Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып. 15.05.13


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]
выпуск 15.05.13

1 книга
Дэвид Вонг
«В финале Джон умрет»

1 фильм
«Рассказы»
(Россия, 2012)

+ссылки: историческое, арт, культурологическое

1 книга
Дэвид Вонг
«В финале Джон умрет»

John Dies at the End
Переводчик: М. Головкин
Серия: Альтернатива
АСТ, Астрель, 2012 г.
512 стр.

От издателя: «"Есть двери открытые и закрытые" - говорил один великий рок-музыкант, большой мастер открывать закрытые двери, жизнью поплатившийся за свое искусство. Прошли десятилетия, - а молодые парни так и не усвоили урока. Их по-прежнему тянет поиграть в расширение сознания - и хоть краешком глаза заглянуть... ТУДА, за закрытые двери в иные миры.
Заказывали? Получите.
Дейв и Джон зашли чуть дальше, чем собирались. Закрытые двери ОТКРЫЛИСЬ. И полезло из них такое, что самому опытному "королю ужасов" в кошмарном сне не приснится.
Нелепо? Было бы нелепо, - кабы не оказалось еще и по-настоящему страшно. Потому что открыть двери легко, - а вот как закрыть их, неизвестно...»

Не могу вспомнить, почему решил прочитать эту книгу, почему такая аннотация на меня могла произвести впечатление. При этом она, по общей идее, вполне соответствует книге (за исключением «тянет поиграть в расширение сознания» – эта тема весьма и весьма периферийная).

Книга, конечно, сумасшедшая (в хорошем смысле). Сносящая, если говорить на современном молодежном сленге, башку. (Ее сносит и многим персонажам книги. Буквально.). Книга, кстати, как представляю, и рассчитана прежде всего на молодежную аудиторию. Любящую «стрелялки» с истреблением всяких тварей, предпочитающую «кислотную» и рок-эстетику, жесткость и насилие. Подсевшую на фильмы ужасов. Не боящуюся черного юмора, которого в книге через край.
Черный, запредельный юмор, кстати, адекватен общему антуражу действия: сюжет связан с проявлением черных, запредельных сил. Жизнь на крае, на две реальности, одна из которых наша (тоже как бы не сахар), а другая – средоточие неких сил Зла, можно сказать, заставляет быть отвязными и веселыми – как в экстремальной ситуации, реакция на которую нервный смех.
Зла в романе много, но с ним, кстати, все далеко не так просто – оно хоть и мерзкое, но все-таки немного детское, пародийное. Ощущение, как будто и сам автор прикалывается, когда его описывает. Цели Зла вполне стандартные, поэтому не совсем понятные (типа, ну наступит Полная Тьма – и что? Что дальше?), однако это, как и в детской игре, не так важно – важнее то, как оно проявляется, насколько многолико, изворотливо, коварно, что читателю, любящему «остренькое», только, понятно, в радость.

В писательской манере Дэвида Вонга, кстати, много игровых моментов, которыми, как ребенок, писатель иногда сильно увлекается, если не сказать, что его заносит. Иногда фантазия так несется, что только успевай догонять. А фантазия, позволю себе каламбур, фантастическая. Просто сплошное ух-ты!.. Количество поворотов сюжета, новых персонажей, вариантов трансформации Зла, то, какие способы придумывают герои, чтобы бороться с ним, поражает! Просто дух захватывает!.. Если бы проводились какие-то соревнования на количество придумок на страницу текста, то Дэвид Вонг, точно, был бы одним из чемпионов!

С именем автора, кстати, некий подвох – так же зовут и главного героя, от лица которого рассказывается история. Такой ход в беллетристике нельзя назвать оригинальным, но много говорит о писательской манере. (Прием, кстати, из разряда постмодернистских. И общая атмосфера романа заставляет относить «В финале Джон умрет» к примерам проявления постмодернизма в литературе.)

Несмотря на все расписанные мною плюсы, чтение для многих окажется не легким. Фантастическая фантазия – это, конечно, здорово, но любителей прямолинейных историй ее «чрезмерное» обилие, сложное, да, построение сюжета может сильно утомить, а то и раздражать. Вполне представляю, что книгу можно бросить читать. Часто сюжет романа топчется на месте – один раз, так сказать, отбили атаку Зла, а тут новая – снова отбили, а тут новая – снова отбили, и еще раз… Меняются только спутники и спутницы героев, формы проявления Зла. А суть та же. Какая-то дурная, злая бесконечность. Чем-то похоже на сериал, который засунут в одну книгу. Но за счет юмора и бешеного драйва, какой-то даже одержимости автора этот недостаток можно одолеть.

Закончу на сильном достоинстве – пишет Дэвид Вонг ярко, образно, так, что очень хорошо представляешь, помимо реальности-1, всю нечисть и проявления параллельного мира, которые он большими порциями вводит в роман. Неоднократно на протяжении чтения я ловил себя на том, что обязательно по этой книге надо снять фильм.
Очень кинематографичный писатель.
Но и в то же время приходило в голову, что не совсем понятно, как в кино воплотить вроде бы такие понятные словесные образы (например, главный герой называет одного персонажа Морганом Фрименом за его сходство с киноактером – и как это разыграть?).

