Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.05.02.12


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 05.02.12


1 тема
«книга после фильма»
1 книга
Кормак МакКарти
«Кровавый меридиан, или Закатный багрянец на западе»
1 фильм
«Схватка»
США, 2012
1 фильм
«
Ловцы забытых голосов»
Япония, 2011

+ ссылки: социальное, культурологическое, арт, фото

1 тема
Возвращаясь (см. прошлый выпуск) к теме «книга после фильма», еще два примера.

О первом в рассылке когда-то писал, но вкратце напомню: в 2009 году посмотрел фильм «Потрошители» Мигеля Сапочника с Джудом Лоу и Форестом Уитакером, который понравился, а потом прочитал – ужасного перевода – «Грязное мамбо, или Потрошители» Эрика Гарсии, изданного сразу за фильмом. Книга слабая. (Кстати, отличительная черта издания таких книг – не только плохой – спешный? – перевод, но и – используя кино-рекламную кампанию – наличие на обложке героев фильма.)

А вот и совсем свежий пример. Недавно по «Первому» прошел сериал «Забытый» (режиссер Владимир Щегольков) с Евгением Цыгановым (на игре-обаянии которого, похоже, все и держится), Александром Ильиным-мл. (актер, знакомый тем, кто смотрит «Интернов»), Алексеем Серебряковым, Андреем Мерзликиным, Марией Машковой.
Так как понравился не совсем тривиальный сюжет, то обратил внимание на литисточник – в титрах было написано, что фильм снят по повести Анатолия Азольского «Облдрамтеатр» (кстати, по его же «Диверсанту» в 2003 г. был снят одноименный сериал). Поискал – нашел. Прочитал.
Впечатление какое-то смазанное. Удовольствие получил не от чтения, а небольшое от удовлетворения любопытства – в чем фильм сходится-не сходится с повестью: первого значительно больше; в фильме только сильно отличается финал; добавлю еще, что сериал более понятен, если угодно, внятен, чем книга.
Сам стиль Азольского, по моим ощущениям, на любителя – с пространными внутренними монологами, объемными абзацами, многословный, иногда чрезмерно многословный, так, что к концу абзаца забываешь, что было в начале.
То, что в сериале казалось странно-необычным – педалирование эротической темы (с достаточно откровенными для «Первого» сценами), – в полной мере присутствует у Азольского, то есть его «фишка».
Раздражала и в сериале, но в книге особенно обратила на себя внимание, мягко говоря, неубедительная этакая анти-советская мудрость главного героя, уже в конце 40-х все понявшего про строй-людей-жизнь. (На самом деле, этот феномен «ретроспективной» мудрости – когда автор придает своим персонажам некое внутреннее ощущение, которым персонажи в свое время никак не могли обладать – например, какой будет страна через 40-50 лет, – заслуживает особого разговора. При случае остановлюсь подробно.)
1 книга
Кормак Маккарти
«Кровавый меридиан, или Закатный багрянец на западе»

Blood Meridian or The Evening Redness in the West
Автор:
Переводчик Игорь Егоров
Азбука, Азбука-Аттикус, 2012 г.
384 стр.

От издателя: «Кормак Маккарти – современный американский классик главного калибра, лауреат Макартуровской стипендии "За гениальность", мастер сложных переживаний и нестандартного синтаксиса, хорошо известный нашему читателю романами "Старикам тут не место" (фильм братьев Коэн по этой книге получил четыре "Оскара"), "Дорога" (получил Пулицеровскую премию и также был экранизирован) и "Кони, кони..." (получил Национальную книжную премию США и был перенесен на экран Билли Бобом Торнтоном, главные роли исполнили Мэтт Дэймон и Пенелопа Крус). Но впервые Маккарти прославился именно романом "Кровавый меридиан", именно после этой книги о нем заговорили не только литературные критики, но и широкая публика. Главный герой <...> четырнадцатилетний подросток из Теннесси, известный лишь как "малец", становится героем новейшего эпоса, основанного на реальных событиях и обстоятельствах техасско-мексиканского пограничья середины XIX века, где бурно развивается рынок индейских скальпов...»

МакКарти я полюбил за «Кони, кони…». Роман прочитал еще в журнале «Иностранная литература». Фильм не смотрел (того, кто режиссер, и тех, кто в главных ролях, не перевариваю).
Через несколько лет прочитал – вслед за фильмом – «Старикам здесь не место» (вот, кстати, еще один пример сравнения экранизации и литературного источника – тот случай, когда, подтверждая свои специфические возможности, литература явно глубже, духовно-интеллектуальнее).
Совсем недавно прочитал «Дорогу» (потом был разочаровавший фильм, передавший, на мой взгляд, только фабулу; актер на главную роль – Виго Мортенсен – нравится, в фильме смотрится органично, но в заданных режиссерских рамках ему, на мой взгляд, не удалось развернуться, чтобы соответствовать роману).

