Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ольга Арефьева. Заповедник бумажного тигра. Владимир Серкин. 'Хохот шамана'


Сайт рассылки www.ark.ru
Привет, привет!

http://www.sophya.kiev.ua/books/books_det.php3?c=1&id=1086&lang=1
http://www.fund-intent.ru/pubso/st_hsho.shtml

"Хохот шамана" - это книга психолога, который решил отправиться "в люди". Ему тесны границы не только академической психологии, но и целого ряда новых и новейших нетрадиционных психологических практик. Предлагаемое автором видение мира - это поиск "не общих" путей развития. Если читатель хочет испытать себя в этом поиске, а быть может, и ощутить новые, ранее непривычные предельные переживания, пусть он услышит и почувствует "Хохот шамана".

В книге приведены обработанные фрагменты дневниковых записей и бесед с человеком, живущим необычайной жизнью. Общение как с людьми, так и с другими существами, позволило Шаману овладеть многочисленными необычными практиками, позволяющими ему влиять на окружающий мир и быть членом не только человеческих cообществ.

Владимир Серкин
Хохот шамана



06.11


Шаман требует, чтобы я не "набивал след" и подходил к его землянке каждый раз немного разными путями. Сам он неукоснительно соблюдает это правило, когда приходит в гости. Особенно его способность не оставлять следы поражает меня зимой. Когда я хожу вместе с Шаманом или вижу, как он приближается, всегда видна и его лыжня. Но если Шаман уходит или приходит незаметно, лыжни нет. Мои вопросы об этом сначала веселили Шамана, потом надоели ему, и он сказал, что в одиночку просто летает или "ходит более коротким путем". Зная, что другого варианта ответа не будет, я прекратил спрашивать.

Зимой вероятность того, что кто-то из людей пройдет по следу, ничтожна мала. Охотники не отходят так далеко от поселков, туристов здесь и в помине не бывало, местные , при крайней нужде, придут и без следа. Но Шаман считает, что есть много существ, которых возмущает или смешит само существование следа. "Однажды они поучат тебя или подшутят над тобой", - говорил он.

Выйдя в утренние сумерки из землянки Шамана за дровами, я пошел по своей вечерней лыжне. Возвращаясь через час уже по свету, с ужасом заметил на снегу вдоль лыжни следы существа с четырьмя огромными когтями. Существо было велико, шаг его составлял два - три метра, когти - не менее четырех - пяти сантиметров. Судя по следам, существо кралось за мной вечером, изредка отпрыгивая далеко от лыжни большим прыжком и возвращаясь опять через пятьдесят - сто метров. В одном месте существо повалилось в снег, оставив многометровый неглубокий отпечаток. По отпечатку я понял, что поверхность существа бугриста, и у него не менее восьми коротких когтистых лап. Самым необъяснимым было то, что при таких габаритах существо совершенно не проваливалось в снег, и если бы не страшные следы когтей, еле заметный след не бросался бы в глаза. Ранее я читал о существе, оставляющем такие следы. Оно называлось Джек - Прыгун, появлялось в Англии в начале 20 века, и появление его было связано с большим количеством человеческих жертв. Все же я не бросил дрова, хотя остаток пути до землянки прошел гораздо быстрее, чем обычно. Оставив санки на улице, я влетел в землянку, не выпуская из рук топора, и сразу же приступил к расспросам:

- Здесь водится Джек-Прыгун?

- Это кто?

- Я читал о таинственном существе в Англии, которое оставляет длинные когтистые следы на снегу. Их рисунок похож на следы возле моей вчерашней лыжни.

- Ты испугался? (Шаман захохотал.)

- Согласись, что когти ужасные, и след без провала. Это выглядит уж очень необычно.

- Я бывал в Англии, когда служил на Северном флоте. Никто мне не рассказывал про Джека - Прыгуна. А эти следы оставил Ворон. (Хохочет.)

- Как это?

- Ворон летит вдоль лыжни и одним крылом касается снега. Жесткие перья оставляют такой след.

- Он сделал это специально?

- Я думаю, он пугал тебя. (Смеется.) Сплошной след лыжни очень смешон для Ворона.

- Откуда ты знаешь?

- Я сам - Ворон.

- То есть ты - как Ворон?

- Нет. Просто я - Ворон.

- То есть ты подобен Ворону?

- Повторяю для особо одаренных: я - Ворон.

- Ты бываешь иногда Вороном, иногда - человеком?

