Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.25.05.11


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 25.05.11


1 книга
Алексей Рыбин
«Черные яйца»

1 фильм
«Сестра Кэрри»
США, 1952
1 фильм
«В диких условиях»
США, 2007
1 фильм
«Смерть господина Лазареску»

Румыния, 2005

+ ссылки: культурологическое, социальное, фото, арт

1 книга
Алексей Рыбин
«Черные яйца»

Лимбус Пресс, Издательство К. Тублина, Книжный клуб 36.6, 2008 г.
408 стр.

От издателя: «…роман о поколении рокеров и "мажоров", чья молодость пришлась на залитые портвейном 80-е и чей мир в итоге был расплющен сорвавшейся с петель реальностью. Алексей Рыбин, экс-гитарист легендарного "Кино", знает о том, что пишет, не понаслышке – он сам родом из этого мира, он плачет о себе.
По изощренности композиции и силе эмоционального напряжения "Черные яйца" могут сравниться разве что с аксеновским "Ожогом"».

Еще на обложке: «Музыка, выплеснувшаяся на страницы книги! Новый роман музыканта легендарной группы “Кино”».

Не могу сказать про сравнение с «Ожогом», которого не читал.

На мой взгляд, сам автор совершенно справедливо, словами своего альтер эго, дал (на 331 стр.) оценку своей книге (такой вот пост-модернистский прием), которая внутри романа им как бы прочитана под названием «Швейцарский излом»: «Книжка не понравилась Огурцову. Композиция – дерьмо, длинноты, зачем-то Ленин вместе со своим братом Сашей, какие-то бухари, ни с того ни с сего Шаляпин затесался. Дешевая стилизация под постмодернизм. Булгаков для бедных…»
Полностью согласен.

Давно хотел познакомиться с творчеством этого писателя, а тут книга про интересный исторический период.
Про как бы обстановку середины и конца 80-х, чем занималась рок-богема, всякие пронырливые люди, как это было завязано на криминал, какие имело последствия в недалеком будущем, какие духовные прорывы были у рок-музыкантов… И вот сразу один из тех вопросов, ради ответа на которые и захотел прочитать эту книгу: так откуда появились те, по описанию автора, почти космические, по энергетике и ощущениям, прорывы рок-музыкантов, которые, в остальное от кратких Прорывов время, только и делали, что «бухали и трахались», блевали и мучились похмельем?! Откуда?! Вот живет, получается, растение, у которого единственная регулярная потребность – залить свою непонятно откуда взявшуюся вселенскую тоску портвейном, но как возьмет гитару, как вдарит по струнам, как запоет что-нибудь Этакое, так все, типа, теряют дар речи от восторга…
Хотелось разобраться с тайнами «русского рока», а Рыбин, получается, только добавил мифичности, нагромоздив патетики и напустив мистики.

Написано, на мой взгляд, очень слабо. Как-то сыро, наспех, необязательно. Вся эта пост-модернистская каша с Лениным-Керенским-«Звездными войнами» (что, по идее, должно продемонстрировать взгляд на Время, на Россию, в которой ничего не меняется) выглядит, к сожалению, вторично, так еще и как бы провокационно: первая – еще и такая большая – глава представляет один большой сюрреалистически-фантастический трип, который никак не объясняется: глупый читатель, наверно, должен испытать растерянность (шок?) перед этим «глубокомысленным» текстом; однако понятно, что это вроде как сны или фантазии, или страницы романа в романе, которые в «Черных яйцах» будут возникать не раз.
Роман никак не структурирован – этакая дань, как понимаю, литературной анархии, «Свободе Творчества»: фантазии встроены в реальность, никаких границ между; никакого хронологического порядка – старые, воспоминания, и текущие времена смешаны в кучу, текстуально разделения нет – ни дополнительных отступов, ни комментариев (брак верстальщика? редактора?). Но при этом стиль – реалистично-классический. Такой вот Бунт…
Описания персонажей, мест действия до невозможности затянуты (книгу можно было бы без всяких потерь сократить минимум на четверть); все персонажи похожи друг на друга – во всяком случае своей внутренней речью – и понятно, что это один и тот же человек – Автор.
Рыбин любуется своими языковыми находками, кажущимися ему, конечно, оригинальными и остроумными («панк или пропалк») – и, вероятно, способными быть такими, если бы не задалбливание ими…

Продраться к достоинствам романа – интересным, с культурологической точки зрения (представления об эпохе 80-х), деталям – можно, но, на мой взгляд, слишком дорогой ценой. Кстати, реальных лиц нет – только прототипы, еще и собирательные, как я понял.

