Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.21.06.15


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]

Очень давно не писал для «Культурного минимума». Причина – отсутствие времени.
Прошу прощения, что «пропал».

 

выпуск 21.06.15: 1 книга

+ссылки: фото, арт, культурологическое

Роман Сенчин
«Зона затопления»

АСТ, 2015 г.
384 стр.

Аннотация от издателя: «У Романа Сенчина репутация автора, который мастерски ставит острые социальные вопросы и обладает своим ярко выраженным стилем. Лауреат и финалист премий «Большая книга», «Русский Букер», «Национальный бестселлер», «Ясная Поляна».
В новом романе «Зона затопления» жителей старинных сибирских деревень в спешном порядке переселяют в город – на этом месте будет Богучанская ГЭС. Автор не боится параллели с «Прощанием с Матерой», посвящение Валентину Распутину открывает роман. Люди «зоны» – среди них и потомственные крестьяне, и высланные в сталинские времена, обретшие здесь малую родину, – не верят, протестуют, смиряются, бунтуют. Два мира: уходящая под воду Атлантида народной жизни и бездушная машина новой бюрократии…»

Этот роман оставил двойственное впечатление.

Действительно, как написано в некоторых отзывах, зачем переписывать Распутина?! Тот вроде уже все сказал…
Я, в свое время критично относясь к «советской деревенской прозе», не был поклонником произведений Распутина, его стиля, идей, «Прощания с Матерой» не читал (но в те времена столько про это говорили-писали, что не быть в курсе было невозможно). Сравнивать не могу. Могу судить только по представлениям о стиле Распутина, со времен знакомства с его произведениями в 80-х и последующего отказа от дальнейшего знакомства.
Но к Сенчину другое отношение. У него я читаю все.
Прочитав «Зону...», частично соглашусь – вопрос «зачем?» вроде как оправдан.
Но такое отношение не учитывает пост-модернистскую практику ремейков – переписывания старых сюжетов с актуальной привязкой, с расчетом на новую аудиторию, которая сама того же Распутина читать не станет, а соответственно, пройдет мимо идей. А идея этакого Молоха (беря образ аж из одноименного произведения Куприна), когда во имя каких-то «важных стратегических исторических целей» ломаются судьбы не способных противостоять этому людей, остается в России по-прежнему актуальной. Что у Распутина, описывающего позднесоветское время, что у Сенчина – с как бы современной Россией. И концептуально, такая литературная эстафета оказывается важной, значимой.
Непродуманные глубоко изменения в жизни людей, территорий, традиций, игнорирование мнения «простого человека» – все это демонстрирует, шаблонно выражаясь, политико-культурную близорукость, некомпетентность, авантюризм за счет других и остающуюся низкой цену жизни человека, его прав.
То есть, с публицистической точки зрения, роман у Сенчина как бы правильный. (Хотя отношение автора к консервативному мышлению людей, которое не создает основу, точку опоры, а, сопротивляясь всему новому, тянет назад, не освещено. Неоднократно по ходу чтения хотелось упрекнуть Сенчина в тенденциозности.) Финал хорош.
С точки зрения идей, меня интриговало еще, как в новом романе отразится позиция Сенчина по поводу того, что происходит со страной, тех, дипломатично выражаясь, изменений, которые случились за последний год. Не разочаровал. Продолжает оставаться в оппозиции, скажем так. И для меня это ему в плюс.

С литературно-художественной точки зрения, роман разочаровал. Сыроватая структура, чрезмерность трагической интонации, увлеченность описанием одной стороны конфликта. А главное – умножение сути, отсутствие чувства меры. Очень много судеб (наверно, обеспечивающих «широту» или, другими словами, репрезентативность авторской точки зрения), которые не углубляют, а размывают суть. Что, в соединении с тенденциозностью, вызывает уже не скуку, а раздражение. То есть убеждает и во второй, и в третий раз в том, что не только и так уже давно понятно, но требует альтернативной точки зрения.
Возможно, автор по-другому представляет себе читателя своего романа. Возможно, что те, кто не знаком с, так сказать, фактурой, никогда не слышал про Валентина Распутина, воспримут все иначе. Возможно.

ссылки
Красота Земли в фотографиях Даниила Коржонова
http://dymontiger.livejournal.com/3832604.html


Пианист Nobuyuki Tsujii – слепой от рождения, с синдромом Дауна. Лист. «Кампанелла»
http://varsopko-alexey.livejournal.com/436653.html


В избранное