- Хватит задавать дурацкие вопросы. Все равно этот ответ ты не поймешь.

- Хорошо. Как-нибудь еще Ворон может напугать меня?

- Эти узоры на снежных склонах, которые ты фотографируешь, чтобы сравнить с ацтекскими, тоже сделал Ворон.

- Откуда ты узнал?

- Много лет назад я зарисовывал их с той же целью.

- Как Вороны рисуют эти узоры?

- Играют и веселятся. Катаются на брюхе с крутых склонов, взлетая и садясь в любом месте. Так они имитируют след ползающих. Потом взлетают и любуются. Но, конечно, лыжня для них гораздо смешнее. Им самим так никогда не сделать.

- Но зачем?

- Вороны живут довольно долго и должны развлекаться, чтобы не уставать от жизни.

- Что они еще делают?

- На том месте, где, как ты думал, валялся Джек - Прыгун (смеется), Ворон просто купался в снегу.

- А еще?

- Ворон, который пугал тебя, старше меня. При случае я тебе расскажу еще что-нибудь, но я не могу знать про него все.

07.11

Многие часы Шаман проводит, сидя на специально сколоченной скамейке - кресле и глядя на замерзшее море. Эта скамейка является одним из немногих мест, на которых Шаман спит вне хижины. Происходит это необычно: Шаман вдруг ложится на скамейке и сразу засыпает. Минут через пятнадцать - двадцать он просыпается совершенно не сонным и опять сидит. Раз я наблюдал это трижды в течение пяти часов.

Когда Шаман сидит на скамейке, я могу подсаживаться к нему, заводить разговор, но именно в эти часы паузы между моими вопросами и ответами Шамана бывают особенно большими. Шаман говорит, что смотрит "волны льда", хотя я всегда вижу только абсолютно ровную бескрайнюю белую плоскость. Шаман считает, что вся жизнь деревьев, льдов, людей, облаков является волнами, и иногда мы обсуждаем это.

- Жизнь - волна?

- Ты видишь, как вздымаются и опадают волны на море?

- Да.

- Горы - это такие же волны, только очень медленные. Ты можешь понять это?

- Наверное, могу.

- Тот, кто видит, что горы являются волнами, видит, что и народы как волны. Сейчас волна одних народов на подъеме, других - на спаде.

- От чего зависят подъемы?

- От силы отдельных людей.

- Как узнать сильных людей?

- Сильный человек спокойно преодолевает новые и новые препятствия, независимо от того, предвидел он их или нет. Другими словами: обстоятельства не разбивают его волну.

08.11

Шаман общается с Духами очень редко, так как редко готов к такому общению. Без готовности общаться с Духами нельзя; неподготовленный человек раздражает их. Готовность он описывает как полную ясность сознания и полное освобождение от суеты . В такие моменты он окуривает землянку смесью можжевельника, стланика и специальных для каждого Духа трав, ритмично танцует и поет низким голосом песню соответствующего времени и ситуации Духа. Выбор не за Шаманом. Сам разговор и цели общения Шаман мне не описывал, объясняя, что в моем языке нет пока терминов для описания такой практики. Шаман считает, что язык развивается вслед за практиками. Иногда я расспрашиваю его как знатока (эксперта) общения с Духами.

- Почему Духи помогают или не помогают?

- Духи помогают при определенных условиях.

- Каковы эти условия?

- Духи не помогут тебе ни в одном деле, которое ты смог бы сделать сам. Но если ты подвел свои дела к черте своих возможностей, действуешь на грани возможностей и дружен с Духами, они помогут тебе.

08.11

В вопросах Шамана о Москве, Санкт - Петербурге, Риге и других городах чувствуется наличие своеобразной системы. Например, рассказы о проверке документов в Москве он слушал, зевая, а о магнитных картах долго расспрашивал и был недоволен неполнотой ответов; вопрос о ценах он считал несущественным, а то, что в метро стало меньше красивых женщин - очень существенным. Мою версию о том, что красивые женщины пересели в автомобили, он одобрил, а версию о конкуренции как основе ценообразования - высмеял. Его высокий уровень социальной компетентности при отшельническом образе жизни удивлял меня.

- У тебя есть паспорт?

- Спрятан возле города.

- Откуда?

- Море и горы дают все. Когда я нашел этот паспорт, его владельцу уже нельзя было помочь.

- А настоящий?

- Настоящие документы давно истлели.

- Ты где -то прописан?

- Зарегистрирован.

- Как ты это делаешь?