Название – асбурдистски-образное. У одного из третьестепенных персонажей романа, бизнесмена, курицы понесли черные яйца, и он не знает, как их сбывать.
1 фильм
«Сестра Кэрри»
Carrie
Режиссер: Уильям Уайлер
В главных ролях: Дженнифер Джонс, Лоуренс Оливье
США, 1952

Из описания литературного источника и фильма: «Роман «Сестра Кэрри» был написан Теодором Драйзером в 1900-м году. Критика дружно обвинила автора в жестокости, безнравственности и приклеила ярлык «совратителя молодежи».
«Сестра Кэрри» нанесла удар по розовой американской романистике, где дорога к женскому счастью была всегда чиста и непорочна, а идущая по ней – невинна и добродетельна. Драйзер  в своем романе рассказал об иной, реальной дороге в реальном мире...
Через 7 лет роман вышел в Англии и стал бестселлером. Получив высшую похвалу критики, роман был переведен на все европейские языки… Сегодня эту книгу называют «визитной карточкой» американской литературы XX века.
В 1952 году роман был экранизирован с большой любовью режиссером Уильямом Уайлером, став одной из бескомпромиссных и необычных картин Голливуда 50-х годов. «Жесткий фильм для романтиков», – так называла его критика, тем не менее, признав, что «Сестра Кэрри» является великолепным образцом жанра кино-романа. Все это произошло благодаря завораживающей игре актеров Дженнифер Джоунс, Эдди Альберта, Мириам Хопкинс, а самую запоминающуюся роль сыграл в картине непревзойденный Лоуренс Оливье, его удивительное физическое и духовное соответствие герою фильма просто совершенно».

Роман Драйзера я не читал, но,
специально перечитав пересказ романа, могу отметить, что фильм довольно сильно отличается от источника, опущены очень многие подробности. Но меня в данном случае это не сильно волнует – фильм великолепный.
В очередной раз могу восхититься мастерством и талантом режиссера – Уильяма Уайлера, снявшего просто огромное количество шедевров («Иезавель», «Лисички», «Римские каникулы», «Смешная девчонка», «Бен Гур» и др. + «Сестра Кэрри» теперь).

Сама история Кэрри – драма бедной красивой девушки, жаждущей обрести покой, любовь и защиту, вполне актуальна и сегодня; один из самых сильных моментов, когда герой спрашивает Кэрри: «Но разве вы любите его?» – та, пребывая в растерянности, мечущаяся в панике от чувств к данным другому обязательствам, отвечает: «Это так сложно. Когда богатый мужчина оказывает внимание бедной девушке, она ему очень благодарна, и ей кажется, что ближе человека нет» [вольный пересказ].
История историей (сколько таких!), но «Сестру Кэрри» надо смотреть, конечно, ради актерской игры – Дженнифер Джонс и, конечно, Лоуренс Оливье исполнили роли не просто великолепно, а задали образец того, как играть чувства (а-а-а, хочется пафосности и писать все большими буквами). Невероятно, но, на мой взгляд, эта пара сделала почти невозможное (во всяком случае, создала очень редкое явление в мире кино) – сыграла влюбленность так, что, думаю, чувствительный кинозритель сможет оказаться в ситуации, так сказать, растворения в фильме. Потрясающие ощущения!
Чудо Большого Искусства.

В общем, тем, кто еще не видел, поищите и посмотрите.

1 фильм

«В диких условиях»
Into the Wild
Жанр: биографический, драма, приключения
Режиссер: Шон Пенн
В ролях: Эмиль Хирш, Марсия Гэй Харден, Уильям Херт, Джена Малоун, Кэтрин Кинер, Винс Вон, Кристен Стюарт, Хэл Холбрук, Зак Галифианакис, Джена Мэлоун
США, 2007

О фабуле. Окончив успешно престижный колледж, Кристофер МакКэндлесс переводит накопленные за время учебы все свои деньги – 24 тысячи долларов – в благотворительный фонд и автостопом отправляется на Аляску, чтобы почувствовать на себе все прелести дикой природы. В дороге Кристофер встречает много интересных людей, которые так или иначе оказывают влияние на его дальнейшую судьбу...

Смотреть совершенно не обязательно, несмотря на имя режиссера (я, похоже, окончательно разочаровался в режиссерских способностях замечательного актера) и странную, таинственную историю, в чьих деталях, мотивах ее главного героя хотелось бы разобраться, но на протяжении просмотра расхотелось.

Безнадежно затянутое кино, с такой порцией псевдо-многозначительности, с такой навязчивой демонстрацией восхищения героем и теми «интересными людьми», которые встречались на его пути (просто Ода хиппи, свободным и мудрым – умоляю!..), что просмотр для зрителя превращается в большое испытание воли, терпения.
Герой, разругавшийся с родителями, отказавшийся, как отрубил, от связей с семьей, решивший посвятить себя Природе (в противовес Цивилизации), вызывает не столько… вообще не вызывает сочувствия, а только раздражение своим сладким обликом (но при этом туманными мотивами своих поступков). В итоге, просто, извините, плевать, что с ним происходит – по его же собственной, надо признать, дурости: умер, забравшись в безлюдную глушь, от голода съевший, по своей же ошибке, ядовитую траву...
Сама жизнь вдали от цивилизации передана лживо романтично и сможет произвести позитивное впечатление только, похоже, на тех городских жителей, которые знакомы с природой исключительно по пикникам на лужайке в ближайшем парке.

