Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Веды

[Веды] Сельский источник священников

Священники по прямой
Как получилась, что каждая семья украинского села Залесцы воспитала
одного
или нескольких священников. Елена Кудрявцева - с Западной Украины
Небольшое село Залесцы в Западной Украине называют вторым Ватиканом,
городом священников или просто кузницей кадров для церкви. Здесь стали
священниками более 300 человек, опередив по численности местных
фермеров,
учителей и водителей. Значительная часть залесских священников служит
в
России, но в июле, когда православные отмечают крещение Руси, они
навещают
свою малую родину
Слово "залесцы" с ударением на второй слог, означает, что село
находится
за лесом. Правда, за 700 лет существования села местность вокруг
сильно
изменилась, и теперь оно стоит аккурат посреди леса. Залесцы,
расположенные в стороне от всех трасс, укрытые кронами гигантских
берез,
каштанов, кленов и грецких орехов обнаружить невозможно даже с
вертолета.
Не так просто отыскать путь в село и понизу.
После дождя дороги, которые так можно назвать с большой долей
оптимизма,
превращаются в западню для машин и резиновых калош. Проехать можно
только
на лошадях - их тут запрягают двойками в небольшие деревянные тележки,
напоминающие колесницы древних римлян. Процокает подобный транспорт, и
на
улицах становится так тихо, что можно слышать, как ворочаются аисты в
своих огромных, похожих на спасательные круги, гнездах.
- Знаете, к нам обычно только один раз приезжают,- на всякий случай
предупреждает глава сельсовета Мария Копач,- второй раз такую дорогу
осилить невозможно. Мы так чуть выборы президентские не сорвали. Где
первый дом на пригорке стоит, там зимой всегда дорогу заметает, и нас
полностью отрезает от мира. Вот там как раз бюллетени и застряли.
Пришлось
запрягать сани, тащить их через заносы - у нас ведь и до минус
тридцати
бывает.
Почему именно здесь, в таком потайном месте возник неиссякаемый
источник
священнослужителей, однозначно сказать не может никто. Это факт тем
более
странен, что в восьми километрах, если идти прямиком через лес,
находится
знаменитая православная святыня - Почаевская лавра, которая, по идее,
и
должна была бы стать кузницей кадров. Но феномен возник именно в
Залесцах.
- Вера в этой земле была всегда, храм наш никогда не закрывали,-
говорит
глава местной администрации Мария Петровна, у которой в кабинете на
месте
традиционного президентского портрета висит Почаевская икона Божией
Матери.- Но вот массово, как во время эпидемии какой, священники стали
появляться в конце 1970-х годов. Смотришь, человек всю жизнь шофером
был,
ездил на тяжелом тракторе, убирал сахарную свеклу и вдруг в 40-50 лет
стал
священником. Можно сказать, прямо оставляли люди трактора в поле и шли
в
храм.
Галина Шляхтюк, директор местного Дома культуры, буднично перечисляет
тех,
кто круто поменял свою судьбу. Длинный список фамилий повествует о
некой
странной неизбежности обращения к Богу.
- Вот Дмитрий Киричук долго учился на хирурга, в Тернополе работал в
районной больнице, а потом стал священником,- говорит Галина
Ивановна.-
Толик Семора журналистом был в крупной газете - священником стал.
Старший
Бойков серьезно радиоэлектроникой занимался - стал священником.
- То есть, кем бы человек ни хотел стать, все равно он будет
священником?
- уточняем на всякий случай.
- Выходит так,- соглашается она.- С тех пор так и повелось у нас, что
практически во всех семьях есть священники, монахини или матушки,
зайдите
в любой двор - не промахнетесь.
От Котовского до Саввы
Пятьсот дворов разбросаны по обширной площади довольно замысловато:
если и
была какая-то система расположения хат, то очень сложная, близкая к
хаосу.
Говорят, что в XVI веке местные поселенцы спасаясь от набегов турок
схоронились здесь между оврагов. С тех пор дома, заменившие глиняные
хаты,
стоят где придется - одни на склонах оврагов, другие в низинах,
третьи,
наоборот, на верхушках холмов, так, что за заборами открывается
зеленая
пропасть.
Если брать в расчет хутора, расположенные на заметном отдалении, то
село
так просто не обойти: когда два года назад сюда наконец-то протянули
газ,
местные жители узнали протяженность улиц - 29 километров. Захочешь
пойти
за солью к соседям - вернешься на другой день. Так что каждое
хозяйство
тут устроено на манер крепости, чтобы в случае чего не зависеть от
внешнего мира: выращивают овощи, ягоды, пекут хлеб с крупными дырками,
держат кур и коров, варят варенье, делают соки, собирают грибы и
изготавливают сыр по особому рецепту. В молоко добавляют соль, специи,
кипятят, а потом ставят застывать на холод. Сыр получается мягкий,
ярко-желтый, как кусочки луны.
Вообще, инфраструктура в Залесцах довольно аскетичная: два храма,