«Кровавый меридиан», если в общем, показал, что я немного устал от МакКарти.

Поначалу сильно нравилось. За то, за что и нравится МакКарти. Не люблю такие эпитеты, но других не подобрать – от некой библейской мощи стиля автора не мог в очередной раз не впасть в благоговение, этакий священный трепет. МакКарти задает очень высокую планку патетики, настраивает на серьезность, как настоящий Мастер. Умеет. Знаете, как в ситуации, когда дети в классе расшалились, а учитель даже не говорит ничего, а только смотрит – и дети затихают, и в чистой тишине раздается спокойный, уверенный голос…

Однако чем больше углублялся в книгу, тем больше уставал. Замечательные диалоги, авторский синтаксис – да, яркие человеческие типажи, портреты, но вот с пейзажами, которые должны были передать апокалиптические настроения, явный перебор, на мой взгляд. Так и хотелось ответить автору: «Да поняли уже! Всё мрак! Да!»… Уж очень много живописного, очень много. Мастерство-то описания в наличии, не спорю, но оно рассчитано на любителя, готового остановиться, представить эту картину перед глазами и посмаковать ее. И ладно бы, но ведь остановка за остановкой!.. Такой Читатель перед лицом Вечности, пройдет пару шагов – встанет, покручинится, еще пару шагов… Лично мне точно не хватало динамизма и драйва.

Фабула, положенная в основу сюжета, показалась очень американской – то есть понятной и близкой тем, кто хорошо знаком с американской историей середины XIX века. Тем, кому это свое – трагическое (стыдное) – прошлое надо как-то принять? но как тогда с этим жить?..
Комментарии в книге есть, но их для понимания происходящего мало. Слишком часто возникали вопросы: кто? зачем? куда? а это кто? и т.д.

«Дорога» написана в жанре роуд-муви, а в «Кровавом меридиане» снова тот же прием построения сюжета…

Но, в целом, Ад, конечно. Чего люди творили!..
Про фабулу вкратце: какие-то то ли бандиты, то ли наемники, то ли наемные бандиты разъезжают по техасско-мексиканскому приграничью и охотятся за индейцами, а те за ними, а они, в кровавом дурмане, готовы уничтожать всех подряд… Скальпы, пустыни, измученные люди и животные, жуткий холод, голод, пьяный угар, груды трупов, жажда, кровь, звездное небо над головой, соревнования, кто быстрее потеряет человеческий облик… «Малец» (описанный достаточно скупо, чтобы о нем как-то судить) в начале романа главный герой, потом надолго отходит на второй план (на какой-то период вообще исчезает), а к финалу как бы снова… «Как бы» потому, что нет в романе главного героя – есть меняющий ракурс описания повествователь… Из «главных» стоит выделить некоего судью, образ которого предложено трактовать как Сатану – не знаю, не знаю, но поведение персонажа ужасающе-загадочно-соответствующее…

Если верить биографии писателя, то впервые МакКарти получил признание после «Кровавого меридиана», но если хотите ознакомиться с творчеством этого писателя, лучше все-таки начать с других, на мой взгляд, более совершенных произведений – «коней» или «стариков». И уж если влюбитесь, то тогда можно и эту…

1 фильм

«Схватка»
The Grey
Режиссер: Джо Карнахан
В ролях: Лиам Нисон, Дермот Малруни, Даллас Робертс, Фрэнк Грилло, Джеймс Бэдж Дэйл
Жанр: триллер
США, 2012

Официальная аннотация: «Самолет с пассажирами терпит крушение на Аляске. Остатки цивилизации догорают вместе с лайнером, а у уцелевших остается только одна цель – остаться в живых...
Но в белом безмолвии их поджидает воплощение самых страшных кошмаров. В безлюдной снежной пустыне людям предстоит смертельная схватка...»

Следует уточнить, что пассажиры не простые, а рабочие с нефтеперерабатывающего предприятия, отработавшие вахту и возвращающиеся домой. Брутальные такие мужики.

