Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.04.01.13


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко о книгах и фильмах.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 04.01.13


1 книга
Джордж Хиггинс
«Ограбление казино»

(+ про фильм)
1 фильм
«Несносные боссы»
США, 2011
1 фильм
«Кремень»

Россия, 2007

+ ссылка: социальное, фото

1 книга
Джордж Хиггинс
«Ограбление казино»

Cogan's Trade
Перевод с англ.: Максим Немцов
Азбука-Аттикус, Азбука, 2012 г.
Серия: Книга - открытие
256 стр.

От издателя: «Впервые на русском – классический криминальный роман бостонского юриста Джорджа Хиггинса. Знавший бандитов и коррумпированных политиков не понаслышке, Хигтинс прославился как остротой сюжетов, так и бесподобно яркими диалогами, послужившими источником вдохновения для Квентина Тарантино. Этим значение Хиггинса для кинематографа не исчерпывается: по его дебютному роману был спят знаменитый триллер "Друзья Эдди Койла" с Робертом Митчумом, а теперь Эндрю Доминик экранизировал роман "Масть Когана" (либо, все-таки, «Дело Когэна» – прим. А.В.). Главные роли в фильме, получившем в российском прокате название "Ограбление казино", исполнили Брэд Питт, Рэй Лиотта, Джеймс Гандольфини, Сэм Шепард и Ричард Дженкинс. Итак, Джонни Амато по кличке Хорек нанимает двух мелких уголовников, чтобы те совершили налет на подпольную карточную игру. Налет проходит успешно, и местный криминальный авторитет призывает на помощь Джеки Когэна – пусть найдет и покарает всех причастных...»

Такая книга, что тяжело приступить к описанию своих впечатлений.

Конечно, мощь! (Отдельно хочется похвалить переводчика, сумевшего справиться с тяжелейшей задачей перенести на русский «изыски» Хиггинса.)

Конечно, читать будет тяжело, особенно неподготовленным читателям, любителям легкого чтения. Даже если будет нравиться, продираться сквозь словесные джунгли придется с трудом.
Понять то, о чем говорят, пользуясь матерно-криминальным жаргоном,  персонажи, сложно (и думаю, что это такой авторский замысел). Но зато и погружает в ту реальную среду, в которой все происходит. (Это, конечно, не правильная, вычищенная речь героев фильма «Ограбление казино» и прочих картин, посвященных как бы преступникам.)
Читателям придется не только переводить со специфического языка на понятный, чтобы понять, о чем идет речь, но еще и внимательно следить за фабульной линией, растворенной в – иногда очень пространных – диалогах, монологах, печальных, смешных рассказах, историях персонажей о своей жизни. Сама фабула как бы разбросана по этой болтовне, то всплывая, то снова надолго исчезая.
У меня неоднократно возникало желание комментария к тому, что происходит. Возможно, такие книги даже надо сопровождать своеобразным либретто.

Конечно, тем, кто интересуется оригинальными литературными приемами, новациями, книгу пропустить нельзя – обязательно если не прочитать, то познакомиться и понять, каким бывает «криминальный роман». Расширить, так сказать, свои представления об американском литературе, в которой данный роман, изданный в 1974 году, считается классическим(!). («Друзья Эдди Койла» Хиггинса, как посмотрел, на русском вышли давным-давно, но ничего не слышал об этом авторе. Обязательно почитаю.)

Конечно, тема для большого разговора – каким образом может издаваться такая необычная литература. По всей видимости, не будь фильма с участием американских звезд, и не вышла бы эта книга у нас. Такие вот интересные коллизии! (При том, что качество самого фильма… см. ниже.)

Книга построена практически на одних диалогах. Действия минимум. И это, кстати, создает интересный художественный эффект. Если у Тарантино, "вдохновленного Хиггинсом", разговоры все-таки сопровождаются картинкой, то тут только слова-слова-слова, которые взрываются жесткими, стремительными описаниями сцен насилия или убийств.

О самой истории рассказывать не буду, тем более что и не в ней главная прелесть книги.

