Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.16.11.11


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 16.11.11

1 книга
Тони Парсонс
«Man and Boy, или Мужчина и мальчик»

1 фильм
«Драйв»
(США, 2011)

1 книга
Тони Парсонс
«Man and Boy, или Мужчина и мальчик»

Перевод с англ.яз.: Мария Павлова
Издательство: Эксмо, Домино
2011

(Прошу прощения, очень многословно получилось. Больная тема)

Аннотация от производителя: «Самый популярный роман Тони Парсонса, ставший международным бестселлером и завоевавший звание "Книги года" в Великобритании.
Трогательная и одновременно смешная история Гарри Сильвера – человека, которому не везет. Казалось бы, чего ему не живется – все, о чем мечтает каждый, у него уже есть: хорошая работа, замечательная жена, прекрасный сын. Но только разрушив свое счастье собственными руками и оказавшись среди развалин, Гарри начинает задумываться о смысле существования».

Некоторые сведения о писателе (с 4-ой страницы обложки): «Родился в 1953 г. Современный британский писатель и журналист. Писал статьи для музыкальных журналов и участвовал в турне с известными группами. Подготовил скандальное интервью с популярным певцом Джорджем Майклом и выпустил биографическую книгу о нем. Иронично-философские романы Парсонса прославили его имя на весь мир, а в русской версии журнала GQ регулярно публикуется его авторская колонка».

Про Парсонса надо знать еще и то, что на русском издано большое множество его книг (а у «Мужчины и мальчика» это уже второе издание), так что по результатам прочтения одной книги есть шанс либо «продолжить удовольствие» либо «закрыть тему» – в ситуации растерянности, что пробовать, когда всего так много, второй вариант это большой плюс. Я же все-таки склоняюсь к первому (хотя и не без не), благо у друзей случайно обнаружил еще одну книгу этого автора, продолжение.
Сама книга на английском вышла в 1999 году, поэтому некоторые культурологические детали могут показаться устаревшими (ребенок помешан на «Звездных войнах»; у мобильных быстро садятся аккумуляторы; и т.д.). Книга не сопровождается комментариями, поэтому понятные героям имена популярных личностей их времени никак не разъяснены (но так как этого не очень много, то и не очень раздражает, а на понимание вообще не влияет).

Аннотация вводит в заблуждение (не привыкать, хм). История трогательная – да, но ничего смешного, кроме некоторых шуток комика, которого продюсирует главный герой.
Гарри, конечно, как бы сам виноват в том, что от него уходит жена, рушится семья, но так чтобы «своими собственными руками… среди развалин…» это уже хо-хо… Да, так получилось, что после скандала на работе, находясь в ситуации стресса, он увлекся и переспал со своей коллегой (что, вообще-то, за ним не водилось), и жене это стало известно, и она уходит, но судя по описанию отношений случившееся было скорее поводом, чем причиной, так как оба устали друг от друга. Впрочем,  в причинах разрыва отношений герой разбирается на протяжении всей книги, так что всё весьма неоднозначно.
Дополнительные «развалины» заключаются в том, что почти сразу же герой лишается работы, не по своей вине. Экономические проблемы у Гарри, ставшего безработным, как бы существуют, но практически никак не влияют на его возможности (так что его безработица это скорее виртуальное обстоятельство). Похоже, автор не знает, что такое быть безработным, либо специально не концентрируется на этой (депрессивной?) теме.

Однако главная тема романа – совсем не «развалины» (тут скорее даже не «развалины», а встряска, нарушившая привычный ход вещей), а см. в название (очень емкое). С одной стороны, это, так сказать, обретение отцом своего 4-летнего сына, заняться воспитанием которого его вынуждает, честно говоря, не совсем понятный отъезд матери в Японию, где она нашла работу, то есть тема понимания, что такое быть отцом (чего он был лишен раньше, из-за занятости на работе и стандартного распределения обязанностей в семье – муж зарабатывает, жена отвечает за дом); с другой – новое понимание главным героем, в свою очередь, собственного отца, его роли в своей жизни, то есть такое, под грузом навалившихся обязательств, осознание ответственности, которая вообще лежит на отцах. Все очень серьезно, без иронии, с серьезными страхами, драмой проживания рискованных ситуаций, которые подбрасывает жизнь. В общем, книга про то, что такое Быть Взрослым.

