Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.27.06.09


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 27.06.09

1 книга
Амели Нотомб
«Страх и трепет»

1 фильм
«Россия 88»
Россия
, 2008

+арт-ссылка

1 книга
Амели Нотомб
«Страх и трепет»

Stupeur et tremblements
Перевод с французского: Наталья Попова, Игорь Попов
Серия: The Best of Иностранка
М.: «Иностранка», 2007
158 стр.

Из аннотации: «…самый знаменитый роман бельгийки Амели Нотомб. Он номинировался на Гонкуровскую премию, был удостоен премии Французской академии (Гран-при за лучший роман, 1999) и переведен на десятки языков. В основе книги – реальный факт авторской биографии: едва окончив университет, Нотомб год проработала в крупной токийской компании. Амели родилась в Японии, и теперь возвращается туда как на долгожданную родину, чтобы остаться навсегда. Но попытки соблюдать японские традиции и обычаи всякий раз приводят к неприятностям и оборачиваются жестокими уроками. Нотомб заставляет читателя смеяться, пугает и удивляет, а в конце концов выворачивает наизнанку миф о Японии, выстроив сюжет вокруг психологической дуэли двух юных красивых женщин».

По следам аннотации: чего-то такого смешного в «Страхе и трепете» я не встретил – по-моему, все очень печально. Жалко всех.

С этой книгой связана история, которых в последнее время было столько, что впору говорить о тенденции. Печальной.
Вот беру книгу – и в процессе чтения вспоминаю, что уже ее читал. То есть вспоминаю текст, но не ощущения.
На самом деле, по поводу «Страха и трепета» что-то такое в памяти – но совершенно лишенное эмоциональной окраски – было, но почему-то склонялся к тому, что видел все-таки фильм… Оказалось, что уже читал, а вот фильма не видел (да?). Ладно, тут надо еще разобраться, чего тут больше – сбоя в работе механизма памяти и/или слабости воздействия книги.
(Буквально на этой неделе попробовал почитать «Лжеца» Стивена Фрая. И вот начинаю читать и понимаю, что было это уже, – и вспоминаю, цепляясь за крохотные зарубки в памяти, что в свое время пробовал читать и бросил. Не пошло и в этот раз.)

Книги Амели Нотомб в большом количестве переведены и изданы на русском. Пользуется, по всей видимости, популярностью. Вот и мне захотелось понять, что же такое не боятся у нас издавать.

От «Страха и трепета» – и во второй раз – остались противоречивые впечатления.
Да, интересно. Да, актуально – сейчас очень популярна «офисная» тема – про страдания т.н. «офисного планктона». Да, нетривиальные психологические и культурологические наблюдения. Да, но…

Нотомб описывает свои ощущения от работы в японской фирме, о том, как ее «ломало» от принятых там правил, как она «ломала» себя, чтобы подстроиться. Но вот чтобы понять героиню до конца, чтобы ощутить ее драму, не хватает, на мой взгляд, серьезного, правдивого автопортрета, в т.ч.: а умеет ли она подстраиваться под новые правила, новых людей, умеет ли, вообще, устанавливать контакты с незнакомыми людьми, насколько ей, как личности, важен душевный комфорт – понимание тех, кто ее окружает?.. В том смысле хочется понять, что, например (но не пример из этой книги), «ой, какое там душилово!» начнет возмущаться герой, а потом выясняется, что ему везде, где надо работать, душилово… Нотомб же сама вскользь отмечает, что жизнь в офисе это только часть ее японской жизни. Так а что же было в другой, учитывая ее же слова, что там все было не так? Какая она, Япония?
Есть вопросы и относительно типичности описываемой ситуации, насколько, то есть, ее опыт универсален для европейцев: она же прожила до этого часть жизни в Азии, изучала и знает язык, что очень много дает для понимания культуры, обычаев, а рассказывает так, как будто впервые в жизни видит японцев…

Мне лично надоели описания иностранцев как таких, знаете, чудаков, чуть ли не инопланетян со своим особым, закрытым от посторонних глаз миром. Понятно, есть определенное очарование от загадочной и таинственной экзотики, дающей столько возможностей для поддержания интриги, но не стоит заигрываться в такую наивность – чтобы понять чужую культуру, нельзя судить о ней со своей колокольни и мерить на свой лад, а следует изучать ее изнутри, ее контекст, внутренние законы и пути формирования. В «Страхе и трепете» Нотомб частично выполняет эту задачу, но вот эта интонация «какие они, японцы странные (читай: не нормальные)» все равно проходит через всю книгу.