*****
(Прежде чем говорить о фильме 2012 года, напомню, на всякий случай, о сложности феномена «кино после книги»: тем, кто не читал, а собирается смотреть, доверять тому, кто сравнивает, следует с известной долей осторожности.)

Фильм начал смотреть с волнением и страхом – очень хотелось увидеть-услышать вживую диалоги, но боялся, что не справятся.
Не зря боялся.
Фильм разочаровал. Актерская игра, кастинг (за исключением, наверно, Гандольфини) не только не сравнить с тем, как представлял все, читая книгу, но, на мой взгляд, просто неудачные. «Театральщина!» (в плохом смысле, разумеется)
На Брэда Питта уже без отвращения смотреть не могу. Такой вот самовлюбленный хлыщ какой-то! Оправдались опасения, что фильм с его участием заведомо плох.

Что, конечно, совсем ни в какие ворота, то, что фильм передает только фабулу – пересказывает историю. У Хиггинса, на мой взгляд, сама история лишь некий фон, часть общего замысла. У Хиггинса именно Литература, все построено на диалогах (при минимуме описания и действия), возникает языковая игра со специфическими, уникальными, тем и интересными, правилами. В фильме же на порядок больше действия, при этом диалогов, монологов, их роль значительно меньше, но они все равно смотрятся странно (непонятно зачем).

Действие фильма перенесено в 2000-е, в период президентской избирательной кампании Барака Обамы. Герои, если попадают куда-то, где есть телевизор, то в нем – оп-па! – обязательно включен канал, по которому выступает кандидат в президенты. И герои, с серьезной гражданской позицией и четко сформулированной жизненной философией, ага, с ним заочно полемизируют, выражая тем самым, как надо понимать, актуальную для 2012 года политическую позицию авторов фильма (что должно вызывать одобрение или спровоцировать американских зрителей, но, уверен, не российских).
Сама политическая линия, которой даже не пахло у Хиггинса, смотрится чужеродно, а при той прямолинейности, с которой подана, просто наивно и жалко. А учитывая, что многое произносится устами героя Б.Питта, – и лживо.

У фильма есть еще одна проблема. Некоторых режиссеров и фильмы портит желание снять Большое кино, стремление стать культовыми, что позволит придать многозначительность (даже если ее там нет, впрочем, можно заранее накидать как-бы-задумчивого) и заставит говорить о фильме, как о «новом слове». Ставить заведомо такие цели нельзя. Настоящее кино делается из других побуждений.
1 фильм
«Несносные боссы»
Horrible Bosses
Режиссер Сет Гордон
В ролях: Джейсон Бейтман, Чарли Дэй, Джейсон Судейкис, Дженнифер Энистон, Колин Фаррелл, Кевин Спейси, Джейми Фокс
Жанр: комедия
США, 2011

Аннотация из «Википедии»: «Три главных героя — нормальные парни и славные труженики. Но их должностные обязанности давно выходят за рамки, и все хорошо, если бы не их вредные начальники, которые не дают покоя и все время чем-то недовольны. Когда такие «капризы» начинают вторгаться в личную жизнь и ставят под угрозу личное счастье, товарищи задумываются: не избавиться ли от назойливых, несносных боссов?»

Все уже посмотрели, а я вот только проснулся…

Отличная идея и хорошо разыгранная завязка, смешные персонажи и диалоги с тонким юмором. Замечательная игра актеров: из второстепенных выделю игру Кевина Спейси и персонажа, созданного Колином Фарреллом (не побоявшегося сменить свое амплуа, ставшего совершенно неузнаваемым).
Особенно понравились мастерски пойманные и введенные в диалоги и монологи оттенки, нюансы восприятия персонажами того, что с ними происходит. Благодаря нетривиальной иронии и основательному культурному багажу (особенно в области кинематографа) персонажей, возникает приятная интеллектуальная эмоционально-словесная игра. Славно, что при переводе это не потерялось.
И комедия комедией, но и детективная линия тоже получилась качественной, с сюрпризами.

