Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Под красным мухомором - информационный портал: Сома, загадочное и таинственное растение ведических Ариев


 

Под редакцией N.C. Shah, President, Society of Ethnobotanist (lndia). 

Часть 4. Замены и суррогаты Сомы

Согласно Damania, (2001,2004), ведические Арии начали использовать Peganum harmala и Tamarix sp при достижении ими Ирана в качестве Сомы, где хвойник не был доступен им. Точно так же после достижения равнин Синда в Индии, где хвойник не рос, они использовали такие растения как: Sarcostemma sp, Periploca aphylla и т.д. в различные промежутки времени и в различных частях страны. Шарма (1969, p. 384), после изучения описания качеств Сомы в ведической литературе также указывает о ее возможных заменах и суррогатах. Он заявляет, что случаи, когда хвойник не был доступен, упомянуты в Śatapatha Brāhmana. Тогда использовали траву Adar и Tāttiriya Brāhmana советует использовать траву Putica. А, если Putica также не доступна, тогда использовали Arjuna (Terminalia arjuna W&A). Тем не менее, Bowman (1970) цитируя Мерлина (2013, стр.10), заявил, что в Индии Брахмины и теперь используют стебли S. brevistigma под названием «Pitica» в качестве Сомы. Возможно, растение использовалось в качестве суррогата Сомы в религиозном вероисповедании среди индуистов. Однако нет никакой ботанической идентификации растения Adar.

Классификация растений, использовавшихся в качестве замены или суррогатов Сомы

Растения, о которых сообщалось, что они могли использоваться в качестве замены или суррогата Сомы в Индии, могут быть классифицированы как: (1) воздействующие на психику, галлюциногенные или являющиеся сильными стимуляторами; (2) растения, из которых можно было приготовить алкогольный напиток обычным брожением и (3) Ничего из этого.

  1. Психоактивные и галлюциногенные растения
    • Peganum harmala Linn.

Известно, как сирийская рута или Harmala. (O’Falttery & Schwartz 1989), упоминаемый Damania (2004, p.136,139), Nene & Putoo (2004) и Merlin (2013, p.10) выразили мнение что возможно, Peganum harmala L. (Zygophyllaceae), является кандидатом для Сомы на территории Ирана из-за ее галлюциногенных эффектов. Так как b-carboline или harmine, присутствующий в семенах и корне, стимулирует мозг и вызывает визуальные галлюцинации. Оно также известно, как telepathine по причине его специфической способности воздействия, при котором люди чувствуют небольшую эйфорию если закрывают глаза. Harmaline был также известен как сыворотка правды, использованная немцами во время Второй мировой войны. Когда Forte, (1997) спросил Вассона о теории Дэвида Флэттери, что Peganum harmala может быть Сомой, Вассон ответил: «О, это абсурдно, просто абсурдно. Это растение не приводит к блаженному состоянию (Forte 1997, p. 75)».

Растение было также описано Honinberger (1852, p. 282) из британской Индии под именем Harmala ruta, и указано, что оно довольно распространено в Лахоре, как сорняк. Семена используются, чтобы окуривать раненого человека, для улучшения зрения, при задержке мочеиспускания и при болях в спине. Но о связи с Сомой он не упоминал.

  • Nymphea Sp. / Nelumbo speciosum (Lotus)

Недавно Spess (2000), предположил, что Сома была — Nymphaea и Nelumbo, кувшинки и лотосы. По его словам, «Nelumbo и Nymphea содержат много алкалоидов и комплексов glycosidal с воздействующими на психику свойствами. Эти комплексы найдены в цветах, соке, нектаре, основах, корневищах, и, возможно, в листьях. Цветы определенных разновидностей Nymphaea, как показано, вызывают состояние экстаза, подобное 3,4-methylene-dioxymethamphetamine (MDMA), известный как «экстази». Он констатировал: «В Индии распространено самое большое множество кувшинок и лотосов в мире и некоторые из них были известны как Сома и названы так в санскритских текстах». Он также заявил, что эти растения использовали в качестве Сомы из-за их психоактивности.

Нужно упомянуть здесь что Nelumbium, имеющие 16 синонимов на санскрите (Shastri, 2001, p. 137) и Nymphaea с 27 синонимами (Shastri, 2001, p. 139) — оба известны в Индии как Камаль. Но нигде не упоминается как Сома. Хотя в Ригведе, один гимн (IX.69.5) посвящен Nymphaea, где его называют как «Amrita» или (амброзия), и этим именем названы многие растения.

Согласно Sithole (1976, p. 23) лотос долго рассматривался как священный цветок Индии. Вероятно, его наиболее раннее упоминание найдено в Mohanjo-daro (культура Harrapan) 2500 — 1500 до н.э. Позже, это было упомянуто в Bharut и Sanchi. Что объясняет мотивы дизайна для самых различных предметов: в медальонах пограничников, на декоративных панелях и в тантрических проектах, как древо жизни и судьбы.

Недавно, лотос был изображен как архитектурная особенность в бахаистском храме в Дели, и это еще раз показывает, что лотос — национальный цветок Индии. Это хорошо зафиксировано в индуистской и буддистской мифологии, а также связано с лордом Вишну. Но, было бы очень трудно признать и принять Nelumbium и Nymphaea как Сому.

  1. Заменители или суррогаты, производимые посредством алкогольного брожения
    • Sarcostemma spp.

