

Приносите с собой музыкальный инструмент - от мандолины или варгана - до банки с песком, и становитесь участником Магического оркестра. А можно просто пообщаться и отдохнуть за чашкой настоящего китайского чая.

Входной билет - 100 руб. Чай - бесплатно.

Схема проезда >>>


О Магическом оркестре - 1

Первых 10 минут, я сидел ошарашенный, я был поражен обстановкой, музыкой... Я первый раз был на подобном мероприятии (если такие, конечно, были), мои впечатления сугубо положительные. Музыка проникала внутрь меня, энергия шла волнами…   : >>>

 

Банджо

Продолжение. Начало в в рассылке "Акустическиее музыкальные инструменты" № 10

... Танец на менестрельной эстраде был неотделим от звука банджо. Начиная с 40-х годов и до конца "менестрельной эпохи" на сцене господствовали неразрывно связанные между собой две артистические фигуры - солист-танцор и солист-исполнитель на банджо. В определенном смысле совмещал в своем лице обе функции, ибо, предваряя игру и пение, а также в процессе самого музицирования он притоптывал, приплясывал, раскачивался, обнажая и утрируя (например, при помощи дополнительных звуков, извлекаемых из деревянной подставки в цирках) сложные ритмы негритянских танцев. Характерно, что менестрельная пьеса для банджо даже носила название, которое связывалось с любым танцем на псевдонегритянской эстраде, - "жига" (jig). Из всего многообразия и пестроты инструментов европейского и африканского происхождения, укоренившихся на американской земле, менестрели избрали звуки банджо, как наиболее гармонирующие с их господствующей системой образов. Не только в роли солирующего инструмента, но и как участник будущего менестрельного ансамбля (band) банджо сохраняло свою ведущую роль..."

Звук банджо поддерживал не только ритм, а гармонию и мелодию исполняемой музыки. Причем впоследствии мелодия стала вытесняться виртуозной инструментальной фактурой. Это требовало от исполнителя незаурядного исполнительского мастерства. Сам инструмент пришел к 4-х или 5-струнному варианту, на грифе появились лады.

Однако черные американцы вдруг охладели к банджо и категорически изгнали его из своей среды, заменив гитарой. Это связано с "позорными" традициями отображения негров в представлениях белых менестрелей. Негры изображались в 2-х видах: либо ленивый полудурок-бездельник с плантации в рванье, либо копирующий манеры и одежду белых этакий франт, но тоже полудурок. Черные женщины отображались ...физически соблазнительными, полными эротических вожделений, крайне распутными...

Позже, с 1890 года пришла эпоха рэгтайма,джаза, блюза. Minstrel-show ушли в прошлое. Банджо подобрали белые, чуть позже черные духовые коллективы играющие синкопированные польки и марши, позже - рэгтаймы. Одни барабаны не обеспечивали требуемого уровня ритмической пульсации (swing), требовался подвижный синкопирующий звучание оркестра ритмический инструмент. Белые оркестры стали сразу использовать четырехструнное тенор-банджо (строй c, g, d1, a1), черные оркестры сначала использовали гитарное банджо (строй шестиструнной гитары E, A, d, g, h, e1), позже переучивались на тенор-банджо. Во время первой грамзаписи джаза в 1917 году белым оркестром "Original Dixieland Jazz Band" выяснилось, что все барабаны кроме малого на пластинке слышны плохо, а ритм банджо даже очень хорошо. Развивался джаз, возник стиль "Чикаго", развивалась техника звукозаписи, появилась более качественная электромеханическая звукозапись, звучание джаз-коллективов стало мягче, ритм-секциям хватало более гармонически гибкой гитары и банджо исчезло из джаза, перекочевав в переживающую настоящий бум с 20-х годов прошлого века музыку кантри. Ведь далеко не всем белым хотелось слушать джаз. Основанная на мелодиях английских, ирландских, шотландских песен и баллад кантри-музыка сформировала и свой инструментарий: гитара, мандолина, скрипка-fiddle, резонаторная гитара, придуманная братьями Домани, гавайская гитара, губная гармоника, банджо. Тенор-банджо приобрело колок на 5 ладу, 5-ю струну толщиной с первую и изменило строй на (g1,c, g, h, d1). Изменилась техника игры, вместо аккордовой игры медиатором появилась арпеджированная игра так называемыми "когтями" - Fingerpicking. И назвалося новое дитя - американское или блюгрэсс банджо. Тем временем Европа узнала тенор-банджо. Великие композиторы в основном вымерли, Европу вдруг потянуло на средневеково-ренессансные песенные корни. Война замедлила этот процесс, но после войны в Англии появилась музыка skiffles, следует наверное вспомнить, что мать будущего битла Джона Леннона Джулия умела немного бренчать на тенор-банджо и научила этому сына; когда сын перешел на гитару, он долго не знал, что делать с 5, 6-й басовыми струнами, глуша их большим пальцем. Потом появились знаменитые Chieftains и Dubliners и кельтская музыка, У Дублинцев, например, и тенор и американское банджо в составе (см. фото второй музыкант слева с тенор-банджо, третий с американским банджо). После войны некоторые джазовые музыканты захотели вернуться к истокам, в Америке и в Европе возникло диксиленд-движение, возглавленное трубачем Максом Каминьским и тенор-банджо вновь зазвучало в джазе.И звучит сейчас даже в наших диксилендах. В 50-х годах от кантри-музыки отпочковалось песенно-балладное направление и назвали его folk. Некоторые фолк-исполнители (вспомним Пита Сигера) также играют на банджо. Неважно какое банджо тенор или американское, арпеджио (перебором) можно играть на любом. Банджист "Ленинградского диксиленда" Ершов на теноре перебором пальцами играл очень даже успешно. Техника игры на банджо развивается, вы тоже можете внести свою лепту. В заключении адресую более подробно интересующихся развитием американской музыки до эпохи джаза к книге В.Конен "Рождение джаза" (Москва, "Советский композитор", 1984 год, тираж 40000 экз.).