часовня,
сельсовет, школа, неизменный магазин и Дом культуры, на дверях
которого
висит замок. Сейчас у директора Галины Шляхтюк, можно сказать,
выходной -
в православный пост дискотек в селе не бывает, так как из местной
молодежи
все равно никто не придет, а приезжим, работающим на скупленных
фермерами
землях, весело и без дискотеки - спиртного в магазине предостаточно.
Так
что у Галины Ивановны есть время для экскурсии.
На каждом перекрестке дорог здесь стоит особый крест, покрашенный
белой
краской. Если кто-то умирает, на крест вешают платок, если уходит в
армию
- вешают ленту, отмечая, таким образом, два пути в неизвестность.
Кресты
эти перестояли революцию в соседней тогда России, пришедшую в 1939-м
Червону армию и всю советскую власть.
На забор, за которым живет семья Гутовичей с пятью священниками и
дочкой-матушкой, надеты дуршлаги, терки и стеклянные чашки, как головы
побежденных врагов. Сейчас все, кто был дома во главе с 85-летней
Анной
Гутович, ушли пешком в Почаевскую лавру. Во дворе идеальная чистота,
на
веревках, связанных из капроновых колготок, сушатся половики, а по
зарослям подорожников бродят индюшата.
- Думаю, все дело в монахе Савве,- говорит соседка Гутовичей, Анна
Бабак,
завуч местной школы.- Он держал все село в духовном напряжении, очень
праведно жил, проповеди говорил. Вот я своих мальчишек особенно и не
воспитывала, семья не была религиозной, ничего о Боге не говорили.
Дети
сами решили стать священниками. Старший сын, Анатолий, был очень
прилежный, поступал то в одно ПТУ, то в другое, потом устроился к
знакомому работать в Сергиеву лавру и там вдруг через какое-то время
рукоположился. Ну а для младшего старший всегда примером был - тоже по
его
стопам пошел. Как так получилось - даже сложно сказать.
Анна Алексеевна говорит с некоторым удивлением, как будто только
сейчас
заметила фарфоровых ангелов в буфете, многочисленные иконы в доме и
разложенные на клетчатом листе бумаги кусочки просфор.
- Все-таки все дело в монахе Савве,- настаивает она, начиная молитву
перед
обедом.
Монах Савва, насельник Почаевского монастыря, был отослан в Залесцы в
1962
году. Была такая советская практика - высылать особо одаренных
священников
подальше в леса. Но на деле Залесцы оказались не так просты.
Во-первых,
окончательно советская власть пришла сюда в 1939-м, и поэтому здесь не
было истреблено такого количества лучших представителей народа, как в
России, во-вторых, местные жители долгое время существовали в ожидании
экспансии католиков и держали себя в духовной мобилизации. Еще в XVI
веке
в ответ на Люблинскую унию, согласно которой местная православная
церковь
должна была признать первенство папы римского, возникло мощное
православное движение - были созданы братства, которые вели активную
христианскую жизнь, защищали храмы и берегли православную веру.
Советская власть на местные религиозные обычаи смотрела сквозь пальцы.
Тем
более что здесь, благодаря трудолюбию местных жителей, отлично
функционировал колхоз-миллионер, который сначала назвали в честь
Котовского, потом в честь Жданова и, в конце концов, решили назвать
"Рассветом", чтобы больше не переименовывать. Традицию ходить в храм
здесь
передавали вместе с навыками выращивания капусты, сбора зверобоя и
березового сока.
- Наши деды и бабки были очень верующими, хотя подробностей они,
конечно,
не знали,- говорит Мария Копач.- По сути, мы сейчас знаем намного
больше,
чем они, но в советское время большая часть села, несмотря ни на что,
с
усердием ходила в храм, особенно на большие праздники, а меньшая
часть,
вместе с милицией, с таким же усердием ее не пускала. После пасхальной
ночи рано в понедельник в школе обязательно устраивали какое-нибудь
долгое
мероприятие, и если ты не приходил - позорили на линейке и драли уши.
Интересно, что сейчас те учительницы, которые срывали с детей крестики
и
стояли в оцеплении, каждое воскресенье идут на литургию, а их дети
стали
священниками.
Монах Савва жил в маленьком доме рядом с деревянным храмом Покрова.
Жил он
без всяких удобств, выращивал розы, дарил детям на колядки по рублю и
пользовался невероятным авторитетом среди местных жителей.
Значительная
часть священников, пришедших в церковь в 1980-е годы, обязана этим
именно
ему.
- Он сохранял такую простую народную веру,- говорит отец Федор
(Мартынюк).- Призывал охранять от соблазнов. Для этого, кстати, в
нашем
селе сегодня созданы все возможности: дорог нет, условий для жизни
нет,
для молодежи никаких развлечений, кроме как на вечерню сходить.
"Лучше кадило, чем грядки"
Ветер больших перемен - перестройка - в Залесцах был сильно отравлен
радиацией. О Чернобыле здесь до сих пор говорят с содроганием, слишком
уже
близко рвануло. Речка Икша, текущая низом и разделяющая белоснежные
