Беседы с писателями, бизнесменами и просто публичными людьми. У каждой женщины чего-то не хватает.
Писатель и сценарист Виктория Токарева – одна из
тех немногих, кто, успев проявить себя в советский период – Государственная премия ССР за сценарий кинокомедии «Мимино» (она же совместно с Георгием Данелия написала и сценарий знаменитых «Джентльменов удачи»), не затерялся и в последующем. Выходили и выходят всё новые книги, по её сценариям снимаются фильмы. Кроме того, она – яркий и незаурядный человек, которого отличает любовь к окружающим людям.
В своё
время вы хотели стать врачом. Не сбылось?
Что, значит,
не сбылось? Если бы хотела стать медиком, а стала уборщицей… Тут другое: хотела стать медиком, а стала классиком (смеётся). Но у писателя и врача есть что-то общее: мир духа и мир плоти очень похожи. Например, влюблённость – это что-то типа гриппа: лихорадка, высокая температура. Но это проходит. А любовь – это тяжёлое хроническое заболевание, которое длится всегда.
Словом, есть общее.
Сама медицину знаю хорошо. Вся моя семья и
вокруг неё лечатся у меня: звонят, рассказывают, что болит, а я назначаю им то-то и то-то. Всегда удаётся помочь. Поэтому если бы не стала писателем, то была бы хорошим врачом, которые любит профессию и любит людей. Это особое качество, которое необходимо и писателю. Почему один писатель популярен, а другой нет? Потому что первый любит людей, а другой любит себя: пишет, что внутри его происходит, а окружающие его мало интересуют. Я же когда вижу человека, начинаю искать ответ на вопрос: «Какой в нём
главный секрет?» Это очень интересно, потому что нет одинаковых людей, и у каждого есть какой-то свой секрет.
Когда ещё только начала писать, мне Сергей Владимирович Михалков подарил книгу со своей надписью «Пиши, пиши, но не спеши». То есть не халтурь. Вот недавно читала книгу одной публицистки, которая назвала свою героиню Таней. А на пятой странице забыла об этом, и Таня стала Катей. Потом опять появилась Таня. Зачем тогда писать? Сутулиться? Лучше бы пошла погуляла…
Сегодня вы
нередко выступаете со сцены. Приходится ли играть, подобно артисту? Ведь обычно писатели слывут затворниками и многим некомфортно на сцене.
Мой актёрский талант равен нулю с тенденцией к минус единице. Играю ли? Нет. Просто каждой женщине от природы свойственно хотеть нравится. Когда вы встречаете незнакомого человека, то улыбаетесь – хотите нравиться. Это естественно. Редко встречаются женщины, которые этого не хотят. Поэтому когда вижу доброжелательных людей, я их люблю, стараюсь понравиться. Играть же перед аудиторией очень трудно, потому что быстро
устанешь. А при отсутствии таланта вообще помрёшь…
Сегодня таланты в писательской среде появляются?
В этом плане у меня всегда есть надежда на Россию. Потому что в нашей стране обязательно зарождаются большие таланты, выявляются новые прекрасные писатели. В частности, сейчас очень сильная женская проза. Имею в виду Дину Рубину, Людмилу Улицкую, Людмилу Петрушевскую. Есть и молодая сильная проза. Так хорошо женщины никогда не писали! Из всех ранее писавших лучше всех была Вера Панова. Вот это
была сильная писательница, а всё остальное – так себе. Вообще Россия – это место, где всегда будет сильная литература и сильное кино.
Федерико Феллини как-то сказал на мой счёт: «Она воспринимает жизнь не как испытание, а как благо». Но если принимать жизнь как испытание, то тогда всё будет плохо. А можно, как благо. Что может быть после жизни? Какая-то ледяная пустота. А мы живые! Мы проснулись! Как чудесно пахнет кофе! Как хорошо видеть друзей! Всегда есть повод для радости. Правда, для такого восприятия надо немного постареть. Так что если
кому-то что-то не нравится, подождите немножко – скоро вам всё будет хорошо!
Может ли человек быть абсолютно счастлив?
Когда люди поздравляют друг друга, то желают здоровья, успехов в работе и счастья в личной жизни. Вот три кита, на которых и стоит жизнь. И когда хоть одного чего-то не хватает, всё рушится. Когда нет успехов в работе, то жить становится как-то тоскливо, скучно. Счастье в личной жизни обычно долго не держится – к нему привыкаешь, и оно перестаёт быть
счастьем. Но природа (или кто нами свыше занимается) распределила так, что нам даётся два пункта из трёх – какого-то третьего нет. К примеру, если есть здоровье и успехи в работе, то счастья в личной жизни не жди и не ищи – его тебе просто не положили. Если есть успехи и счастье, то не будет здоровья – готовься к этому. Поэтому у каждой женщины чего-то не хватает. Смиритесь! Как у всех, так и у вас.