Главный герой (Нисон) – стрелок, истребитель волков, которые наглы настолько, что готовы в одиночку средь бела дня нападать на рабочих, чего-то мастерящих в чистом поле, но зоркий глаз и надежная рука... При этом, у главного героя проблемы с желанием жить (что-то – что именно, я не понял – связанное с его женой), он даже покушался на самоубийство, но вот ради чего-то все-таки продолжает жить. Даже когда из всех пассажиров после катастрофы в живых остается только восемь – он не только один из них, но еще и самый деятельный, даже без винтовки остающийся вожаком…

Поначалу вроде как все не так плохо – снег, кровь, обледенелые лица, суровые мужчины, рваные свитера, завывающий ветер, оскаленные волчьи пасти. Сплошная жизнь на грани + конфликты на основе противостояния в небольшой замкнутой группе, состоящей из одних мужиков, каждый из которых сам себе лидер...
Но вот крупным планом появляются спец-д-эффектные волки – ужасно нарисованные на компьютере, вот полез из каждого сугроба пафос «мы должны доказать, что заслуживаем права называться самыми сильными животными на планете» (а это еще подкрепляется не-сдержу-слезу-стихами), вот под этот пафос из замерзшего пальца высасываются нелепые ситуации… В общем, лучше еще раз пересмотреть «На грани» Ли Тамахори с Энтони Хопкинсом и Алеком Болдуином, а про этот поскорее забыть.

1 фильм

«Ловцы забытых голосов»
Hoshi o ou kodomo
Режиссер, сценарий: Макото Синкай
аниме, драма, приключения
Япония, 2011

Официальная аннотация: «Фильм рассказывает о девушке по имени Асуна, коротающей дни за прослушиванием таинственной музыки, исходящей из кристалла, доставшегося ей в память об отце. Девушка решает отправиться в путешествие, чтобы встретить друга, которого она давно не видела».
Путешествие, добавлю, по мифическому под-земному миру, при этом с масштабными просторами и пространствами, своим небом…

У Макото Синкая я видел короткометражку «Она и ее кот», полнометражные «Голос далекой звезды» и «5 сантиметров в секунду». Очень лирическая, атмосферная, с сильной интонацией грусти-печали анимация, с не всегда понятным мне смыслом, иногда – не попадая в настроение? – фильмы казались затянутыми.

В «Ловцах…» в чем-то так же, в чем-то по-иному. Полубезумный – в хорошем (креативном) смысле этого слова – сюжет с просто ошарашивающей иногда фантазией (при том, что фэнтези я не очень люблю). То ли причина в моей оторванности от японского культурного контекста (хотя аниме люблю и стараюсь, как говорится, отслеживать), то ли в том, что такова принципиальная суть выдуманного мира, но почти все на многих уровнях фильма кажется необычным (хотя встречались образы, напоминающие существ из других аниме), в отличие, например, от нашей анимации, где необычными могут быть или обстоятельства или персонажи.
За возможность погрузиться в эту сказочную странность (не только на уровне визуальных образов, но и в том, что касается поведения персонажей), наверно, аниме так и популярны.

Что касается рисунка, все очень красиво, ярко, иногда (редко) схематично. Более динамичным, по сравнению с предыдущими лентами, показался сюжет. (Хотя, по большому счету, можно было бы подсократить.)

Единственный не недостаток, а ограничение – возраст зрителя. Все-таки неоднократно возникает тема смерти, зрителю предлагается подумать над серьезными, философскими вопросами, так что не для младшего школьного возраста точно. Для постарше явно.

ссылки


Об экстренной помощи бездомным в период морозов
В период аномальных морозов бездомных обогреет и накормит МЧС. 3 февраля 2012.
Ранее по теме: Петербург. Воронеж. Москва. Нижний Новгород. Республика Татарстан...
http://www.pravonadom.ru/main.php?g=articles&c=65&v=i&i=1704


Самые необычные здания в мире
"А ведь в них живут обычные люди, находятся выставочные центры и офисы. Все дело в том, что проектировали эти здания талантливые архитекторы с безграничной, а иногда и сумасшедшей фантазией, цель которых создать среди миллионов домов, такой, который выделялся бы не только в масштабах страны, но всего мира".
http://kukmor.livejournal.com/717226.html


Картины светом и тенью. Удивительные произведения искусства Рашада Алакбарова
http://www.kulturologia.ru/blogs/260112/16054/


Всё это Россия.
Фотографии-победители конкурса The Best Of Russia (Лучшие фотографии России) 2008-2011 г.
http://prophotos-ru.livejournal.com/1293539.html


Сергей Лобан («Пыль», «Шапито-шоу») о перспективах краудфандинга («народного финансирования» создания произведений искусства) в России
«Российская газета», 2 февраля 2012
http://www.rg.ru/2012/01/31/loban-site.html


15-минутный фильм о Banksy (перевод на русский язык)
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=ttxUCvMgF8A


В избранное