Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.24.05.09


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 24.05.09

1 книга
Братья Пресняковы
«Европа – Азия»

2 ретро-фильма
«Не тот человек»
США, 1957

«Большая жара»
США, 1953

+ссылки

1 книга
Братья Пресняковы
«Европа – Азия»

М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2009
256 стр.

Из аннотации: «Особенности национального съемочного процесса от признанных мастеров гротеска.
Известный режиссер Иван Дыховичный приглашает братьев Пресняковых в Выборг, на съемки фильма «Европа – Азия» по их сценарию. Обильные возлияния, сопровождающие работу над фильмом, приводят к тому, что один из братьев по ошибке попадает в Сочи – и участвует в жюри знаменитого кинофестиваля, а также принимает дуэль на шампурах.
Тем временем съемки идут полным ходом...»


Если кто не знает, то Братья Пресняковы – (скандально) известные драматурги, особенно в среде любителей так называемой «новой драмы», не боятся применять матерную лексику, хорошо знают и любят пост-модернистские приемы, в качестве материала берут растиражированные средствами массовой информации темы, персонажей и любят подмечать и заострять общественные настроения (но без политики) с хорошей долей сарказма, сатиры и печали.
Лично мне знакома только их пьеса «Изображая жертву», спектакль по которой смотрел в петербургском «Балтийском доме» (в целом, понравилось), а потом смотрел одноименный фильм Кирилла Серебрянникова (в общем, понравилось).

Был у них смешной – традиционный литературный – роман «Убить судью», когда фанаты российской сборной отправились в Турцию искать судью, который на чемпионате то ли Европы, то ли мира, не помню, засудил, по их мнению, игру наших футболистов. Были еще книги с текстами их пьес, но пьесы я принципиально не читаю.

«Европа – Азия» – это не чистая художественная литература, а такая формально навороченная фантасмагория, состоящая из нескольких параллельных «сюжетных линий»:
сценарий фильма (то есть герои и их реплики, а также ремарки)
+ описание (немного «кислотное», как это сейчас называется) процесса съемок фильма по сценарию
+ дневник (тоже с определенным искривлением реальности) одного из братьев, описывающего свои приключения по ходу (в частности, про то, как его занесло в Сочи).
Ну и все прежние приметы их творчества (см.выше) в наличии.
Все это, понятно, чтение на любителя. Впрочем, не совсем обычное и чтение: все-таки сценарий, как и пьеса, это литературный текст особого рода – тут надо не столько читать, сколько уметь представлять прочитанное, для чего нужен особый навык. К этому стоит добавить еще элементы откровенного литературного хулиганства, переходящего границы массовой литературной нормы, из-за чего даже не знаешь, как относиться, например, к опечаткам, – думаешь «а вдруг так задумано?»…

В книге много тонких «в яблочко» наблюдений «о том, как все мы тут живем», интересных образов (которые и хорошо бы смотрелись, наверно, на экране, но, на мой скептический взгляд, нет у нас режиссеров, способных адекватно такое снимать, – обязательно получится какая-нибудь пошлость), через всю книгу проходит печальная печаль и злая самоирония по поводу отечественных нравов. Все это можно посмаковать и не без удовольствия рассматривать в отдельности.

И все бы ничего, наверно, но, в итоге, стремление авторов создать образ современной России путем описания «сумасшедшего дома», складывающегося из трех «сюжетных линий», причем каждая из них уже тянет на безрадостный диагноз, не тронуло. Опять эта «пьяная эстетика» и развеселая романтизация грубости нравов на импорт, непуганые иностранцы, и пр. Надоело смеяться над этим. Возможно, авторам изменило чувство меры, и они перебрали с количеством, не дотянувшим до качества, возможно, я не попал в настроение (поделюсь личным настроением: какое-то тупиковое, безутешное отчаяние, глядя на то, что происходит в стране, с людьми), но по мне вот это «умом Россию не понять» уже такая клюква!..

