Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Здоровье" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Август 2007 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
5
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
Статистика
0 за неделю
Продолжаем разговор о феномене вечного бытия
Выпуск No 36 Побочный эффект Читатель, ознакомившийся со свойством самоприменимости специализированной модели и проанализировавший сопоставление зон ленты в универсальной модели, пожалуй, догадался, что решающий вклад в механизм возникновения сознания должен внести неясный пока для нас, протекающий в реальном мозге процесс, моделью которого может оказаться самоприменимость универсальной тьюринговой модели. Мы полагаем, что в процессе реализации самоприменимости, основная цель которой - контроль над устойчивостью структуры управляющего устройства, появляется «побочный» эффект. Когда модель считывает сигналы внешнего мира, она «постигает» внешний мир. Когда модель читает информацию о себе, она постигает себя в той части, которая также обусловлена внешней средой. Наконец, когда модель читает собственное описание, она «постигает» себя в той части, которая связана с описанием управляющего устройства. В наличии как бы две цепи обратной связи, два цикла, информация в которых передается разными кодами: первый цикл - это работа со всеми зонами ленты, кроме зоны «собственное описание»; во втором цикле идет обработка «собственного описания»; как было показано выше; этот цикл, в свою очередь, может состоять из двух подциклов. То, что в модели называется самоприменимостью (а в универсальной модели в той части, которая связана с механизмом интерпретации, этот процесс, что очень важно, идет на внутреннем языке), в реальном мозге при наличии соответствующих рецепторов создает феномен, который мы называем способностью к возникновению субъективного начала. Побочный эффект становится доминирующим фактором. Воистину, природа слепа и не видит, что творит. Вновь прозвучало словосочетание «субъективное начало» (первый раз оно было употреблено во второй главе). В принципе, мы готовы уделить ему большее внимание, но по необходимости, из-за композиционных особенностей излагаемого материала, это будет сделано в следующей главе. Заканчивая данный раздел, отметим, что мы имеем следующую последовательность алгоритмических моделей, начиная с более простых: - ригидная специализированная модель без самоприменимости; - ригидная универсальная модель без самоприменимости; - пластичная специализированная самоприменимая модель; - ригидная универсальная самоприменимая модель. Если в данной иерархии руководствоваться только комбинацией различных свойств моделей, то следовало бы ввести еще неуказанные здесь - пластичную специализированную несамоприменимую и ригидную универсальную несамоприменимую модели. Однако с информационной точки зрения такие модели следует считать неустойчивыми, но категорически утверждать, что подобные модели не могут реально существовать, видимо, нельзя. Последняя в списке «ригидная универсальная модель с самоприменимостью» будет считаться нами наиболее совершенной. Но сразу же напрашивается еще одна - «пластичная универсальная самоприменимая модель», как бы, самая высшая и не указанная в данной иерархии. Что это такое? Вопрос очень и очень непростой, и здесь дается лишь предварительное мнение о его возможном решении. Пластичность и универсальность (в том понимании, в каком эти термины использовались применительно к тьюринговой модели) исключают друг друга, так как универсальность структуры предполагает ее стабильность в пределах сохранения принципа интерпретации, то есть по идее не должна допускать ее пластичности. Если рассуждать формально, то самое ничтожное изменение структуры управляющего устройства порождает новую специализированную модель. Однако когда специализированная модель сопоставляется с мозгом того или иного животного, то небольшие изменения удобнее относить к зоне пластичности, объявляя саму модель моделью вида, класса, отряда и т.д. Если поставить вопрос о возможном количестве специализированных моделей, то мощность их множества можно условно определить как бесконечное, но счетное. Множество универсальных моделей также бесконечно и счетно. Очевидно, что при сохранении принципа интерпретации одна модель будет отличаться от другой только своим внутренним языком. Следует отметить, что множества специализированных и универсальных моделей не равномощны. Если воспользоваться образным сравнением, то универсальные модели - островки в океане специализации. Структурная пластичность противопоказана универсальной модели: она размывает ее в специализированное безбрежье. Поэтому, если руководствоваться тезисом, что универсализм основан на принципе интерпретации (другого принципа мы пока не знаем), то мозгу человека следует поставить в соответствие четвертую по счету - универсальную самоприменимую ригидную модель. Что касается пятой, то о ней несколько слов будет сказано в разделе «Ниша для Бога». Еще несколько слов о самоприменимости Ранее в одном из разделов мы высказали утверждение, что самоприменимость - это способ самоконтроля живого организма. На самом деле высказано не утверждение, а предположение, так сказать - рабочая гипотеза. Гипотезы принято проверять, обосновывать. Все бы хорошо, если бы в нашем распоряжении имелось много разнообразных самоприменимых структур. Но у нас их нет, кроме самоприменимой машины Тьюринга. Стоп! Согласно нескольким вполне содержательным работам, опубликованным в сети Интернет ([51],[52]), самоприменимость окружает нас, если можно так выразиться, на каждом шагу. Согласно работам, на которые мы только что сослались, самоприменимость есть основа существования, основа бытия всего существующего. Таким образом, исходя из принципа самоприменимости, связь существования, сознания и бытия, на основе прочтения этих работ, представляется несомненной. К сожалению, мы не имеем возможности излагать здесь весьма «тонкие», использующие математическую символику, рассуждения автора этих статей относительно принципа самоприменимости. Однако мы пришли к основополагающей ее роли в возникновении сознания, идя «своим путем», опираясь на понятие самоприменимости, взятой, так сказать, в узком смысле, то есть - на самоприменимость машины Тьюринга. Когда процесс переработки информации мозгом, в ее модельной тьюринговой интерпретации был разложен «по полочкам», то не оставалось ничего, где бы можно было увидеть модельные истоки сознания, кроме самоприменимости машины Тьюринга, то есть - чтения ею собственного описания. Это сейчас можно сказать, что «не оставалось ничего». На самом деле, к данному заключению вела цепочка рассуждений, звенья которой разбросаны по всему предыдущему тексту. Соберем эти звенья и повторимся. Был поставлен простой, даже наивный вопрос. «Может ли камень знать о своем существовании»? При этом, конечно, предполагалось, что какой-то конкретный камень действительно существует. Отказавшись от принципа одухотворенности всего сущего, мы на этот собственный вопрос ответили отрицательно - камень не знает о своем существовании. И сразу возникло представление о невообразимо долгом пути от мертвой материи к одушевленной природе и ее высшему представителю - человеку. Однако параллельно с возникновением и развитием биологических организмов, ископаемые следы которых мы находим, или предполагаем, что они могли существовать, от нас совершенно скрыто нечто иное, а именно - процесс возрастающего обмена информацией организмов со средой. Понятно, чем на более высоком уровне происходил этот процесс, тем более приспособленной к условиям существования оказывалась живая особь. В главе 3, в которой мы описывали предполагаемую эволюцию моделей живых организмов, было обращено внимание, что по внутренним каналам моделей циркулирует информация, как о внешней среде, так и внутренних состояниях моделей. На рисунках это было легко показать - мол, по одним каналам циркулирует внешняя информация, а по другим - внутренняя. Но на самом деле, все информационные каналы находятся внутри организма. Организм должен был научиться сам различать, что соответствует внутреннему миру, а что - внешнему. На специализированной тьюринговой модели мы показали, что в ней нет средств различения внешних и внутренних символов. Итак, отделившись от внешнего мира кожным покровом (панцирем, мембраной, чешуей), живой организм, чтобы не погибнуть в среде, был обязан отделиться от нее информационно: мол, это «мое», а это - «не мое». Мы писали, что осуществить это «изнутри» может только процесс самоприменимости; причем полное информационное разделение внешнего и внутреннего доступно только в самоприменимой универсальной тьюринговой модели. Поэтому, наконец, на основе всего вышесказанного можно попытаться дать следующее определение понятию сознания, возможно, для многих читателей - неожиданное. Сознание - это информационный процесс, происходящий в информационной системе и заключающийся в способности этой системы самостоятельно информационно полностью отделить «себя» от «не себя». Ниша для Бога И еще один момент, который в связи с обсуждением универсальной тьюринговой модели заслуживает внимания хотя бы на уровне первичного упоминания. Как было отмечено, основу работы универсальной тьюринговой машины составляет алгоритм интерпретации. В теории алгоритмов доказана теорема о том, что «существуют универсальные машины Тьюринга» [46,с.130]. Множественное число, фигурирующее в формулировке теоремы, не случайно. В зависимости от принятого способа кодирования информации могут быть «построены» различные универсальные машины, отличающиеся одна от другой по таким характеристикам, как число состояний функциональной таблицы, скорость обработки информации, используемый объем ленты. Отличия моделей по названным критериям, видимо, должны являться отражением факта каких-то отличий в моделируемых объектах. Нам важно осознать, насколько осуществимыми могут оказаться эти различия. Очевидно, что число состояний, скорость обработки, объем памяти - это количественные характеристики; качественная сторона алгоритма интерпретации при этом не меняется, и, следовательно, мы не можем говорить о качественных различиях в принципах обработки информации в моделируемых универсальной моделью объектах. Поэтому принципиальное значение имеет вопрос: можно ли построить универсальную машину Тьюринга, в основе которой лежал бы алгоритм, качественно отличный от алгоритма интерпретации (скажем, используя упомянутую в разделе «Побочный эффект» пятую по счету модель)? Очевидно, что этот вопрос далеко выходит за рамки чистой математики: положительный ответ на него означает, что возможно существование разума, качественно отличного от человеческого, отрицательный ответ ведет к выводу, что человеческий разум - единственный во Вселенной (это не означает, что человечество - единственное мыслящее сообщество; единственен в этом случае человеческий принцип мышления). На сегодняшний день теория алгоритмов не утверждает, что универсальная машина Тьюринга единственна, наоборот, по способам кодирования информации она