- В следующий раз ты немного поможешь мне и узнаешь.

- Как ты можешь знать, не бывая в городе?

- Я знаю города также хорошо, как море или горы.

- Откуда?

- Я прожил в городах много дольше тебя и еще собираюсь жить в них.

- Как давно ты начал так жить?

- Сослали меня в Якутию еще как правого эсера. Я сразу ушел на Восток, к океану.

- Сам?

- Договорился с Фогельманом для работы в его группе.

- Но и здесь люди жили: Охотск, Ола, Гижига, Марково... .

- И здесь достали. В двадцатых я имел бартер с японскими кампаниями.

- Здесь были тогда японские кампании?

- Пытались торговать и работать.

- Не помнишь какие?

- Чикае - Шока, помню. Потом именам владельцев шхун помню - Танака, Юзара, Кумакици. Смотри-ка, забыл некоторых.

- При Сталине тебе это, конечно, припомнили?

- При Дальстрое, вылечил одного старого несчастного особиста. Он сказал, что грозит за этот бартер.

- Что он сказал?

- Что на "Генри Ривере" везут "мое дело" с приговором.

- Он был прав?

- Компаньоны, которые не решились уйти, умерли в лагерях.

- Может они действительно могли сообщить японцам что-либо стратегически важное?

- Конечно. Здесь была целая рота медведей и дивизия зайцев .

- Как ты ушел?

- На юг, потом на запад по Охотскому тракту. Советские им уже мало пользовались. В Олекминске купил документы.

- Что ты брал у японцев?

- Все. Даже купил жену.

- Японскую?

- Да, тогда это было обычно.

- Именно купил?

- Я попросил, и через год мне привезли девушку.

- Много привозили японских девушек?

- В восемнадцатом - девятнадцатом веках японцы, китайцы, корейцы, американцы постоянно кого-нибудь привозили и увозили.

- А русские?

- Русских, конечно, было больше. Они с пятнадцатого века приходили по суше всем отрядом или караваном, а не единицы, как с кораблей.

- Что стало с той японской девушкой?

- На следующий год отправил домой. Им очень плохо здесь зимой.

- У вас был ребенок?

- Нет. Быстро понял, что придется отправить. Боялся, что зиму не переживет.

08.11

Обсуждая вопросы взаимодействия с Духами, Шаман утверждал, что именно мой язык мешает мне понять, что такое "Духи". Когда я рассказал ему гипотезу лингвистической относительности и детерминизма , Шаман заявил, что мой язык вносит ограничения и в саму гипотезу. Он считает, что ее следовало бы сформулировать и назвать гипотезой относительности практик, так как человек вообще не может говорить о том, что не практикует.

- Почему язык может меня ограничивать?

- Слова твоего языка обозначают предметы и действия, но мир не состоит из предметов и действий.

- Из чего же он состоит?

- Из того, что ты о нем думаешь.

- Я спрашиваю о реальности.

- Ты можешь думать только о том, что ты делаешь, и это - твоя единственная реальность.

- А как думать о другой реальности?

- Ты видишь летящую чайку и говоришь: "Чайка летит". Это твоя реальность. Древний чукча говорит слово, обозначающее: "Дух побережья проявляет себя в чайке, и я понимаю этот знак". Он это делает, такое понимание - часть его практики, и это - его реальность.

- А есть единая реальность для всех?

- Только на уровне совпадения практик.

08. 11

Решил для опыта освоить какую - нибудь новую для себя практику. Составил мантру для саморегуляции и произнес ее триста раз, стараясь чувствовать и представлять. Совершенно успокоился и вдруг заметил, насколько встревожен шныряющий вокруг белый горностайчик.

- Новая практика позволяет сразу замечать что - то новое, чего раньше не замечал?

- То, что случилось с тобой сейчас - редкая удача. Обычно практика должна долго осваиваться и реализовываться для изменения мира.

- Почему мир изменяется?

- Сознание человека выделяет из множества свойств мира лишь те, которые полезны для его деятельности. Из этих свойств и строится образ мира. Соответственно, твой образ и образ другого одинаковы лишь в той части, где вы одинаково практикуете.

- Как это?

- Сравни оленя для эвелна и оленя для горожанина.

- Понял. Разнообразя практики, я буду увеличивать только свой образ или свой мир?

- Мир, осваиваемый через образ.

- То есть человек может начать жить в мире, отличном от мира других?

- Может заходить туда, когда захочет, и возвращаться. Так делают некоторые шаманы.

