Праздник летнего солнцеворота — солнцестояния. Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается «урядник», который займется подготовкой и проведением праздника. Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника читают: священники (волхвы, жрецы и др.), урядник, старейшина. С утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника. Обережные
травы обычно крепятся на поясе.
Парни загодя срубают деревце (березку, вербу, черноклен) высотой в полтора, два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани. Дерево в народе называют «марена» или «купала». Под деревце прилаживают изображение Ярилы — куклу величиной в половину человеческого роста. Куклу вяжут из соломы, веток, иногда лепят
из глины.
«Ярилу» облачают в одежду, украшают венком, цветами и лентами. Ему следует приделать символ мужского достоинства и плодородия — деревянный гой (детородный член) внушительных размеров, окрашенный в красный цвет. Перед «Ярилой» на блюде или платке располагают яства. Парни заготавливают дрова и складывают неподалеку от деревца два костра. Один, большой (Купалец), высотой до четырех ростов человека; в середине его устанавливают высоченный
шест, на вершине которого прикреплено деревянное просмоленное колесо или пук соломы, сухих веток. Возле этого костра и пойдет самое веселье. Другой костер, сложенный в виде колодца, не столь велик, до пояса мужчины. Это костер погребальный (крада), для сожжения лика Ярилы.
Венки, крапива для купания и травы-обереги, сложенные при капище (если таковое есть) или под березкой, освящаются водой и огнем присутствующими священнослужителями (волхвами, жрецами), или теми, кто может их заменить (урядник, старейшина).
Девушки заводят хоровод вокруг березки и поют. Парни на этот хоровод совершают «набеги», не в полную, конечно, силу, стараясь выхватить березку. Тот, кому это удается, бежит к реке, где дожидается остальных. Волхвы отламывают от березки кусочки и раздают каждому. Эти кусочки — плодородны. Деревце бросают на воду, а волхвы творят приговор. В воду кидают цветы, освященные травы, крапиву (оберег от русалок) и, обнажившись, начинают купаться.
Вдоволь насладившись водой, ближе к сумеркам собираются к костру — Купальцу. Возжигать его полагается девушке. Тут уж и начинается гулянье. Шум да гам стоит, в рожки да бубны, трещотки да колокольцы наигрывают, да поют громко, хороводя.
Творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеек», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костер прогорит да осядет, начинается выбор суженых.
Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит ее догонять. Поймав, ведет ее к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?». Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво —
обязательно). Каждому в руки полагается по куску освященной еды, принесенной с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы. После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладет свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде. Девушки поют.
На берегу зажигают огонь, пары, разойдясь и обнажившись, купаются в ночной реке, а после творят любовь. Не нашедшие пары собираются при костре — Купальце, кто спать пойдет, кого старейшина отрядит до утра стоять на страже, охранять праздник от ворогов.
Волхвы с ночи до зари собирают целебную купальскую росу. Срезают волшебные травы (девясил, чертогон, чернобыль, головная трава, зверобой, богородицкая трава, велесов корень, трипутник, зяблица, тирлич, од олень-корень, плакун, разрыв-трава). Смельчаки ищут в ночи цвет папоротника. На рассвете праздник заканчивается.
По новому стилю праздник Ивана Купалы отмечается 7 июля.
День молодежи на Украине и в Беларуси отмечается ежегодно в последнее воскресенье июня.
Сегодня на Украине действуют более 125 всеукраинских и свыше 4000 местных молодежных и детских общественных организаций.
Ведущим органом по обеспечению реализации государственной политики по вопросам семьи, детей, молодежи, физической культуры и спорта является Министерство Украины по делам семьи, молодежи и спорта.
Министерством реализуются различные Государственные социальные программы, способствующие развитию молодежной политики.
В Беларуси молодежная политика давно стала одним из приоритетных направлений деятельности государства. Только за последние несколько лет реализовано множество молодежных программ и проектов. Значительно выросла роль молодежных средств массовой информации. Созданы десятки детских и молодежных телевизионных передач.
Наряду с этим идет активная работа по совершенствованию системы дошкольного, базового и среднего образования, реформируется высшая школа, совершенствуется правовая база.
Этот день для молодых людей — это не только повод для праздника, это еще и время задуматься о наилучшей реализации своего потенциала для благополучия самого себя, своей семьи, своей страны.
Дни молодежи празднуются и в других странах, каждая из которых устанавливает свою дату этого праздника. Например, в России — это 27 июня. Есть и Международный день молодежи, установленный ООН.
Сначала День журналистики независимого Казахстана праздновался 10 мая. А все потому, что в этот день давным-давно начала выходить первая казахскоязычная газета «Туркестан уаялытты газетiнiн». Или, проще говоря, «Туркестанские ведомости».
Но в 1997 году выяснилось, что ее финансировало царское правительство. Ко всему прочему, в ней «велась пропаганда колонизации вольных казахских степей». Потому 10 мая не вошло в историю казахстанской журналистики как профессиональный праздник.
Пришлось снова думать о том, когда отмечать великий журналистский праздник. И вскоре решили назначить праздником 28 июня, потому что в этот день был принят первый казахстанский закон о СМИ, который назывался Закон Казахской ССР «О печати и других средствах массовой информации». Потому с 1997 года в последнее воскресенье июня празднуется
профессиональный праздник журналистов.
Редакция проекта «Календарь событий» искренне поздравляет журналистов республики с профессиональным праздником. Желаем всегда быть на переднем крае событий, правдиво и компетентно освещая реалии сегодняшнего дня.