множественна, но пока не предложено никакого иного алгоритма, кроме алгоритма интерпретации, который мог бы лежать в основе ее работы. Когда мы ставим вопрос о качественно ином типе разума, то естественно возникает мысль о Боге, ибо Бог мыслим как высший разум, качественно отличный от человеческого. Выше было отмечено, что на поставленный вопрос о различных типах разума возможны два ответа - положительный и отрицательный. Однако нельзя исключить и третий вариант: формально ответ не может быть получен, если данный вопрос являет собой алгоритмически неразрешимую проблему (об алгоритмической неразрешимости мы еще будем говорить далее). Автор склонен считать, что при любом варианте ответа - положительном или отрицательном - вывод один: Бога нет. Даже если ответ положителен, и иной разум, возможно, существует, это не Бог, ибо Бог в принципе непознаваем. И только третья ипостась ответа (алгоритмическая неразрешимость) образует нишу, в которой мог бы спрятаться Бог. Но даже этот ответ не доказывает Бога, а лишь не отрицает его. Резюме для неспециалистов У кого не хватило духу, навыков работы с «сухими» текстами, наконец, уровня подготовки, может, как было обещано, обратиться к данному резюме. Объявленная цель - понять естественную природу возникновения сознания и далее нащупать пути в сферу бессмертия. Сознанием обладает только человек. Поэтому, чтобы понять его природу, нельзя говорить о нем, как это ни покажется странным, на человеческом языке. Предостережение Г.К. Честертона «разуму вредно и опасно препарировать разум» [53, с.315] оказалось как никогда кстати: получилось так, что мы как бы вняли совету, поместив между «объектом исследования» и нашим разумом модель. Честертон предостерегает, собственно, вопрошающего, оберегая его рассудок. Может быть, и для нас это стало полезным, но главное в том, что тьюрингова модель оказалась пронзительным прожектором, осветившим доселе погруженные во тьму глубины. Модель - инструмент, который должен обладать точностью стрелы Робин Гуда, педантичностью зеркала, строгостью квадрата Малевича. Этой моделью и стала машина Тьюринга. Не понявшие принципов ее работы вовсе не обязаны думать, что мозг устроен, как она. Не столь важно, чтобы модель совпадала со своим прототипом - важно, чтобы она сохраняла основные отношения, свойственные ему. В игрушечном автомобиле колеса приводятся в движение или пружиной, или электромотором, или инерционным маховиком. В игрушке нет бензинового или дизельного мотора, но главное, что присуще любому автомобилю - способность к движению, реализовано. Наша модель показала: Первое. Различие между человеком и всем животным миром вписывается в концепцию двух типов моделей - специализированных и универсальной. Второе. Модель дает объяснение - почему животный мир бесконечно разнообразен, а человек - один. В следующей главе это объяснение получит еще большую убедительность. Третье. Универсальная модель обладает практически неограниченными возможностями для своего «обучения», при этом структура модели никак не меняется. «Способности» специализированной модели к обучению ниже, а качество обучения - иное. Четвертое. В моделях (как специализированных, так и универсальной) может быть организован процесс, имеющий название «самоприменимость». Об этом загадочном процессе что-то сказано в прочитанной главе, что-то будет раскрыто в главах последующих. Самоприменимости можно поставить в соответствие, например, собаку, пытающуюся укусить собственный хвост, змею, заглатывающую самое себя, отражение одного зеркала в другом. Наконец, самоприменимость - это отражение мозгом своей собственной структуры и законов ее работы. Стоит хотя бы немного вдуматься в приведенные сюжеты, чтобы понять всю их загадочность и неразрешимость. Видимо, нет ничего удивительного, когда при отражении мозгом своих структурных и функциональных проявлений возникает такое загадочное явление, как сознание. Поэтому с модельным процессом самоприменимости универсальной модели мы связали способность к возникновению в реальном мозге нового качества, названного термином «субъективное начало». Пятое. Универсальная модель имеет свойство, которое можно определить термином «бимодальность», что соответствует способности модели отделять себя от всего, что является «не моделью». Этому свойству мы дали и другое (на наш взгляд более точное) название – информационная индивидуализация. В следующей главе будет показано, что из этого свойства (в сочетании с самоприменимостью) выводимо понятие «Я». Кстати, специализированная модель свойством бимодальности (информационной индивидуализации) не обладает. В пятой главе по мере развертывания композиции будут дополнительно проанализированы названные и другие особенности тьюринговых моделей, что еще в большей степени укрепит нашу уверенность в правильности выбранного пути: сознание можно изучать на формализованных моделях, сознанием не обладающих. Литература 46.Трахтенброт Б. А. Алгоритмы и вычислительные автоматы. М.: Сов. радио, 1974.51.Истодин К. О концептуальности троичного. Самоприменимость как принцип реализации целостности //<Академия Тринитаризма>, М., Эл ? 77-6567, публ. 10206, 24.01.2003. (С подзаголовка “Логика самоприменимости”) www.trinitas.ru/rus/doc/0205/001a/02050004.htm 52.Истодин К. Природа нравственности и самоприменимость. (<Кибернетический> взгляд.) // <Академия Тринитаризма>, М., Эл ? 77-6567, публ.10488, 21.06.2003 www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001a/00160032.htm 53.Честертон Г. К. Вечный человек. М.: Политиздат, 1991. |
В избранное | ||