Параллельно разборкам с бывшей, тревогам-радостям процесса воспитания сына, размышлениям о собственном отце, серьезное внимание уделяется взаимоотношениям с новой знакомой, в которую главный герой (достаточно быстро, хм) влюбляется… «Ключевые вопросы» этой линии: что такое семья? что такое настоящая, крепкая семья? Как создать семью тем, кто уже имеет негативный семейный опыт?

В общем, если вас волнуют эти темы-вопросы, если хотите посмотреть глазами мужчины на конфликт в ситуации развода, то советую.
Читается легко, действие динамичное, переживания весьма сентиментальные (иногда, с традиционной мужской точки зрения, даже чересчур), множество разнообразных персонажей (запоминающихся, каждый со своими «тараканами»), быт и чувства родителя описаны, на мой взгляд, убедительно, с большим количеством внутренних размышлений главного героя. И вот, к сожалению, по поводу последнего стоит предъявить претензии автору, потерявшему, на мой взгляд, чувство меры и испортившему впечатление от своего романа. К концу книги герой уже просто бесит своими внутренними, жутко пафосными монологами – на все у 30-летнего мужчины заготовлена разных размеров речь, четко сформулированная и обстоятельная. Назвать это занудством еще достаточно мягко. Тем не менее, это не черта только главного героя, так как подобной «обстоятельностью» (хорошо еще, что большей лаконичностью) обладают все персонажи, включая даже малышей, – и вместо того, чтобы «внимательно прислушаться к словам» (вообще-то, правильным), возникает глумливое желание посмеяться над этим «спектаклем», над его, типа, печальной мудростью (более присущей полуслепым седовласым старцам с посохом, сидящим на камне у перепутья дорог;0). Впрочем, все, конечно, индивидуально – есть читатели, которым нравится, когда герои говорят так правильно-красиво.

Книгу сравнивают с «Дневником Бриджет Джонс» (не могу подтвердить – не читал), с серией Сью Таунсенд про Адриана Моула (читал, но уже не помню). У меня первое сравнение – с фильмом «Крамер против Крамера», где бывшие муж и жена (Дастин Хоффман и Мэрил Стрип) решают, с кем должен жить их ребенок. Конфликт похожий (в фильме, правда, главный герой должен подтвердить, что у него есть работа и он может обеспечить ребенка). Поэтому особо не удивился, когда ближе к концу книги название фильма всплыло в разговоре главного героя с адвокатом, которого он нанял, чтобы тот отстоял его право на «совместное проживание с сыном».

По этой книге снят одноименный фильм; вроде бы можно найти, если поискать, но пока еще не посмотрел.
1 фильм

«Драйв»
Drive
Режиссер: Николас Виндинг Рефн
В ролях: Райан Гослинг, Брайан Крэнстон, Кэри Маллиган, Альберт Брукс, Оскар Айзек, Кристина Хендрикс, Рон Перлман
Жанр: боевик, драма
США, 2011

Из аннотации: «Великолепный гонщик: при свете дня он выполняет каскадерские трюки на съёмочных площадках Голливуда, а по ночам ведет рискованную игру. Но один опасный контракт – и за его жизнь назначена награда. Теперь, чтобы остаться в живых и спасти свою очаровательную соседку, он должен делать то, что умеет лучше всего – виртуозно уходить от погони...
По роману Джеймса Саллиса “Гони!”».

Рекламная кампания фильма прошла «с подвохом» (как увидите ниже, не только в России). Лично я, когда увидел трейлер, представил что-то вроде «Перевозчика» и «Форсажа». Еще и подумал, помню: «Ну сколько можно?!»…
Чуть позже однако прочитал, что фильм получил приз за режиссуру в Каннах, а дальше отзыв, что на самом деле стоит ожидать от фильма.
А когда прочитал нижеследующую заметку, то точно решил – надо идти.