Каким же сюрпризом для меня было узнать, что фильм уже вышел в этом году! Как я порадовался за писателя – все-таки экранизация это более высокий уровень признания!..

Но как же я, извините за молодежный сленг, сильно обломался, когда его посмотрел. Это даже не назвать неудачей, даже не назвать провалом – это просто… проявление сил Зла, которое захотело испортить замечательную книгу. Вполне могу представить недоумение не читавшего книгу зрителя, который смотрит «вот это» и плюется.
В фильме вообще ничего не получилось. Молодые актеры, если их так можно назвать, играют просто отвратительно (на уровне школьной самодеятельности). Юмор исчез, вместе с яркими словесными образами (при появлении «Моргана Фримена» хочется сильно проморгаться, хорошенько протереть глаза и спросить соседа «Ты тоже это видишь?!»). Сюжет сильно порезан, если не сказать – порублен. Спецэффекты, если их так можно назвать, на уровне кинематографа 70-х. (При этом как глоток свежего воздуха смотрелось, когда на небольшой кусочек фильм перешел в анимацию. Наверно, адекватным для этого романа может быть только рисованное кино. Да.)
Тем более не понимаю, что в одной из важных ролей снялся Пол Джаматти (он же выступил одним из исполнительных продюсеров), актер, которого считал серьезным. Как говорится, вот как он в это, простите, вляпался?! Что это, вообще, было?!

Очень бы хотелось почитать что-то еще, что Дэвид Вонг(?) напишет.
1 фильм
«Рассказы»
Режиссер, сценарий: Михаил Сегал
В главных ролях: Андрей Мерзликин, Игорь Угольников, Тамара Миронова, Константин Юшкевич, Дарья Носик, Любовь Новикова, Владислав Лешкевич, Сергей Фетисов, Елена Нестерова, Василий Мичков
Россия, 2012

Официальная аннотация: «Рукопись молодого писателя попадает в литературное издательство и начинает влиять на жизнь любого, кто откроет её и прочтет хотя бы страницу. Четыре рассказа из рукописи — это четыре истории с непредсказуемой развязкой».

Как бы мистическая аннотация вводит в заблуждение – рукопись никак не влияет на любого-кто, а просто тот, кто по очереди начинает читать, становится героем очередной части. Прием только формальный и никак не содержательный.

На самом деле, это четыре новеллы, создающие, как представляю задумку автора, картину современной России (работники издательства здесь не при чем).
Одна новелла – одна черта портрета. Рациональность (прагматичность) нового поколения, доходящая до абсурда; коррупция, пронизывающая все общество, по вертикали; исчезающая духовность; преобладание плотских удовольствий над интеллектуальными запросами.

Почему новелл четыре, почему не добавить другие черты к портрету страны, трудно сказать. Наверно, сыграл роль формат кино – фильм не должны превышать классические «не больше двух часов». (По идее, все части можно было бы подсократить. Все равно немного затянутые.)

Также не совсем понятно, почему «Рассказы». Очень общее название. В заслугу фильму, конечно, то, что все «фрагменты» соединяются, как паззл, в целое (по атмосфере), и это перекликается со сценой в начале фильма, когда писатель сдает рукопись в издательство, а ее отвергают, так как «в моде крупные формы», а на самом деле это просто другой вариант крупной формы. Но, все равно, название не понятно.
Тем более, если быть дотошным, это не совсем рассказы – это не истории, не случаи из жизни. Именно новеллы («с непредсказуемой развязкой»). Но назвать так фильм тоже было бы странно. (Впрочем, тема отличия рассказов от новелл сложная.)

Играют хорошо. Приятно увидеть среди большого количества занятых в фильме актеров много незнакомых лиц. Из известных выделю Андрея Мерзликина в первой новелле и Игоря Угольникова в роли президента во второй.

Снято красиво, качественно. Хорошим оператором. Смотреть на картинку большое удовольствие.

По смыслу же все достаточно просто, однозначно, иногда даже банально – как будто об этом уже где-то читал и не раз. В основе «рассказов» интересные идеи, но разработаны они все-таки поверхностно, «в лоб», и не хватает яркой, завершающей концовки, которые все четыре раза получились скомканные, и уж точно не «непредсказуемые».

Посмотреть один раз интересно.
ссылки

Флэшмоб карельских хористов в музее Барселоны (3 мин.)
Academic Choir of PetrSU. Flashmob in National Art Museum, Barcelona.
http://youtu.be/pgeAAvkWLLc


Шестой вечер
В «Пяти вечерах» Володина за полями остался ГУЛАГ
http://www.novayagazeta.ru/arts/57939.html


Прототипом мультипликационного Шрека был известный борец Морис Тилле
http://foto-history.livejournal.com/3531893.html


Алексей Варсопко. «Свободные линии» (концептуальный стрит-арт, гофрокартон, 2013, Петербург)
28.04, 01.05


Человек и "культурные модели". Новые «знаки зоодиака». Проект Алексея Варсопко

В избранное