Роксбург (1820-24) также упоминал в своей книге «Flora Indica» о том, что Asclepias acida (Sarcostemma brevistigma) использовался после брожения во многих частях полуострова Индия как Сома. После этого много ученых сообщили об использовании Sarcostemma viminale (L). R.Br и S.brevistigma W&A как Сома.

  • Madhuca indica как Сома в тамильской литературе.

В Южной Индии плоды Illuppai, Mahua, Madhuca indica были идентифицированы как Сома (Subramaniam, 1997, p. 15). Согласно Subramaniam (1997, p. 16) плоды после отжима дают сок цвета, как коричневый Babhru ruddy, aruna, и т.д. Его длинный стебель, называемый amsu, на самом деле, похож по описанию в Ригведе, какое дал Вассон (1968) для Amanita muscaria. Приготовление напитка из плодов при брожении описано подробно.

  • Ceropegia sp. (Asclepiadaceae).

Usmanali & Narayanswami (1970. p. 108), сообщил, что Ceropegia juncea, используемый в качестве Сомы Аювердистами в Керале, это — единственная ботаническая разновидность, которая содержит латекс и клубни, и которая распространена в Керале, а также в Гималаях, что согласуется с описаниями Сомы в более поздних публикациях, таких как Suśurta Samhitā.

  1. Растения, которые не являются ни психогенными, ни спиртосодержащими после брожения
    • Ruta graveolens.

Когда первый исследователь Сомы, ботаник Willian Roxburgh был в Бенгалии, то идентифицировал растение Сома как Ruta graveolens в Hortus Bengalensis (Roxburgh 1814), однако никакие доказательства не были приведены, возможно, это произошло из-за его обиходных названий —  «Somlatā или Парсы, использующие его как Сому, не известны». Кроме того, растение вызывает дерматит. Оно содержит рутин, который восстанавливает капиллярную фригидность (Чопра и др., 1956). Оно используется в медицине Unani при лихорадке, ревматизме, и его эфирное масло известно, как «Масло Нематоды». Уже было сказано о его использовании Parsis в качестве «Homa» в Иране (Nene & Putoo, 2004).

Настоящее положение Сомы в индийской религии и культуре

Хотя Сома является важным древним, религиозным и священным растением, которому поклонялись как божеству, с незапамятных времен, в настоящее время она только упоминается в ручных книгах ежедневного или обычного вероисповедания, используемых во время религиозных обрядов и церемоний, в каждом доме индуистов Brāhmins или священников от Кашмира до Kanya Kumari. Это руководство известно под различными названиями в разных частях страны. Оно включает в себя гимны или молитвы из Ригведы (VII.35.1-13). Эти гимны составлены в форме молитвы и в этих гимнах вспоминают божества, включая Сому, как божество и молятся, и просят даровать мир, богатство, счастье, защиту семье человеку, который выполняет вероисповедание или «pūjā».

Гимны:

На счастье, пусть будет нам Сома, священные слова на счастье нам!
На счастье, нам давильные камни, и на счастье пусть будут жертвы!
На счастье, нам пусть будет водружение (жертвенных) столбов,
На счастье, нам растения, и на счастье пусть будет алтарь!

На счастье, нам пусть будет бог Аджа Экапад,
На счастье, нам Ахи Будхнья, на счастье море!
На счастье, нам пусть будет Апам Напат, оплодотворитель (вод)!
На счастье, нам пусть будет Пришни, хранимая богами!

Сому как Бога также помнят в гимнах, используемых в tarpan, во время Vārcik śrāddhas или śrāddha церемонии, когда, каждый индуист поклоняется своим умершим родителям и предкам. Сома latā, как растение на практике, как сообщают, используется в «Soma yajna» (Sharma, 1998, p. 22). Что из того, что ботаническая somlatā не известна. Тем не менее в последнем «Soma yajna» то растение, которое было использовано в значительной степени, приблизительно 15-16 лет назад в Shanti Kunja, Haridwar — был Хвойник, и он был импортирован из Пакистана. (Это было на самом деле прочитано автором в газете Новостей).

Заключение

Приблизительно 3700 лет до н.э. ведические Арии возможно использовали красный мухомор — Amanita muscaria, чтобы готовить напиток Сома. И, когда грибы стали редкостью в природе использовали Соколов, что очень хорошо зарегистрированы в Ригведе. Возможно, Вассон не придал значения этому факту, который на самом деле хорошо поддерживает его теорию, что Сома — растение и есть мухомор, ведь он – маленький, красный и красочный, довольно хорошо различимый и мог легко быть взят и принесен Соколами.

Приблизительно 2500-2000 лет до н.э., Арии использовали хвойник, марихуану и мак, все вместе в качестве Сомы.

Когда они были в гористом регионе, они должны были использовать только хвойник, который был в изобилии доступен, так как марихуана и мак тут не росли. И они полностью забыли, как использовать Amanita muscaria в качестве Сомы.

В Индии, когда Арии распространились в восточном направлении и на юг в равнины, хвойник перестал быть доступен. Таким образом, они использовали другие растения, как замену и суррогат: Sarcostemma brevifolia и другие Sarcostemma, Periplocca aphylla и Ceropegia sp. и т.д. По мере доступности растений в различных регионах страны, но не как «Сому».

История растения Сома — возможно, история движения ведических Ариев в различные периоды времени, мест и растений, используемых согласно региону и их доступности. Однако причины их движения, должны все еще быть исследованы.

Оригинал: https://amanita-muscaria.info/2018/griby/soma-zagadochnoe-i-tainstvennoe-rastenie-vedicheskih-ariev-otsenka-chast-4-okonchanie/ 

 


В избранное