Трейлер фильма "Драйв" довел американку до суда
(11 октября 2011, www.lenta.ru)

«Жительница Мичигана Сара Деминг подала в суд на компанию FilmDistrict, занимающуюся дистрибуцией фильма "Драйв", сообщает The Hollywood Reporter.
В иске говорится, что женщину ввели в заблуждение при помощи трейлера картины. Деминг ожидала, что лента "Драйв" стилистически будет близка к фильмам серии "Форсаж". Однако картина оказалась не похожей на "экшен-фильмы о гонках". Кроме того, Деминг нашла в ленте "Драйв" проявления расизма, направленные против евреев.
Истица хочет, чтобы ей вернули деньги за билет на киносеанс. Кроме того, она требует, чтобы в дальнейшем подобные трейлеры, вводящие в заблуждение зрителей, не производились.
Главным героем фильма "Драйв" является водитель (Райан Гослинг), который днем подрабатывает в качестве каскадера, а по ночам сотрудничает с преступными элементами. В картине есть сцены с автомобильными погонями, однако больше внимания уделяется взаимоотношениям героя Гослинга с соседкой Ирен (Кэри Маллиган) и ее родственниками.
Постановщиком "Драйва" стал Николас Виндинг Рефн. Картина удостоилась награды за режиссуру на кинофестивале в Каннах в мае 2011 года».

А тут еще обратил внимание, что в фильме снимается Брайан Крэнстон – исполнитель главной роли и один из создателей любимого сериала «Во все тяжкие» (Breaking Bad). Тем более вперед!
(Кстати, 4 сезон довольно неплохой получился; в середине, правда, вяленький был, но к финалу разошелся, хотя вот концовка неоднозначная... Будет и 5-ый.)

Впрочем, когда узнал, что режиссер «Драйва» Рефн до этого снял «Бронсона» – фильм формально навороченный, но неприятно эпатажный, с отталкивающей игрой актера в роли главного героя (драчуна, проведшего в тюрьме большую часть жизни), засомневался. Но было уже поздно;0)

Фильм сильно понравился (при этом даже не столько во время, сколько после).
Это, конечно, не «подростковая гонялка», лишь только некоторые детали этого жанра, еще и поданные эскизно, без особой разработки, даже небрежно. Самих гонок, кстати, почти и нет.
Очень тонкая лирическая линия, почти бессловная, на полутонах и без откровенных сцен. С замечательной игрой Гослинга и Маллиган. В Гослинга, можно рискованно сказать, почти влюбился, настолько он в этом фильме стильный, харизматичный. Захотел теперь пересмотреть фильмы, где он играл (много где, как оказалось).
Чем «Драйв» замечателен, так это, конечно, атмосферой (особой поэтичностью). Вещь, которая в искусстве, почти не поддается анализу – не понятно, из чего она возникает, как удается ее добиться. Вроде бы вот музыка должна играть большую роль, а тут же ничего яркого, экзотического – легкое диско a la 80-e. И рапида нет. Непонятно, в общем. Есть, конечно, длинные, почти гипнотические планы, есть вещи, сделанные на контрапункте, когда нежно-лиричный момент обрывается жестокой, почти садистской сценой (кстати, с «мясом» – жестоко-брутальными сценами – в фильме все нормально), или сцена в стриптиз-клубе, где разборка с мафиози происходит в антураже флегматичных полуголых танцовщиц, но все равно…
Атмосферные же фильмы чем хороши-коварны, что они, получается, ни о чем, так как главное содержание – само чистое настроение, а фабула (история вроде бы тихого парня, который «выходит из себя», когда на него наезжает мафия, уж такая прямо оригинальная!) лишь одна из деталей его создать; почему те, кто не ощущает этого, могут посчитать «Драйв» вторичным и пустым.
В общем, и проанализировать трудно, и передать словами невозможно. Только и можешь, что ахать от восторга!.. Ах!.. Ах!..

В паре отзывов прочитал, как их авторы почему-то сравнивают «Драйв» с «Таксистом» Мартина Скорсезе с молодым Робертом де Ниро в главной роли. Ну да, какие-то общие черты есть, но не более того, на мой взгляд. Впрочем, давно смотрел.


В избранное