Родители оказали какое-то
влияние на то, что вы стали писателем?
Их роль в моём
становлении как писателя, равна нулю. Родители ни при чём. То, что стала писателем, – это сработала дискета, которую природа вкладывает в каждого человека. Что в ней никто не догадывается, но однажды дискета запускается и начинает работать. У меня это случилось в 20 лет, а в 26 я уже, прощу прощения, стала знаменита.
Писателем невозможно стать, если долго сидеть за письменным столом – ты ничего не высидишь. Ничего не получится только потому, что ты читаешь много книг. Или потому, что ты умный. Ничто не помогает, кроме той дискеты, которую в
тебя вкладывает Господь Бог.
Писателей, мало, потому что природа
не заинтересована в творцах. Она заинтересована в рабочих профессиях: нужно строить, создавать и т. д. Творцы же помогают людям осмыслить жизнь в самих себе.
Как относитесь к экранизации ваших произведений? Ведь помимо «Джентльменов удачи» и «Мимино», это и такие полюбившиеся зрителям фильмы, как «Сто грамм для храбрости», «Шла собака по роялю», «Ты есть» и другие.
Свои фильмы не смотрю. Василию Шукшину принадлежит фраза: «Чем лучше литература, тем хуже
кино». Кинематограф – это искусство грубое, зримое и передать авторскую интонацию может только очень хороший режиссёр. Сегодня для продюсерского кино важна прибыль. Хотя, на мой взгляд, прибыль и высокое искусство могут соответствовать друг другу, а могут и нет. Не надо боятся отсутствия прибыли, а наших продюсеров, увы, больше ничего не интересует…
Многие коллеги уже не представляют свою жизнь без компьютера. Вы тоже пишете книги с
его помощью или остались с пишущей машинкой?
Пишу
авторучкой на бумаге. При этом ручка у меня замечательная – очень красивая и дорогая: с золотым пером за 280 евро. У меня их две. Пишу только хорошими авторучками – не представляю себе, как можно писать шариковыми. Это полная обезличка! Тоненькое перо должно соприкасаться с очень хорошей бумагой. Долгое время специально привозила бумагу из Швейцарии: она была мелованная, с водяными знаками. Потом решила, что обойдусь и стала покупать хорошую бумагу в наших обычных канцелярских магазинах.
Считаю, что компьютер не может дать того результата, потому что у
человека есть каналы для связи с космосом (вспомните, у новорожденных очень долго не зарастает темя). Предположим, что через эти каналы я считываю что-то, составляющее мою прозу. Потому что придумывать каждое слово невозможно. И если этот поток из космоса буду пропускать через компьютер – эту железяку, да ещё воткнутую в розетку, то такой подход неправилен в принципе. Очень хороший компьютер у меня есть, но я его накрыла наволочкой и он себе стоит в уголке.
Каких произведений стоит ожидать читателям в ближайшее время?
Недавно вышли «Короткие гудки» и «Так плохо, как сегодня». Это фраза одной моей знакомой женщины, которая каждое утро говорила: «Так плохо, как сегодня, мне ещё не было никогда…». Скоро выйдет ещё одна книга, которую пишу. Пишу, несмотря на свои 120 лет (смеётся). И издательства ждут мои книги и даже конкурируют между собой
– мне предлагают свои услуги сразу несколько. Поэтому чувствую себя как богатая невеста на выданье.
Какое ваше самое любимое произведение? Из написанных или из появившихся на экране?
- Самое любимое не назову, но мне очень нравится повесть «Старая собака» (по ней в 1986 году был снят фильм «Кто войдёт в последний вагон» –П. Н.). Я
её написала в расцвете своей жизни и там есть всё, что бывает в расцвете. А то, что пишу сейчас, я называю «поздняя Токарева». Там тоже много чего есть интересного, потому что все мои прежние вещи были о любви. В основном о несчастной, потому что счастливая любовь не поддаётся художественному осмыслению: «Если счастлив, иди домой!». И всё, больше это никому не интересно. Нужно, чтобы было бурное течение вод! Сейчас же поняла, что помимо любви, в жизни есть много интересного, о чём можно
думать и говорить. Это преимущество третьего возраста. Так что если о нём кому-то хочется узнать, то можете почитать мои книги.