1 фильм

«Смерть господина Лазареску»
Moartea domnului Lazarescu
Режиссер: Кристи Пуи
В ролях: Йон Фискутяну, Луминица Георгиу, Дору Ана
Румыния, 2005

Из описания фильма: «Румынская трагикомедия о скитаниях умирающего пожилого мужчины по больницам Бухареста.
Приз программы "Особый взгляд" Каннского кинофестиваля 2005 года.
Награды за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучшее исполнение мужской и женской роли, приз зрительских симпатий и приз ФИПРЕССИ Трансильванского международного кинофестиваля 2005 года».

Фильм считается одним из первых образцов «новой волны» румынского кино.
По-моему, гениальный. Хотя бы если судить по тому, что длится больше двух с половиной часов, а смотрится на одном дыхании. (Контр-пример, кстати, для моей же собственной теории, что нельзя снимать фильмы больше двух часов. Теории, стоит признаться, построенной на эмоциональных мотивах и основанной на большом количестве перезатянутых – пустых – фильмов.)

По сюжету. Главный герой – одинокий старик, почувствовав себя плохо, сначала пытается улучшить самочувствие самостоятельно (в т.ч. алкоголем), потом, так как боли не проходят, а состояние только ухудшается, прибегает к помощи соседей, которые вынуждены вызвать скорую. Старика сначала отвозят в одну больницу, там, по разным причинам, лечить не хотят, только делают обследование и отправляют в другую больницу, из нее в третью… На экране проходит галерея большого количества персонажей, каждый из которых «тащит» в фильм частичку своей собственной жизни…

Для того, чтобы описать игру актера, сыгравшего самого господина Лазареску, у меня лично, как говорится, нет слов. Что-то вот нереальное, фантастичное – ведь он, так и хочется сказать, действительно умирает, на протяжении фильма теряя живые качества человека...

«Смерть…», только первый план которой можно рассматривать как социальную «черную» сатиру (на качество медуслуг), на самом деле довольно быстро начинает восприниматься как трагедия об Уходе человека из жизни, сравнимая по глубине поднятых смысловых пластов со «Смертью Ивана Ильича» Толстого, не меньше (не случайное совпадение в названии?).
Это и история умирающего Лазареску, и того, как ослабляются связи человека с Жизнью, и про то, какое место его жизнь-смерть занимает в жизни других людей, для которых соприкосновение с кончиной другого человека лишь деталь их будничной, практически никак не меняющейся от этого, жизни. И про то, как общество организует проводы человека, уходящего из жизни… (Чтобы все-таки не слишком обобщать, большинство из «сопровождающих Туда» в фильме являются медиками, имеющими, как мы понимаем, соответствующий опыт и выработанную дистанцию по отношения к своим пациентам.)
Вообще, смыслов у фильма столько, что лучше о них помолчать, чтобы не уводить в сторону от собственного вашего удовольствия от просмотра и размышления.

Кино снято в «документальной» манере, очень натуралистично, не для слабых нервами.

ссылки


Книжки спят
Россияне теряют интерес к чтению

(«Коммерсантъ», 12 мая 2011)
«Объем книжного рынка в России сократился в 2010 году более чем на 8%, до 64,6 млрд руб., подсчитала Роспечать. Главная причина – общее снижение интереса к чтению…»
http://www.kommersant.ru/doc/1638610



Бизнес-секреты: Олег Новиков, генеральный директор издательства ЭКСМО, 40-минутное интервью
http://olegtinkov.livejournal.com/153584.html


Водные процедуры от Мартина Во
«Martin Waugh  – фотограф-экспериментатор. В своем творчестве он ухитряется совмещать научные достижения, искусство и философию – его вдохновляет водная стихия, а высокоскоростной фотоаппарат позволяет запечатлевать разнообразные абстрактные водные скульптуры».
http://prophotos-ru.livejournal.com/1089372.html



Алессандро Салаконе, Община Святого Эгидия – Рим, Италия: «Методы работы с бездомными людьми»
Текст доклада на Второй открытой всероссийской конференции «Методы работы с бездомными людьми». 1-2 апреля 2011 года, Москва.
«...гораздо легче сказать, что бездомный человек сам виноват в том, в какой ситуации он находится, чем признать, что проблемы таких людей – это социальное зло, присутствующее в обществе, с которым необходимо бороться».
http://www.pravonadom.ru/main.php?g=articles&c=18&v=i&i=2206



"Картонный дождь", звуко-динамическая инсталляция
http://kartonija.livejournal.com/169385.html


В избранное