Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Культурный минимум

  Все выпуски  

Культурный минимум, вып.21.02.10


К У Л Ь Т У Р Н Ы Й    М И Н И М У М
[Раз в неделю рецензии Алексея Варсопко на художественную продукцию: книги, фильмы.
Честно, эмоционально и пытаясь разобраться.]
выпуск 21.02.10

1 фильм
«Остров проклятых»
реж.Мартин Скорсезе
1 книга
Анне Хольт
«Госпожа президент»

+ ссылки: фото, социальное

 

1 фильм
«Остров проклятых»
Shutter Island
Жанр: драма, мистика, триллер
Режиссер: Мартин Скорсезе
В главных ролях: Леонардо Ди Каприо, Марк Руффало, Бен Кингсли, Эмили Мортимер
США, 2009

Из аннотации: «Полицейский вместе со своим напарником отправляется на остров Шаттер. Там им, отрезанным от большой земли внезапным ураганом, предстоит расследовать исчезновение пациентки из госпиталя для психически больных преступников».

Осторожно! Далее будет раскрыты детали сюжета! (Вынужден их раскрыть, так как без них не аргументировать свое отношение.)

В общем, они добираются [зачем-то такая деталь: герой Ди Каприо при отсутствии какого-либо волнения на море мучается «морской болезнью»], попадают в психбольницу, которая по виду настоящая тюрьма, охраняемая мрачными полицейскими и хмурыми санитарами. Знакомятся с главным врачом, с которым сразу же начинают конфликтовать, и тот чего-то вот явно темнит…

Сначала смотрел внимательно, входил в тему, знакомился с персонажами, наслаждался замечательной операторской работой, но вот почему-то часто отвлекался на внутренние мысли, никак не связанные с фильмом. Даже ругал себя, что не могу оставить «за бортом» свои заботы, слишком зациклен, но, с другой стороны, в какой-то степени для того и шел, чтобы отвлечься, а раз нет, то «вина» тут все-таки не моя…

Я уже давно не поклонник Мартина Скорсезе, считаю, что все свои лучшие фильмы он снял уже давно, а сейчас по большей части почивает на лаврах. Честно говоря, просто захотелось сходить в кино. А ничего другого из свежего кинорепертуара выбрать не смог.

Фильм не понравился. Снят по какой-то книге, не читал, но все равно кажется, что режиссер с экранизацией не справился. Фильм получился не пойми о чем. Единой истории нет, а есть мешанина разных сюжетных линий: постоянное возвращение к воспоминаниям об освобождении концентрационного лагеря в Дахау, месть эсэсовцам-охранникам, борьба с коммунистической угрозой в Америке, смерть жены, чувство вины, полицейское расследование, сложные психо-аналитические схемы и образы, псевдо-многозначительные персонажи (зачем-то появляющиеся на экране, но не раскрывающие никаких подробностей), и т.д.

Герой Ди Каприо вроде как крутой полицейский, но вдруг пасует перед женщиной-пациенткой, демонстрируя какую-то подростковую застенчивость. Это, наверно, как-то может быть объяснено последующим ходом событий (обвинением его в том, что он сам сумасшедший и уже 2 года как сидит в этой же больнице, а потому ему все только кажется), но если учитывать двусмысленный финал, в котором так и не понятно, сумасшедший он или нет, особенно когда с гордым выражением лица произносит фразу «лучше умереть человеком, чем жить монстром», то вроде как его неустойчивая психика смотрится странно. Регулярно видит во снах и в галлюцинациях свою покойную жену, но так как неизвестно, видел ли он ее до прибытия на остров (что было непосредственно перед «прибытием на остров», в фильме не сказано), то и не пойми, как к этому относиться…
Какой-то странный – зачем-то – ураган…
Странной кажется позиция кино-рассказчика: с чьей точки зрения мы смотрим на происходящее?..

Такие фильмы (и книги, кстати; в т.ч. та, про которую см. ниже) отношу к произведениям искусства с т.н. «ложной интригой» – идет постоянное раздразнивание зрителя, которому подбрасываются тайны за тайной, при этом без всякого логического обоснования, а только для того, чтобы держать зрителя в напряжении, так как «им это нравится». В общем, грубая манипуляция, типа, «во благо».
А еще всякие дешевые ходы, вроде полчища крыс, которые – вот режиссеры-продюсеры сидели, наверно, и просчитывали – должны вызвать омерзение, пощекотать нервы... а на самом деле какая-то нелепость, так как, если присмотреться, отличаются гипер-миролюбием, к тому же чистые, ухоженные и явно сытые, и не причиняют герою ничего, кроме небольшого неудобства…

Фильм, типа, о том, насколько может быть зыбкой граница между реальностью и фантазиями/бредом психически больного, чем психиатры могут воспользоваться и все по-своему истолковать. Такая очередная «Палата №6», в общем. Но в кино это же только в руках у режиссера – показать, что реальность, а что фантазии персонажа. А если режиссер всё показывает одинаково?!.. Если вы смотрите и не знаете, что есть, а что кажется герою, то как понять, кто прав?!.. Зритель лишен возможности самому анализировать происходящее и сам, получается, все время в дураках, только ждет, когда ему подбросят отгадку…

Да, во многих сюжетных произведениях искусства такой ход используется (опять же см. ниже), я сам раньше смотрел и не обращал на это внимание, получая удовольствие от того, что путаюсь в догадках, но пора бы и завязывать с этим приемом, эй!.. Супер-режиссеры, не хотите ли начать уважать своего зрителя?..

Относиться к истории как к мистической мешает наличие психиатров и их научный подход к объяснению происходящего. В мистических триллерах – пожалуйста, сколько угодно общайтесь с мертвецами, но вводя в художественный мир фильма ученых, будьте добры отвечать в соответствующем дискурсе.
1 книга
Анне Хольт
«Госпожа президент»

Presidentens Valg
Перевод с норвежского Н. Федоровой
Серия: Лекарство от скуки
М.: Иностранка, 2009
480 стр.

Из аннотации: «20 января 2005 года в четверг начались выборы. Президентскую присягу выпало произносить Хелен Лардал Бентли – в качестве 44-го президента США и первой в Америке женщины-президента. Церемонию транслируют телекомпании всего мира, за ней наблюдают миллионы телезрителей. Ну а в голове виновницы торжества снова и снова крутится мысль: «Пронесло!». Дело в том, что у Хелен есть одна тайна, о которой никому не известно, тайна, которая могла бы свести на нет все ее амбиции и погубить карьеру. Однако Хелен все же достигла своей цели. Но может ли она теперь успокоиться?»

Стоит добавить о сюжете, что первой страной для своего официального визита после вступления в должность Бентли выбирает Норвегию, свою родину или родину одного из своих родителей (уже не помню, прошу прощения). И в первую ночь исчезает из своего номера в гостинице. Мировой скандал! Норвежская полиция и американские секретные службы начинают расследование, параллельно бодаясь, кто из них круче.

Вот почти все общие претензии к «Острову проклятых» (в т.ч. мешанина сюжетных линий) можно предъявить и этой книге. Только здесь нет сумасшедших и психбольниц. И еще отличие в том, что Скорсезе хоть воду не льет, а у Хольт просто логорея, честное слово!.. Кто-то с ней поделился писательским секретом, что для того, чтобы вызывать сопереживание к героям, нужно побольше жизненных подробностей про каждого из них, чтобы вот человек как живой был, но почему-то забыл рассказать про другой важный секрет, что в детективе очень важна динамика…

Уже давно раздражает такое построение сюжета, когда с самого начала на страницах книги присутствует герой, которому все известно, что происходит, но автор даем ему делиться информацией порциями, раскрывая все подробности только к финалу. Так надоел этот прием! Понятно, что художественная условность, что надо пощекотать читателям нервы, но выглядит, если задуматься, как-то нелепо. Вроде того, что – так, твоя очередь рассказывать… всё, стоп, теперь пусть он расскажет… всё, следующий… Этот герой (ох уж эти арабы!..) с самого начала знает, кто и как украл президента, чем шантажировали президента и ее охранника, куда ее спрятали, зачем ему все это, каким образом все так подстроил… нет, будет, повторюсь, гомеопатическими дозами рассказывать о малозначительных подробностях, еще и смысл которых для читателя туманен, но ему-то ясен, а автор попридерживает объяснение… Да ну!..

У Анне Хольт, в своей карьере дослужившей до поста министра юстиции Норвегии, на русском вышло еще две книги. Но я как-то сильно сомневаюсь в ее талантах автора детективов – в романе «Госпожа президент» такие несуразности встречались, что приходилось несколько раз перечитывать один и тот же момент, чтобы попытаться понять какой-то другой смысл кроме абсурдного… Главный злодей годами подготавливает Глобальное преступление, от которого, как он предполагает, содрогнется Запад, выстраивает хитроумнейшие комбинации, тратит огромные деньги, весь из себя такой скрывающийся и любитель лошадей, но при этом вся конечная реализация зависит от мелких случайностей, из-за которых может сорваться в любой момент. И срывается…

ссылки
Edward Burtynsky. «Китай». Фото
http://community.livejournal.com/prophotos_ru/740135.html

Вы не боитесь заболеть, зная, что вас не будут лечить нормально?..
История смерти бездомного как зеркало состояния российской медицины

http://www.pravonadom.spb.ru/main.php?g=articles&c=19&m=&v=i&n=1&i=1949&s=&b=&e=&l=ru_RU&u=&p=&a=


В избранное