Сайт 'Чёрный монах'

  Все выпуски  

Сайт 'Чёрный монах' # 61


Русский информационно-аналитический сайт 'Чёрный монах'
Рассылка № 61 от 14 мая 2011 года
 

Мир Вашему дому !

Царь в голове

Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПСЦ)

Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПСЦ) является одной из древнейших христианских конфессий в современной России и на территории Содружества Независимых Государств.
Современное старообрядчество (древнее - древлее - православие, староверие) сохраняет во всей полноте христианские традиции, накопленные за 700 лет русской церковной истории - со времени крещения Руси при князе Владимире (988 г.) до середины 17-го века; в этом смысле оно являет собой органичное продолжение истории и духовных традиций древнерусской православной Церкви. Старообрядцы никогда не отменяли и не изменяли чего-либо из наследия дореформенной русской Церкви, решительно сопротивляясь чьим-либо неоправданным и самовольным попыткам внесения изменений в вероучение Церкви и её обрядность.

Вероучение

Вероучение Русской Православной старообрядческой Церкви представляет собой традиционное христианское православное исповедание: вера в Триединого Бога - Отца, Сына и Святого Духа, в воплотившегося Сына Божия - Исуса Христа, в Его смерть и воскресение. Старообрядческая Церковь приемлет учение о Церкви и церковных таинствах.

Основой вероучения является Священное Писание (Книги Ветхого и Нового Завета) и Священное Предание - творения святых отцов и учителей Церкви, устоявшиеся благочестивые церковные обычаи и традиции, соборные постановления.

РПСЦ приемлет постановления семи Вселенских и пяти поместных соборов и руководствуется их решениями в канонической жизни церкви.

Старообрядцы почитают православных святых, известных с первых веков христианства, и русских святых, прославленных до церковного раскола XVII в.

РПСЦ сохраняет неизменными древлеправославные чины в исполнении таинств и священнодействий (такими, какими они были на Руси до реформ патриарха Никона в XVII в.), а также принципы канонического устройства древней христианской Церкви.

Нравственные нормы

Нравственное учение старообрядческой церкви основано на Евангельских заповедях, в первую очередь это - заповеди о любви к Богу и ближнему, которые и определяют все нормы христианской нравственности.

Согласно христианскому учению, во время земной жизни каждый человек должен совершенствоваться внутренне - для того, чтобы стать достойным Жизни Вечной. Для помощи в этом у каждого христианина есть духовный отец - это обязательно священник, иногда - епископ. В старообрядчестве весьма строго относятся к нарушению христианских заповедей. За кражу, прелюбодеяние и иные грехи духовный отец христианина может наложить епитимию (церковное наказание) в виде временного отлучения от церковных святынь. Греховными считаются и некоторые пристрастия, не осуждаемые в других конфессиях, например табакокурение. Оно приравнено к употреблению наркотиков и считается тяжким грехом.

Старообрядцы традиционно веротерпимы к представителям иных исповеданий, за исключением случаев, когда дело касается непосредственно ущемления или оскорбления их веры, а также навязывании чуждых религиозных взглядов.

Религиозные взгляды старообрядцев передаются, в основном, из поколения в поколение. Этому способствует установка на крепкую семью, которая является «малой церковью» или «малым христианским собранием». Согласно исследованиям социологов, старообрядческая семья оказалась менее подверженной разложению по сравнению с семьями других вероисповеданий. Причиной этого стала религиозная вера, которая воспринимается в старообрядческой семье не как приватное, личное дело каждого, но как общая вера, проводимая в жизнь. Семейное соблюдение традиций и обрядов сплачивает семью. Дети с раннего возраста посещают Церковь, участвуют в домашней молитве. Это позволяет заложить начатки религиозного воспитания с самого юного возраста.

Особенности богослужебной практики

Важнейшими характерными особенностями старообрядчества являются трёхпогружательное крещение и двуперстное крестное знамение, которые представляют собой неизменное наследие христианской Церкви с апостольских времен.