поля
цветущей гречихи почти пополам,- приток Припяти. После Чернобыля, как
говорят местные, с миром что-то случилось и все стало не так, как
прежде:
зимы стали теплые, а лето - холодное, люди стали быстрее умирать,
насекомые приобрели особенную стойкость к ядам, а молодежь совсем
потеряла
уважение к старшим. Но самое худшее, как оказалось, было еще впереди.
- Страшные годы пришли в середине 1990-х,- вспоминает Мария Петровна.-
Зарплату выдавали уксусом, консервированными кабачками и водкой.
Получаешь
такой товар и думаешь, как на это прожить и детей прокормить. Мы тогда
начали ездить в Польшу, везли туда все, что могли раздобыть в
магазинах,-
унитазы, мышеловки, таблетки от моли, топоры. Все это происходило в
каком-то жутком режиме, в ънном страхе перед бандитами.
Намного безопаснее казалось ездить на работу в Россию. Особо
популярным
способом заработка были вылазки в Тамбов - обрабатывать свеклу. На
человека полагалась территория в 12 гектаров.
- Мы тогда с мужем поехали вдвоем, заработали очень хорошо - за два
месяца
5 тысяч рублей и 9 тонн зерна,- говорит Галина Шляхтюк.- Можно было
купить
"москвич", а зерно мы частью обменяли на лес, а часть засыпали на
чердак,
а потом с интересом наблюдали, как весь наш дом наводнили долгоносики.
Но
в любом случае это были отличные деньги, и в следующем году я хотела
ехать
еще, правда, муж, с ужасом вспоминая эти уходящие за горизонт
свекольные
грядки, сказал нет - лучше уж я буду кадилом махать, чем там
надрываться.
В 1990-е годы церковь получила небывалый приток священников.
Рукополагали
буквально всех, кто знал, что такое кадило. Приводила эта практика к
довольно абсурдным ситуациям. Говорят, в священники пошел бандит,
который
однажды избил архимандрита Савву - напал на его домик, покалечил
монаха и
вытащил у него золотые зубы. Имени преступника Савва так и не назвал,
и
того вычислили по следам других преступлений.
- Слава Богу, кто-то вовремя узнал проходимца и его не рукоположили в
священники,- говорят местные.- Но вообще, священник нынче не тот
пошел. В
советское время надо было сердцем гореть, чтобы попасть на служение, а
сейчас все просто. Идут не Богу и людям служить, а за удовольствием,
за
"нескромными" машинами и удобным жильем.
На общем фоне семья Замковских выглядит исключением - у них в роду нет
ни
одного священника. 70-летний Михаил Елисеевич, тракторист, собирает у
себя
во дворе цветки липы, их потом можно продать по 14 гривен за упаковку.
Его
жена Надежда озабоченно считает количество мест на завтрашней свадьбе.
- Я в батюшек не верю, я в Бога верю,- говорит она, предлагая набрать
малины в ее саду.- Если будет какая нужда, я не к ним пойду, а упаду
тут
на колени в картошку и буду Бога просить. У меня сын в Югославии
служил и
как-то давно писем не было, так что на душе у меня стало неспокойно -
пошла молиться. И потом оказалось, что в тот момент он зашел в
заброшенную
школу, где прогремел взрыв. Он чудом оказался жив - только осколком
ухо
поцарапало.
Современные новости политики и экономики идут в Залесцы, кажется, так
долго, что по дороге растрачивают всю свою остроту. С каждым годом
люди
все менее охотно ходят на выборы, предпочитая лишний час провести в
огороде, пользы, говорят, будет больше.
... Две лошадки тяжело тащат в гору телегу. Два года назад из Маньки и
Васьки они превратились в Рыжую и Лысого - не очень красиво, зато
по-христиански.
- Нам в семинарии объяснили, что человеческие имена животным давать -
большой грех,- говорит второкурсник Почаевской семинарии Николай
Левусь.-
Вообще, все намного понятнее в жизни, когда учиться начинаешь. Хотя
многие
братья, я разговаривал, не собираются по окончании становиться
священниками. Пошли, потому что не знали, чем себя занять, или чтобы
исправиться, научиться воздерживаться от соблазнов.
Лошади завозят нас на самую высокую точку села, откуда в ясную погоду
видны и синие купола Покровского храма, и Почаевская лавра. Здесь на
велосипедах гоняют мальчишки - будущие священники в третьем поколении.
Восьмилетний Сережа, увлеченно рассказывает о последнем мультике, а
потом
делится своими мечтами.
- Я хочу настольный хоккей, коньки и чтобы все люди стали
православными,-
говорит Сережа.- Православные люди живут дружно, а неправославные
смеются
над Богом и издеваются над другими, как Рома у нас в классе. Я с ним
не
буду дружить, пока он не станет православным. Помочь ему? А как тут
поможешь, веру человек может выбрать только сам, разве можно заставить
человека верить?
Огонёк, 28, 18 июля 2011

*
Всем Счастья! Александр из Ростова-на-Дону:
donspo***@g*****.com
www.blog.bulib.ru

Качаем аудиофайл "Вегетарианство и духовность":
http://depositfiles.com/files/chyhrqm8s

Ответить   Sun, 24 Jul 2011 19:50:30 +0400 (#1753727)