Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.19.01.19: про фильмы 'Поза ребенка' и 'Браво!'


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[2 раза в месяц отзывы Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.
Контакт с автором только через vars@list.ru]
выпуск 19.01.19

 про два фильма румынских режиссеров


1 фильм
«Поза ребенка»
Pozitia copilului
режиссер: Калин Питер Нецер
сценарий: Разван Радулеску, Калин Питер Нецер
В главных ролях: Луминица Георгиу, Богдан Думитраке, Натаса Рааб, Илинка Гойя, Флорин Замфиреску, Влад Иванов
Румыния, 2013

Сюжет. Наше время. Молодой мужчина при обгоне превышает максимальную разрешённую скорость на трассе и сбивает насмерть подростка, переходившего трассу в неразрешенном месте. За это мужчине грозит серьезный срок. Пытаясь защитить его, своего сына, в дело вмешивается самоуверенная, со связями, предприимчивая и деспотичная мать…
2013 — приз «Золотой медведь» и приз ФИПРЕССИ на Берлинском кинофестивале.
2013 — номинация на премию Европейской киноакадемии за лучшую женскую роль (Луминица Георгиу).

Перекликается с нашим "Поворотом" (1983) Вадима Абрашитова с Олегом Янковский и Ириной Купченко в главных ролях – по ситуации, по тому, какие выходы из нее ищутся. Но смотрится не как ремейк, не как вторичное произведение. Может восприниматься даже как такой сиквел – продолжение: за 30 лет после «Поворота», даже после таких трансформаций в наших странах, ничего не меняется с людьми. Да еще и никакой на самом деле румынской специфики – все так же, как и... Когда это понимаешь, еще острее, драматичнее воспринимается действие.
Но в «Позе…» важна еще сильная тема взрослой инфантильности – избалованного взрослого ребенка, с непережитыми подростковыми комплексами.
И конечно, тема матери – такого матриархата, доведенного до извращенности: «будет так, как я сказала».
Фильм довольно камерный, поначалу без особо яркой актерской игры, но постепенно градус драматизма растет, в финале доходя до катарсиса…
Не скажу, что фильм произвел сильное впечатление и я был потрясен (новая румынская волна к этому приучила), но это сильное, хорошее кино. И вызывающее уважение к его создателям, к той культурной атмосфере, в которой рождается такое искусство, поднимающее такие вопросы.
В фильме есть мат, особенно в начале, есть обсуждение физиологических особенностей секса, так что для тех, кому такое не, возможно и не…
И есть один важный сюжетный поворот, который я не понял (сцена с участием Влада Иванова). То ли перевод неудачный, то ли…
1 фильм

«Браво!»
Aferim!
режиссер: Раду Жуде
сценарий: Раду Жуде, Флорин Лазареску
В главных ролях: Теодор Корбан, Mihai Comanoiu, Тома Кузин, Александру Дабиджа, Луминица Георгиу, Виктор Ребенджюк
Румыния, Болгария, Чехия, 2015

В прошлом году писал о своих восторгах по поводу Раду Жуде.
«Браво!» откладывал – боялся разочароваться, так как действие фильма происходит в начале XIX века. А у Раду Жуде в «Девушке» и «Семье» все построено как бы на повседневности, на частной, текущей, чуть ли не документальной жизни.

Сюжет по Википедии: «Действие происходит в Валахии в 1835 году. Два представителя закона, по современному, полицейские — бывалый капитан Костандин и его сын Ионицэ — путешествуют по стране, разыскивая раба-цыгана Карфина, который сбежал от своего хозяина — влиятельного боярина Йордаке. Следы приводят их то в цыганский табор, то в местный монастырь. Наконец, им удаётся настигнуть беглеца в доме приютившего его ремесленника. Заковав беглеца в кандалы, законники пускаются в обратный путь. В дороге они узнают, что этот цыган, которому грозит жестокая расправа, по сути не виноват: его проступок состоит в том, что он был соблазнён женой хозяина, а сбежал, потому что боялся, что с ним сделает боярин…»

По жанру, конечно, перекличка с «вестерном»: почти весь фильм главные герои в дороге, по пути с ними происходят разные события, приключения. Много разговаривают, обсуждают случившееся, старший учит младшего, задаются вечными вопросами. Все это на фоне убеждающего исторического антуража: действие происходит в сельской местности, в лесах – историчности здесь легко добиться.
И вроде бы в фильме все про то, что происходило почти два века назад (кстати, интересно про отношение местных жителей к оккупантам-туркам и «освободителям»-русским), но – магия кино! – как раз тот случай параллелизма, когда многие вопросы, которыми задаются герои фильма, те ситуации, в которые они попадают, актуальны и сейчас. Мне фильм чем-то напомнил «Андрея Рублева».

Глубокое, мудрое, качественное кино.

Но в связи вообще со всеми фильмами Раду Жуде хотелось бы обратить внимание на какое-то даже мистическое его мастерство – вроде бы ничем не примечательная картинка, не особо яркая актерская игра завораживают, не позволяют оторваться. Про вот «как это сделано» не могу понять. И эта тайна еще больше завораживает…



В избранное