Русская Православная Старообрядческая Церковь сохраняет следующие основные черты православного вероучения:
- исповедует православное учение о неразрывной связи между внешним видом и внутренним содержанием священнодействий и таинств. Согласно этому учению, во всех церковных священнодействиях и таинствах несомненно присутствует Божественная благодать, а сами священнодействия имеют символическое, богословское, педагогическое и историческое значение.
- совершает богослужение согласно богослужебным уставам до-никоновского периода и, как правило, по книгам издания до 1652 года (или их позднейшим переизданиям).
- сохранила и использует в процессе богослужения только монодическое (унисонное) пение, исполняемое по знаменной (крюковой) нотации. Русское знаменное пение имеет одни корни с популярным ныне на Западе грегорианским распевом.
- сохранила и приемлет только каноническую иконопись, изображающую лица и события священной истории не «реалистически», а духовно - так, как это делали признанные русские иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, Дионисий и последователи этих школ.
- не признаёт католического учения о личной непогрешимости главы церкви и высшей церковной иерархии.
- не признаёт учение о «равноспасительности» различных обрядов и вероисповеданий («ветвей»), и считает спасительным только исторически и богословски последовательное вероисповедание христианской Церкви.

В церковном быту старообрядцы используют богослужебную литературу на старославянском языке. В храмах и на домашней молитве многие старообрядцы стараются одевать традиционную русскую одежду. Широкое употребление имеют лестовки - древнерусские кожаные чётки.

Церковное управление.

Высшим органом церковной власти является Освященный собор, который, согласно церковным канонам, проводится ежегодно в октябре месяце. В Освященном соборе принимают участие архиереи, духовенство, иноки и миряне, все вопросы решаются путём открытого или тайного голосования. Глава РПСЦ - Митрополит Московский и всея Руси избирается также Освященным Собором. С 2005 г. этот пост занимает Митрополит Корнилий (Титов).

Приходы различных регионов объединены в епархии, каждая из которых возглавляется правящим архиереем. Принцип взаимодействия приходов в епархии тоже основан на соборности, для выработки общих решений проводятся епархиальные съезды.

Сегодня старообрядческая Церковь имеет зарегистрированные приходы в России (ок. 170), на Украине (ок. 60), в Молдавии (ок. 20), а также в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане и Австралии. Существует также Белокриницкая старообрядческая митрополия, духовно-административный центр которой находится в городе Брэила (Румыния). Приходы Белокриницкой митрополии располагаются на территории 7 зарубежных государств, включая США, Австралию, Канаду и Италию.

Современная старообрядческая Церковь исповедует политику открытости. Любой человек, вне зависимости от его предыдущего исповедания, может присоединиться к старообрядческой Церкви. Люди иных конфессий могут свободно приобретать духовную литературу, общаться со старообрядческими священнослужителями или мирянами. Некоторые ограничения, однако, касаются пребывания инаковерующих в храмах. Конкретные условия посещения старообрядческого храма лицами иного вероисповедания лучше узнать на месте у настоятеля церкви либо председателя старообрядческой общины.

В настоящее время в Московской митрополия РПСЦ с периодичностью раз в квартал издаётся официальный журнал «Вестник Митрополии». Также выпускаются журналы «Церковь», «Остров веры», «Духовные ответы», архивный альманах «Во время оно» и церковный календарь. Оперативные новости размещаются на официальном сайте Московской Митрополии www.rpsc.ru. На территории Рогожской слободы в Москве расположено Духовное училище, имеющее дневное и заочное отделения.

В своей организационной структуре старообрядчество в силу ряда исторических и богословских причин сегодня не представляет единого церковного организма. Основные старообрядческие конфессии:

Русская Православная старообрядческая Церковь (РПСЦ), ранее - Древлеправославная Церковь Христова (белокриницкая иерархия) (см.выше)

Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ) (беглопоповское согласие, новозыбковская иерархия) имеет духовно-административный центр в г.Новозыбков Брянской области. Сегодня РДЦ имеет зарегистрированные приходы в России (ок. 70), Белоруссии (ок. 6), в Румынии (ок. 5).

Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) (безпоповское брачное согласие) имеет духовно-административный центр в г. Москве на Преображенском кладбище. Особенностью религиозных воззрений последователей ДПЦ является убеждение в том, что после Никоновской церковной реформы истинное священство иссякло, и теперь верующим христианам остаётся спасаться самим, «без попов». Церковные богослужения и некоторые частные требы в храмах ДПЦ совершают наставники - избираемые из числа мирян. Сегодня ДПЦ имеет зарегистрированные приходы в России (ок. 200), Белоруссии (ок. 6), на Украине (ок. 60), в Польше (ок. 10).

 

источник: сайт Лиговской общины

* * * * *               * * * * *               * * * * *

Бесплатная рассылка «Чёрный монах» создаётся для желающих расширить свой кругозор и уточнить понимание о России и Древлеправославии.

Спаси Христос!

 
Русский информационно-аналитический сайт «Чёрный монах»

В избранное