Сайт 'Чёрный монах'

  Все выпуски  

Сайт 'Чёрный монах' # 26


Русский информационно-аналитический сайт 'Чёрный монах'
Рассылка № 26 от 24 мая 2007 года
 

Мир Вашему дому !

Новости Митрополи РПСЦ

Альбом «Сызранские иконы»

Малоизвестному направлению в иконописи XVIII-XIX веков посвящен новый художественный альбом «Сызранская икона».

В книге представлено более 60-ти икон письма сызранских старообрядцев. Все эти иконы принадлежат собранию известного московского коллекционера А.А.Кирикова, который уже много лет изучает, собирает и пропагандирует работы сызранских староверов-иконописцев.

Исследователи отмечают, что, несмотря на принадлежность большей части икон периоду времени XVIII-XIX веков, обнаруживается полная чуждость сызранского иконописания академическому стилю.
Академическая церковная живопись с её типичными попытками портретного письма, объёмными подачами фигур, яркими красками и особой ценностью икон, написанных на сусальном золоте, была типична для России этого периода. Не стало исключением и иконописание Симбирской губернии в целом.
Что же касается именно сызранских икон, есть все основания констатировать: хотя и писались они в период, когда преобладал академический стиль, освободивший живопись от всех тех условий, исполнения которых требовала Восточная церковь, всё же, сызранское иконописание сохранило и донесло до XX века иконы, выполненные в классической манере древних икон. Причём, в отличие от палешан, работавших много и плодотворно в разных стилях, переживших как яркий случай, как эпизод «письмо греческого пошиба», сызранцы понимали греческое письмо совсем иначе. Последнее для них было единственно возможным смыслом и сутью иконы. «Наука древностей и искусства православного Востока обязательна для русской археологической науки не только как среда наиболее ей близкая, родственная и потому понятная, но и как исторически унаследованная», - пишет Н.П.Кондаков о генезисе памятников православной художественной культуры. Греческое письмо имело своё предназначение, оно основывалось на соблюдении общих и незыблемых правил, которые передавались из поколения в поколение и создавали универсальность и единство стиля.

Исследовав множество архивных документов, собиратель коллекции А.А.Кириков убедился, что исключительно все сызранские иконописцы принадлежали к строверию. В таком свете нам становится понятной приверженность сызранских иконописцев каноническому письму, где сама икона являлась отражением мироощущения старообрядчества, его стремления к коллективной целостности в противостоянии окружающему социуму. Есть основания считать справедливым утверждение, что именно икона становится одним из инструментов распространения влияния сызранских старообрядческих общин.

Из архивных материалов известно, что уже во второй четверти XIX века купец Сидельников имел в Сызрани свой магазин, в котором продавались иконы местного производства, и стоили они дорого - от 5 до 15 рублей серебром. Иконы также можно было купить или заказать у мастеров-одиночек, либо в иконописных и иконостасных заведениях. Подобных мастеров и заведений, пря¬мо или косвенно связанных с Сызранским уездом, по архивным сведениям за вторую половину XIX века, насчитывается не менее 70-ти.

Иконный промысел процветал, годовой налог за иконописное производство с мастера был небольшим и составлял 1 руб. 70 коп., зa содержание мастером рабочего или подмастерья налог составлял 1 руб. 15 коп., содержание ученика - 57 коп. (из «Книги Сызранской ремесленной управы на записку прихода и расхода сумм городских дохоходов по каретному и столярному цеху»). В то время работа над иконостасом, «с его покраской и позолотой в некоторых местах резьбы и карнизов золотом на гульфарбу», стоила 300 руб. А трехлетний контракт на обучение ученика с содержанием стоил от 100 до 150 рублей.

В целом иконописание в Сызранском уезде носило заказной характер, о чём свидетельствуют изображения патрональных (тезоименных) святых на полях большинства икон. Подавляющее число мастеров уезда принадлежало к общине поморцев-беспоповцев, приемлющих браки, однако, сызранское иконописание само по себе не было явлением внутриконфессиональным. Иконописцы выполняли заказы также для старообрядцев, приемлющих священство, для единоверцев и для представителей господствующей церкви, тяготеющих к канонической иконе.

Иногда старообрядческие иконописцы выполняли заказы синодальных храмов, что нередко приводило к разного рода недоразумениям.
Так, в рапорте от 2 октября 1886 года благочинного Л. Павпертова новообрядческому епископу Симбирскому и Сызранскому Варсонофию по поводу вновь отстроенной церкви Казанской Богоматери в с. Батраки Сызранского уезда было указано, что новый иконостас не вполне соответствует «православному» виду: «Лики в иконах написаны не согласно представляемым подрядчиком икон в образце, но много темнее с красноватым оттенком, как у единоверцев. На трёх иконах Христа Спасителя: на горнем месте в алтаре, по правую сторону царских врат, над аркую в трапезе, и на двух иконах святителей на клиросах в нижнем ярусе иконостаса, перстосложение благословляющей руки не вполне православное, большой перст присоединен к концам двух малых перстов и не выражает ХС. При осмотре мною храма и иконостаса было более пятидесяти человек прихожан православных и несколько раскольников, и все единогласно высказали, что иконы так написаны по их желанию и им очень кажутся, и просили меня ходатайствовать перед Вашим Преосвященством об оставлении иконостаса в этом виде. Если Вашему Преосвященству благоугодно будет сделать им снисхождение, то церковь к освящению совершенно готова». Резолюция епископа Варсонофия гласила: «Освятить храм в желаемое прихожанами время».

В Сызрани были зарегистрированы случаи преследования староверческих иконописцев. Правда, поводом к арестам служила не иконописная, а религиозная деятельность последних.
Так, извествнейший сызранский иконописец Давид Васильевич Попов был осужден в 1869 году за содержание «раскольничей» моленной.

Альбом «Сызранская икона» содержит более 60-ти иллюстраций с изображениями икон, а также вводную статью А.А.Кирикова.

Приобрести это редкое издание можно в книжном магазине Московской митрополии, старообрядческих храмах г. Москвы и Самары.

источник: rpsc.ru

* * * * *                      * * * * *                      * * * * *       

Русский информационно-аналитический сайт «Чёрный монах» создаётся как для желающих расширить свой кругозор и уточнить некоторые сведения, так и для тех, кто о России и русских имеет лишь смутное представление.

Спаси Христос!

 
Русский информационно-аналитический сайт «Чёрный монах» Царь в головеВопрос-ответФотогалереяБиблиотекаРассужденияМировая война
СотрудничествоОбщий форум
 
ПОМОГИТЕ САЙТУ      рублей 

В избранное