Из минусов. Завязка хорошая, а вот развитие сюжета, на мой взгляд, подкачало. Где-то с середины действие забуксовало. Нарушилась цельность. Появились натяжки. Как будто авторы потеряли контроль над тем, что происходит. (К финалу контроль вернули.)
Очень утомил сексуальный юмор. Американский, в плохом смысле. Местами пошлый, даже вульгарный, убивающий настроение и смазывающий общее впечатление.

1 фильм

«Кремень»
Режиссер: Алексей Мизгирев

Сценарий: Алексей Мизгирев, Юрий Клавдиев
В главных ролях: Евгений Антропов, Дмитрий Куличков, Анастасия Безбородова, Татьяна Насташевская, Александр Голубев, Карэн Бадалов, Виктор Алферов, Алексей Агрызков, Александр Ратников, Сахат Дурсунов
Россия, 2007

Аннотация на «Кинопоиске»: «Отслужив в армии, Антон Ремизов, паренек из провинциального российского городка Альметьевска, приезжает в Москву. Весь мир покорить Антон, быть может, пока еще не планирует, но в столице зацепиться не прочь. Например, за альметьевскую соседку Зину, отец которой открыл в Москве автомастерскую… Зина же дает Антону от ворот поворот, и тогда он находит взаимопонимание у сотрудников органов правопорядка. Так Антон Ремизов становится московским милиционером…»

У Мизгирева мне сильно понравился «Бубен, барабан» с Натальей Негодой. Писал в «Культурном минимуме» об этом фильме.
Недавно вышел фильм «Конвой», посмотреть еще не успел, но в отзывах неожиданно для себя обнаружил информацию, что у этого режиссера есть еще один фильм – «Кремень».
(Забегая немного вперед) удивительно (на нашем безрыбье), что такой фильм прошел мимо.
А явно заслуживал внимания. Впечатляющее, мастерски снятое кино.

Конечно, не зря те, кто смотрел, называют этот фильм «Братом-3». Персонаж много копирует у Данилы Багрова.
Много, но далеко не все. С одной стороны, персонаж «Кремня» попроще; с другой – значительно сложнее. Понять, что творится в его голове, что он реально хочет, трудно, а то и вообще невозможно. Сложность образа хорошенько отрезвляет. Насколько мы понимаем про то - Кто является движущей силой в современной России? Какое оно, новое поколение? Что оно готовит? Куда «ремизовы» заведут нас?
Образ получился яркий, сильный, с харизмой. От такого не сразу «освободишься», чтобы понять, насколько он правдив или выдуман.

Отличная актерская игра. Сильные, пробивающие эмоции. Лаконичность и четкость реплик. Жесткость, жестокость поступков. Цинизм «новых москвичей». Шокирующий, даже с учетом того, сколько уже всего в кино было подобного, натурализм. И удивительный итог (неудивительный, если понимать, что с хорошим кино всегда так) – несмотря на то, что с выхода фильма прошло больше 5 лет, «Кремень» остается по-прежнему актуальным и смотрится так, как будто снимали про сегодня.

ссылки

Почему некоммерческие благотворительные организации нужны всем
Петербургская "Ночлежка": помощь непосредственная и опосредованная.
Цитата: "...в "Ночлежку" обращаются те, кто надеется на нее как на последнюю инстанцию, которая может помочь, и если создавать препятствия на этом пути, то идти больше некуда. Тупик.
И если не будет выхода, то кто-то так и умрет в таком тупике, а кто-то от отчаяния бросится напролом — лишь бы вырваться."
http://publicpost.ru/blog/id/23515/



Мои фото-(и не только)-впечатления от Финляндии
Иматра.
Детская библиотека: http://varsopko-alexey.livejournal.com/342962.html
Выставочный зал: http://varsopko-alexey.livejournal.com/342721.html
В городе: http://varsopko-alexey.livejournal.com/342721.html
Мюллюмяки и Лаппеенранта: http://varsopko-alexey.livejournal.com/343422.html


В избранное