Итог: много откровенного, но без Откровения.
1 ретро-фильм
«Не тот человек»
Wrong Man, The
Жанр: детектив / триллер
Режиссёр: Альфред Хичкок
В главных ролях: Генри Фонда, Вера Майлз
США, 1957

По информации с www.film.ru: «Самый суровый и холодный из всех хичкоковских фильмов. Картина – исследование истории несправедливо обвиненного человека, почти целиком основана на фактах, на знаменитом нью-йоркском уголовном деле. <…> В конечном итоге правосудие восторжествует, но Мэнни и его семье придется заплатить за свободу тяжкую цену.
Привыкнув к более легкому, коммерческому тону таких фильмов, как «Поймать вора», «Неприятности с Гарри» и «Человек, который знал слишком много», зрители были несколько ошарашены, когда посмотрели неожиданно мрачный, безнадежный и даже в чем-то кафкианский фильм, более страшный, чем «Процесс» Орсона Уэллса. (М. Иванов)».


Кто не видел этого шедевра Хичкока, очень мрачного, без намека на юмор и иронию, нагоняющего не киношный, а реальный ужас, похожего в чем-то на «производственный роман», описывающий, как случайная ошибка может разрушить жизнь, должен восстановить пробел в своем кинообразовании. Отмечу еще замечательную игру Генри Фонда – растерянного человека, попавшего в жернова…
1 ретро-фильм
«Большая жара»
Big Heat
Жанр: детектив
Режиссёр: Фриц Ланг
В ролях: Гленн Форд, Глория Грэм, Жослин Брандо, Александр Скурби, Ли Марвин, Жанетт Нолан
США, 1953

По информации с www.film.ru: «…под уверенным руководством режиссера, который постоянно увеличивает напряженность и саспенс, тем более что в главной роли снялся Гленн Форд.
Это история полицейского, сержанта из отдела по расследованию убийств, который мертвой хваткой берет за горло преступный синдикат. Так как он предпочитает выполнять свою работу и получать зарплату честно, положение его очень опасное. Поэтому когда его жена погибает во взорванном автомобиле – бомба была предназначена ему, а ребенка грозят похитить, да еще и с работы его выгоняют под давлением сверху, можно себе представить, что творилось в его душе. (М. Иванов)».


Знаменитый режиссер в эпоху своей зрелости. Великолепная актерская игра. Классический образец «нуара» (по информации Википедии: «нуар», или «черный фильм» – криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антигероем, относительная реалистичность действия, тёмное освещение сцен, как правило, ночных).

С «Большой жарой» у меня связана небольшая интригующая история. Фильм оброс дополнительным, можно сказать, экстра-саспенсом.
Какое-то время назад я купил этот фильм в одном интернет-магазине, стал смотреть и за 10 минут до конца, когда напряжение в сюжете достигло апогея, диск отказался воспроизводить дальше – в общем, оказался бракованным. Это был настоящий облом! («На основании реальных событий» из моей жизни можно было бы снять небольшую короткометражку про психа, «выясняющего отношения» со своим DVD.)
И вот на прошлой неделе представилась возможность пересмотреть с «не-убитым» финалом. Смотрел с удовольствием с начала до конца и не было никакого желания побыстрее перемотать до финала. Сила Большого Искусства! Тот редкий случай, когда влюбляешься в фильм и важно не только развитие действия, а пребывания в атмосфере фильма, среди его героев.

ссылка: о книгах

Обсуждение: «Как определить популярность книг и автора? Что первично: тиражи, отзывы, раритетность книги, тематика... Одна знаменитая писательница в разговоре со мной сказала, что популярность автора имеет два вида: первое – когда Вас издают без вашего ведома, то есть «левые», неучтённые тиражи, и второе – когда под Вас пишут... И если со вторым сложнее, особенно, когда литература специфическая, то против первого пока средств не найдено...»
http://community.livejournal.com/izdato/1149396.html

ссылки: арт

Kari Russell-Pool и Marc Petrovic. Стекло.
http://community.livejournal.com/art_links/1433543.html

GABRIEL BURCHMAN
Художник из Калифорнии. Искал себя в различных стилях. Нашел свой стиль в особой технике живописи по «золоту» и «серебру» (фольга). Особый цветовой и световой эффект.
http://community.livejournal.com/art_links/1435035.html


В избранное