Но и тем не менее… У книги есть жирный плюс – при небольшом объеме она очень емкая – по портретам, событиям, фактам, и это, в итоге, решающий довод за то, чтобы попробовать еще что-то из Нотомб почитать.
1 фильм
«Россия 88»
Автор сценария и режиссер: Павел Бардин.
В главной роли – Петр Федоров.
Россия, 2009

Из официальной аннотации: «Банда скинхедов «Россия 88» снимает агитационные ролики для того, чтобы выкладывать их в Интернет (Youtube). Попутно камера фиксирует жизнь банды – к оператору привыкают и перестают обращать на него внимание. Главарь банды – Штык обнаруживает, что его сестра встречается с кавказцем…
Сюжет фильма – авторский вымысел. Вымысел, основанный на фактах сегодняшней российской жизни».


Фильм произвел очень сильное впечатление. Пока не касаюсь идеологической стороны.

Уже не могу вспомнить, когда бы получал такое удовольствие от игры актеров в нашем кино, при этом – еще одно достоинство – такая игра идеально укладывается в формат фильма – как бы документальные съемки, от которых требуются особые непосредственность и спонтанность в поведении людей. Возникает ощущение, что играют живые люди, не профессионалы, но не потому, что играют плохо, а потому, что нет шаблонности и наигранности. И, в итоге, спутать профессионалов и случайных прохожих очень трудно.
(Из известных мне актеров в фильме участвует – с неплохой эпизодической ролью – Андрей Мерзликин. А Петра Федорова до этого фильма я не знал: к своему счастью, не ходил на «Обитаемый остров» Ф.Бондарчука и, соответственно, не мог его там увидеть – если бы увидел, то относился, думаю, по другому к этому актеру. Также не видел и сериал «Клуб» с его участием.)

Но плюсы превращаются в минусы, когда начинаешь думать об идеологических задачах авторов фильма. Они создают симпатичных, ярких, колоритных персонажей, в общем достаточно адекватных, хотя и жестоких, живых и очень даже прикольных – и при этом хотят, чтобы зрители были способны относиться к ним критически или даже негативно? И уж тем более если взять Штыка Петра Федорова, явно выделяющегося своей принципиальностью, твердостью характера и целеустремленностью не только на фоне аморфных обывателей, но даже среди своих «соратников». Явно же видно, что Бардин и Ко создают образ харизматичного героя, за которым, соответственно, хочется идти, которому хочется подражать, и т.д. Это же законы кино, от которых не уйти, – главный герой должен быть центром внимания, должен влюбить в себя – и если это случается, кто способен увидеть плохое в любимом?..

Прочитав множество интервью с Бардиным и Федоровым, думаю, что они либо лукавят, либо наивны, считая, что «Россия 88» – это анти-фашистский фильм. Тот, кто поопытнее и поумнее, может и поймет, что таким образом показывается, какими притягательными для определенной части общества могут быть скинхеды и в чем, поэтому, их особенная опасность. Но продвинутых не надо агитировать – они и так все понимают. А вот те, кому следовало бы «вправить мозги», этой тонкой мысли в фильме не прочитают, а увидят как раз обратное – уверен, что они, в целом, будут симпатизировать и сопереживать героям – и захотят быть такими же крутыми, и т.п. Да, фильм поднимает проблему, иллюстрируя ее демонстрацией некоторых фрагментов системы, на которую опирается движение скинхедов, но, на мой взгляд, по больше части он все-таки провокационный: не столько в нем пользы, сколько вреда.

Теперь, как прочитал, Бардин и Федоров собираются снимать фильм про гопников. И что – снова получится невольная романтизация?..

«Россия 88» – с точки зрения кино (особенно современного российского), конечно, выделяющееся своими эстетическими качествами явление. Но и в этом аспекте не без промахов.

Прием «живой камеры» очень хорош, особенно поначалу, но в некоторых местах, а к финалу все больше и больше, надуман и притянут: понятно, что – по концептуальной задаче – весь фильм хотелось бы снять в такой манере, но не стоило доводить ее до абсурда. Да, у персонажей явно есть психологически вполне оправданная страсть к самолюбованию (обратите внимание, насколько для скинхедов важен внешний вид), но все-таки не до такой степени, чтобы превращать все в реалити-шоу.

Очень серьезная претензия к финалу – какому-то скомканному, да и переведшему жанр фильма из социальной драмы в мелодраму, что, кстати, очень непонятно как работает на антифашистский пафос фильма.

Итог: фильм интересный, но не антифашистский точно, а скорее анти-антифашистский.

На мой взгляд, если уж браться за такую острую, болезненную, кровоточащую тему, то следует проявлять крайнюю серьезность и ответственность. Впрочем, можно подумать, у нас только эта тема требует такого подхода…

О фильме с официального сайта: http://russia88.ru/main.mhtml?Part=3
арт-ссылка
РОКСИ ПЭЙН (ROXY PAINE)
Стальные деревья Рокси Пэйна в Нью-Йорке
Парадоксальность образа: металл как воплощение техницизма современной цивилизации и форма органического, форма дерева, «живая форма»
http://community.livejournal.com/art_links/1486193.html


В избранное