08.11

Каждое лето читаю в магаданских газетах сообщения о жертвах столкновений с медведями и много предупреждений - рекомендаций о безопасном поведении. Шаман не боится медведей, считает их безобидными существами очень близкими к нему. При этом он говорит, чтобы я был осторожен и следовал рекомендациям, так как медведи не близки мне. Он не любит говорить о медведях, и лишь однажды ответил на мои вопросы.

- Правда, что, когда с медведя снимают шкуру, он похож на человека?

- У медведя плоская грудная клетка, квадратики пресса и бицепсы атлета. Его недаром называют лесным человеком.

- Ты убивал медведя?

- Что ты. Я сам - Медведь.

- То есть, ты - как Медведь?

(Шаман поморщился и не стал отвечать.)

09.11

Собираюсь в город. Нужно сделать крюк от землянки Шамана к моему домику, забрать паспорт и в нем деньги на дорогу. Из леса иногда выходишь в таком виде, что могут и спросить документы. Шофера на этом участке трассы рассказывают друг другу обо мне всякие мифы: "На тысячу километров ни одного поселка, и мужик пеший на дороге голосует"... И выдумки всякие. Это неплохо. Предупреждены, не боятся, подсаживают. Со своей стороны, стараюсь поддерживать хорошие отношения: когда проставлюсь, когда с мелким ремонтом договорюсь и заплачу... . Здесь важны не деньги, важно, что человек стремится быть благодарным.

Все же досадую немного, что не взял паспорт, когда пошел к Шаману. О паспорте на побережье не думаешь, как о вещи из другой жизни. Вспомнил вчерашний разговор с Шаманом.

- Ты захоронил труп, у которого взял паспорт?

- С понятием. И крест поставил. Хотя не вижу в этом смысла.

- Зачем тогда?

- На нем крестик. Возможно, верующий.

- Не понимаю. Ему уже было все равно, для тебя бессмысленно. Зачем?

- Ему - не все равно. Для него есть смысл.

- Но он же был мертв, когда ты его нашел.

- Тело мертво, но при чем здесь смысл?

Несколько секунд мы молча смотрели друг другу в глаза, и я решил изменить вопрос.

- Зачем тебе его смысл? Ты поступил социально?

- Нет. Просто выполнил договор.

- Какой еще договор?

- Я взял у него паспорт и похоронил его так, как ему бы хотелось.

- Я что - то не понял в сути договора?

- Другими словами: отдал несколько своих действий его смыслу. В благодарность за паспорт. Это просто кратковременное сотрудничество.

- Может быть, нужно было сообщить родне.

- Кто я такой, чтобы отнимать у людей надежду.

29.12

Кожа на руках, ногах и лице покраснела и стала шелушиться. Попросил Шамана сделать какую-нибудь мазь, но он показал ряд статических и динамических упражнений. Упражнение "Ворон" - прыгать двумя ногами по глубокому снегу и махать руками - показалось мне особенно дурацким, а, увидев, что Шаман хохочет над моими прыжками, я потребовал разъяснений.

- Почему ты думаешь, что от твоих упражнений кожа заживет?

- У тебя просто холодовая аллергия. Сибирские мамы это называют "знобышком".

- Мамы, наверное, не заставляют детей прыгать?

Это - от застоя крови в капиллярах. Чтобы прошло, нужно или пожить в тепле, или регулярно "гонять кровь". Мамы отогревают детей, а ты - мужик. Прыгай.



______________А Н О Н С Ы _________________________________

15 июня в 22.00 в клубе ХО состоится электрический концерт Ольги Арефьевой и "Ковчега".
Адрес: Москва, м. "Профсоюзная", ул. Кржижановского, 1 (Вавилова, 65)
Заказ билетов: http://www.parter.ru/event.asp?sect=24&event=8808&from=ark.ru

Ждем вас на наш последний в сезоне электрический концерт в новом клубе! По случаю лета и хорошей погоды, играем много старого регги и несколько свежих народных песен.
Печального ничего не будет.


Ольга Арефьева, живой журнал:
http://olga-arefieva.livejournal.com

А ещё у меня есть домашняя рассылка, куда я посылаю
понравившийся юмор, забавные мелочи, статьи, иногда свои мысли.
http://groups.yahoo.com/group/arefieva-homelist/

Моя страница на фотосайте:
http://aiko.photosight.ru

Пишите мне!
http://ark.koms.ru/mailer.php

Оля


В избранное