Юрий

Сделай сам

Теперь практические советы, по теме сделай сам.

1.Из гитарного банджо американское делается следущим способом:
а)снимаются 5 и 6 басовые струны, натягивается вместо 5-й 1-я тонкая струна.
б) ближе к нижнему порожку на 5 ладу в районе новой 5-й тонкой струны в накладку грифа вворачивается короткий шуруп с достаточно большой плоской шляпкой. До конца закручивать шуруп не надо, его предназначение-прижать 5-ю тонкую струну к нижнему порожку 5 лада. Настраивайте банджо.

2.Медиаторы-когти от Данлопа есть в магазине "Слами" (Ямаха, метро Маяковская). Можно их сделать из подходящей пластмассы, либо листовой стали типа кровельной 0,4-0,5 мм самому, раскрой есть в немецкой школе американского банджо. пластмасса меньше стирает струны, но у металла звук более звонкий и жесткий.
Купленные пластмассовые "когти" подгоняются под толщину ваших пальцев с помощью окунания их в кипяток и надевания размягченных когтей на Ваш палец. Не забудьте смазать палец жиром, чтобы не обжечь его до волдыря.

3.Подставка прекрасно изготовляется из листового оргстекла толщиной 4-5 мм.

4.Из гитарного банджо теноровое делается каподастром на 3-5 ладу (позиция каподастра зависит от жесткости струн). Натянуть сильнее 1-ю струну не получится, у тенор банджо гриф (мензула) короче чем у гитарного

5.Пластик на музимовское банджо не найти, он диаметром 280мм, а стандартный пластик на фендеровское банджо 11 дюймов, те. 275 мм я вышел из положения так: аккуратно разрезал кольцо пластика 11 дюймов без повреждения самой шкуры, натянул на обод-обечайку, а на металлическое кольцо которое держат винтовые стяжки надел кусочки по 45 мм пластмассового 16мм короба для электропроводки между стяжками. У грифа, струнодержателя, накладки пришлось длину обрезков короба подгонять, либо совсем не ставить. Однако заработало!!! У американского пластика фирмы "Remo" звук намного лучше, чем у мюзимовского.

Юрий

Ценные мысли

Alessandro. Зачем нужны ноты

И еще по поводу нот. Почему-то встречается отношение к записи музыки нотами как какое-то кощунство. Но тут же большая аналогия с речью. >>>

Alessandro. Ноты и импровизация. Запись одного разговора >>>

"Умение играть" - действительно вещь относительная. В принципе, при владении всем диапазоном инструмента и умении адекватно играть стандартные штрихи - легато, пиццикато, а также достаточной быстроты можно говорить "умею играть". Тем не менее, совершенствоваться всегда есть куда. >>>

 

Хорошие сайты

Долгожданный прорыв в области этнической музыки! Открыт первый русскоязычный
"Клуб любителей горлового пения"
Здесь можно послушать примеры игры и получить совет по пению на форуме.

 

Новости сайта Варган.ру

Cadaver Nudus Road Alto theme 3.mp3. 1 282 Kb Одна из самый проникновенных из мною слышанных музыкальных тем. Блок-флейта, фортепиано. Обязательна для прослушивания :)

Самоучитель игры на бубне (1939)
ОТ АВТОРА: Настоящий самоучитель призван вырвать обучение игре на бубне из рук кустарей-одиночек, передающих своё умение по наследству, и сделать бубен достоянием масс >>>

Обновления коллекции варганной музыки, декабрь 2003. От традиционных якутских композиций до русского регги с варганами.

Башкирский кубыз - в представленных фрагментах из исследования "Башкирский кубыз. Маультроммель. - Уфа: "Узорица", 2003". (с CD приложением) сделана попытка разобраться в имеющихся сведениях по башкирскому кубызу без претензий на окончательное решение всех проблем. Заказ книги.


Мастера варганного дела - новые имена. Иван Христофоров (Якутия), Виктор (Москва).

Объявления

Этномузыканты ищут флейтиста для совместного музыкального проекта.
Илья (звонить в 23 до 24 ч) т. 2123480

Продаю бубны, круглые и двенадцатигранные. Диаметр обода 52 см, кожа козы. Есть с рисунком и мехом. olga@vargan.ru

Варганы, штучная работа. Виктор, т. (095) 466-2966.

 

Соратники

Web- Голова Здесь я научилась веб-дизайну и развитию сайта Варган.ру

Страница Энерго-информационного журнала для женщин "Иньянка" О мужском и женском. Пруче, правильно, хорошо.

Пухова опушка С страница Пуха и сообщество под названием "Бодхисаттвическая сеть"

ЗенРу Для тех, кто ищет Путь.

Газета "Пятое Измерение" Самая настоящая газета!

 


Ведущая рассылки Ольга Шотландия

Рассылки Subscribe.Ru

Варга. Этнические музыкальные инструменты



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное