Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Модная культура от Алексея Фанталова. Как я руководил Американской революцией.


Как я руководил Американской революцией.

 

Помимо «Рима», намек на подлинную трехмерность в стратегиях мне удалось найти разве что в «Цивилизации 4». Правда, бои здесь отличаются условностью, в них мало тактических ухищрений. Количественное преимущество (мой любимый козырь) имеет значение лишь постольку, поскольку истощаются соединения (юниты/модули) малочисленной стороны – одновременно сражаются лишь по одному юниту от каждой фракции.

Впрочем, в «Цивилизации» игрока как бы подталкивают к «мирному сосуществованию» и развитию, которое часто оказывается выгоднее войн.

Фактически, игра Сида Мейера – это сплошная трехмерная стратегическая карта. Покрутив колесико мыши, можно приблизить объект и понаблюдать, например, как слоны щиплют травку, забавно мотая хоботами и прядая ушками. Или рассмотреть «чудеса света», построенные в твоих городах.

Как я понимаю, «Цивилизация» была предшественником и образцом для создания всех последующих игр такого рода. Но даже сейчас ее система планирования является одной из лучших.

Правда, Сид Мейер умиляет своим чувством юмора относительно «мировых лидеров». Дело в том, что игра выполнена в американском духе тотальной эклектики. Ты можешь выбрать для руководства некую империю – например, Монголию. Тогда тебе предлагают вариант – быть либо Чингиз ханом, или Хубилаем (внук последнего, завоевавший Китай). Но в остальном, что Монголия, что Франция, что империя ацтеков –все едино. Все проходят одни и те же стадии социального развития, строят одни и те же чудеса света (например, пирамиды и висячие сады Семирамиды я создал в китайской столице). Леонардо да Винчи может родиться в Новгороде.

Физический, исторический и политический аспекты карты также произвольны. Поэтому, вполне может получиться, что на одном материке окажутся Россия, Александр Македонский со товарищи и Инки.

И юниты (модули) у всех одинаковы, разве что имеется по одному уникальному (для французов – мушкетеры, греков – фалангиты, американцев – некий тип морских пехотинцев).

Но отношения между «мировыми лидерами» - тема для анекдотов. Наполеон: «Бисмарк! Я могу исколошматить тебя в пух! Немедленно дай мне сто сорок частей золота!». Королева Елизавета Английская (вечная девственница): «Я привыкла полагаться на доброту незнакомцев, Фредерик. Не подарите ли вы мне технологию изготовления стали?». Цинь Ши Хуанди (император, известный крайней жестокостью): «Привет, Фредерик! Кого мы предадим и уничтожим на этот раз?».

А ты уж думай – как тебе с ними вести переговоры. Впрочем, наверняка проторгуешься. Но твоя сила в другом – в умении перескакивать через некоторые этапы развития (создавая стратегические преимущества в технологии) и в способности неожиданно объявлять войны. Компьютерный интеллект это все делает постепенно – сперва он дружественный», потом «довольный», потом «осторожный», далее «раздраженный» и «разъяренный», и вот Вам – война, нате, пожалуйста.

Правда, предают и наносят дипломатические удары в спину они очень хорошо. Вообще, данные игры учат не жестокости (которая представляет получение удовольствий от чужих страданий – то есть род садизма), а безжалостности (люди и города – пешки на мировой шахматной доске). Впрочем, «жалостливому» человеку нечего делать в политике.

 

Да, «Цивилизация 4», как и большинство стратегий подобного типа, предоставляет возможность исторических кампаний. И я решил попробовать свои силы в деле отстаивания Американской революции (или Войны за независимость североамериканских колоний в 1775 – 1783 гг.).

 

Как мы знаем из истории, данная территория (восточное побережье современных США) активно осваивалась англичанами уже в 17 веке. Сюда устремлялись потоки переселенцев из Англии, где жизнь для бедняков была далеко не сахар. Кроме того, в колонии высылались преступники, которым это заменяло тюремное заключение в тюрьме.

Жизнь на неосвоенных территориях была нелегкой, и переселенцы мерли как мухи (это к вопросу о тотальном благополучии американской истории).

Кроме того, в Англии 16 – начала 18 веков шла ожесточенная религиозная война, осложненная борьбой династий и Английской буржуазной революцией середины 17 века. Поэтому проигравшие в каждом из раундов этих столкновений, устремлялись в эмиграцию – в Америку.

Вообще, в большой степени американцами становились люди, не поладившие с элитами Старого света. Они стремились создать в Америке новую страну, которая явится примером для всего человечества – «сияющим городом на холме», «Новым Иерусалимом» (в чем-то им это удалось).

Английское королевское правительство относилось к этим своим неблагонадежным подданным без всякой симпатии. Оно запрещало им участвовать в парламентских выборах и облагало ввозимые в Америку товары огромной пошлиной. А самостоятельно закупать товары, скажем, чай в Индии, колонисты не имели права.

Все эти факторы привели американцев к освободительному движению, во главе которого был поставлен Джордж Вашингтон (тогдашнего английского короля также звали Джордж 3).

Джордж Вашингтон был богатым рабовладельцем. В этом уже с самого начала сказалась противоречивость Американской революции – индейцев и негров не считали людьми (согласно кальвинистской доктрине все души еще до рождения разделены и одни предназначены к проклятию, другие к спасению), следовательно, на них не распространялись идеалы «Сияющего города».

Вашингтон был весьма выдающимся человеком. Правда, он не имел вначале опыта ведения крупномасштабной войны, отчего руководимая им армия попала в трудное положение (была прижата англичанами к бухте и еле спаслась на лодках под покровом ночи).

Тактика противников была различной.

Колонисты отлично умели стрелять и использовать рельеф местности, действую врассыпную и проявляя инициативу. Но они были слабы в прямом столкновении с противником (большинство не имело штыков на ружьях).

Английские солдаты – «красные мундиры» воевали в европейском стиле. Войска строились в линию для того, чтобы задействовать всю огневую мощь, и медленно наступали. В финале они переходили в страшную штыковую атаку. Инициатива пресекалась, наиболее важно было держать строй.

Поэтому, американцы могли наносить англичанам сильный урон, постоянно маневрируя и отступая. До тех пор – пока их не прижимали к горам или водам.

 

Итак, вначале игры мы располагали узкой прибрежной полосой – тринадцать штатов. Западнее – вплоть до Миссисипи простирались земли английской короны. Севернее – в Канаде, были также ее территории.

Англичане контролировали еще и Нью Гэмпшир (штат «первичных выборов» в нынешней Америке), отрезая тем самым наш Массачусетс от остальной территории США.

Вначале игры я попытался вклинитья с кавалерийскими частями на территорию сопредельных северных английских территорий, дабы разграбить их ресурсы. Однако затея это была не очень хорошая. Тем более что из Европы постоянно прибывали транспорты с английскими войсками (среди которых было много немецких наемников).

По идее, следовало топить эти транспорты. Однако у меня не было кораблей, а мощный английский флот господствовал в Атлантике. Чуть ли не у каждого моего приморского города (а большинство из восточных штатов расположены на берегу моря) курсировало по нескольку фрегатов (а то и линейных кораблей) британского короля, подвергая его артиллерийскому обстрелу, которому нечего было противопоставить. Хорошо еще, что эти суда не перевозят солдат – не то город, ослабленный артиллерийским огнем, стал бы их легкой добычей.

Я начал строить фрегаты. Но дело это было небыстрое, тем более, что ресурсы городов были нужнее для подготовки солдат регулярных континентальных войск (способных противостоять регулярным войскам англичан).

Кстати, англичанам помогали и местные лоялисты (то есть, противники отделения колоний от Британии). Правда, и с моей стороны на защиту поднимались отряды местной американской милиции (ополченцев), когда противник серьезно угрожал тому или иному городу.

Тем временем, главные бои развернулись на Севере, куда постоянно прибывали английские подкрепления (они высаживались в районе Галифакса – современный Квебек, восточная Канада).

Удержать Массачусетс мне не удалось. Но и бог с ним – это облегчило стратегическую задачу защиты основной территории.

Итак, я был вынужден перейти от предпочитаемых мной наступательных действий к стратегии активной обороны. Активная оборона – сила слабых, а англичане по условиям игры превосходили меня почти в полтора раза в общем ресурсном отношении.

К тому же, я выбрал более сложный уровень игры – «императорский», что делало солдат противника заметно агрессивнее.

И, вдобавок, я сильно страдал от недостатка финансов (болезнь всех революций). В результате, нередко случалось, что уже обстрелянные и занимающие выгодные позиции американские войска неожиданно оказывались расформированными. Особенно прикольно выходило с фрегатами – в результате чего мне никак не удавалось серьезно препятствовать подвозу английских войск из Европы.

Против этого дела было одно средство – постоянно сражаться, ибо погибшая часть не нуждалась в оплате и снабжении, а зато уносила с собой и противника.

 

По идее, Американская революция располагала союзниками – ибо англичан мало кто любит, хотя почти все уважают («У Англии нет друзей, а есть интересы»). Конкретно – Франция и Испания, третируемые Туманным Альбионом весь восемнадцатый век, был рады, что тот, наконец-то споткнулся. Однако если Испания особо не вмешивалась в войну колоний, предпочитая сепаратные действия, то Франция вела себя активнее. Увидев, что восставшие колонисты представляют собой жизнеспособную силу, Людовик Шестнадцатый отправил в Америку семитысячное войско. Десантные корабли каким-то чудом проскользнули мимо английских эскадр. Впрочем, в восемнадцатом веке французы располагали приличным флотом (который был развален позже – во время французской революции).

Французское войско сыграло весомую роль в борьбе Вашингтона, компенсируя недостаток у американцев регулярных солдат. Кстати, в этой войне выковывались некоторые будущие герои Великой французской революции, например, генерал Лафайет.

 

Однако, в игре помощь разрозненных пехотных модулей Людовика 16, действовавших в Нью Гэмпшире, как-то не ощущалась.

Для нас было бы гораздо важнее, чтобы Франция компенсировала нашу катастрофическую нехватку кораблей, и перекрыла англичанам в Америке кислород, не допуская к ним подкреплений из Европы. А уж с разрозненными английскими городами на континенте мы бы справились, опираясь на сплоченную мощь двенадцати американских штатов (тринадцатый – Массачустетс, как сказано выше, был нами утрачен).

И действительно, вскоре к нашим берегам прибыла мощная французская эскадра адмирала Рошамбо. Однако она действовала столь нерешительно, что «красные мундиры» и немецкие наемники Его Величества короля Георга продолжали поступать на континент.

Я добился аудиенции у Людовика. «Говорите быстрее, Вашингтон, мое время ценно». Ясно, что после такого начала ничего стоящего ожидать было нельзя.

С другим союзником также вышел афронт. Страдая от жуткой нехватки средств, я заключил контракт с королем Испании на поставку им железа. Мне следовало знать, что без этого стратегического металла невозможно строительство фрегатов, способных противостоять английским эскадрам.

В общем, пришлось рассчитывать исключительно на собственные силы, сражаясь. Отдельные английские модули вторгались и с запада – с территории Кентукки, и с юга - угрожая американскому городу Саванна.

Правда, оборона дает известные преимущества, о чем много писал Карл Клаузевиц. Он имел ввиду прежде всего то, что атакующий первым раскрывает карты.

Но в игре это не очень сказывается. Здесь выгоды обороны понимаются буквально – как преимущество укрепленной позиции. Поэтому постепенно сложилось равновесие сил. Которое в реальной политической ситуации и привело к свертыванию англичанами войны, обходившейся им слишком дорого. Народ, способный нанести неприемлемый ущерб даже сильнейшему противнику, обычно остается свободным.

 

Алексей Фанталов.

ICQ 347-178-898

 

 

"Мао и Екатерина".

Стратегический роман.

 

"Мао и Екатерина" 1.

"Мао и Екатерина" 2.

"Мао и Екатерина" 3.

"Мао и Екатерина" 4.

 


В избранное