Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.19.02.17: про фильмы 'Реальность' и 'Гоморра'


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через varsсобакаlist.ru]

выпуск 19.02.17

2 фильма итальянского режиссера Маттео Гарроне

+ссылки: фото, арт, политика, история

«Реальность»
Reality
слоган: «Комедия для тех, кто ненавидит реалити-шоу, и тех, кто не может без них жить»
режиссер: Маттео Гарроне
сценарий: Маттео Гарроне, Массимо Гаудиозо, Уго Кити
В главной роли: Аньелло Арена
Италия, Франция, 2012

Аннотация с кинопоиска.ру: «Лучано, торговец рыбой из Неаполя, глава большого семейства, энергичный, веселый парень, по натуре комик. Он никогда не упускает возможности устроить представление для своих покупателей и многочисленных родственников. Однажды детям приходит в голову, что их талантливый папа мог бы стать участником реалити-шоу «Большой брат». И они убеждают его в этом. Телереальность и мечта «попасть в телевизор» абсолютно меняют жизнь Лучано. Больше ничто не имеет для него значения — ни жена, ни семья, ни друзья, ни работа…»

По аннотации более или менее все правильно. Только желание попасть в телешоу возникает после случайного участия в отборе «Большого брата» (в России это «Дом» на ТНТ), в котором главный герой участвует, чтобы выполнить каприз младшей дочери.
Лучано, конечно, уже не парень, а мужчина среднего возраста.

Сначала смотришь как комедийную драму со смешными, милыми героями. Пусть и со своими тараканами, но нормальными живыми людьми. Простыми, добрыми, прикольными. (Прием в начале фильма с затянутым проездом кареты нарочитый и ужасный – спокойно можно промотать.)
А вот когда главный герой поучаствовал в отборе для реалити-шоу и к нему вдруг приходит мысль «а вдруг», начинается самое интересное. Появившийся шанс «поменять жизнь – в один момент стать известным, успешным, богатым и счастливым» и последующий за этим панический, доходящий до паранойи страх этот шанс упустить.
Герой, как учат в популярных пособиях «как стать успешным и счастливым», всего себя инвестирует в уже, как ему кажется, состоявшееся будущее, сбрасывает весь балласт, который связывает его с прошлым, но…
Апофеоз наступает, когда он начинает «творить добро ближним», чтобы тем самым доказать, что он заслуживает… При том, что страдать начинают самые близкие… И все равно Мечта не только не становится ближе, а начинает все быстрее и быстрее отдаляться.
К сожалению, финал подкачал. Нет завершающего аккорда, коды. Что будет дальше с внутренне опустошенным героем, не понятно.

«Гоморра»
Gomorra
Режиссер: Маттео Гарроне
по книге Роберто Савиано
В главных ролях: Сальваторе Абруццезе, Симоне Саккеттино, Сальваторе Руокко, Винченцо Фабричино, Винченцо Альтамура, Итало Ренда, Франческо Пироцци
Италия, 2008

Аннотация с кинопоиск.ру: «В фильме параллельно развиваются, ни разу не пересекаясь, несколько историй с героями разных поколений и разных сфер деятельности. Общее только одно: все они оказываются подчинены интересам преступного сообщества.
Пожилой держатель общака, который выплачивает субсидии родственникам отбывших на отсидку. Два великовозрастных оболтуса, окончательно теряющих голову, когда им удается разворошить тайник с оружием. Тринадцатилетний разносчик продуктов: ему приходится навсегда распрощаться с совестью, наведя бандитов на свою клиентку. Выпускник университета, которого втягивают в бизнес по захоронению токсичных отходов под крышей мафии. Талантливый портной, которого перекупают китайские конкуренты и который чуть не гибнет от мести клана.»

Решил узнать, что еще снял Маттео Гарроне, вышел на этот фильм, в свое время гремевший, завоевавший Гран-при Каннского МКФ и еще кучу премий. Но я тогда этот фильм пропустил.

Фильм понравился не сразу. Идут вот эти «параллельно развивающиеся истории», и, в целом, понятно, что все это «мозаика, из которой сложится общая картина» – прием не слишком оригинальный.
Постепенно втянулся.

Гарроне дотошно показывает повседневность криминала, его проникновение в самые разные сферы, которые в обыденном сознании вроде бы никак не связаны с преступностью, нарушением закона и этики честного человека. А оказывается, что даже сам можешь не понимать, когда переступил грань… что если в обществе не созданы социальные лифты, кроме криминального бизнеса, то шансов остаться чистеньким нет…

До мурашек жуткая картина!

Тем, кто считает, что в жизни и так хватает поводов для негатива, смотреть не стоит.
Наверняка Гарроне сгущает краски, но для художественного шока – для того, чтобы, если все в розовом цвете, хотя бы на краткий миг прозреть,– надо.

Есть уже 4 сезона одноименного сериала.
ссылки

Замороженные волны Джонатана Нимефро. Фото


Фотографии года по версии World Press Photo

другая подборка


Москва и москвичи. 1909. фото


В избранное