Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Человек в поисках Истины

  Все выпуски  

Человек в поисках Истины


МИФЫ «СЕКТОВЕДЕНИЯ»

МИФ 2: О ТОМ, ЧТО В «СЕКТАХ» ПРОИСХОДИТ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ПСИХИКУ ЛЮДЕЙ, А В ЦЕРКВИ И ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЯХ ПОДОБНОГО НЕ ПРОИСХОДИТ

В этой статье я хочу продолжить актуальную тему отношения к новым (нетрадиционным) религиозным движениям, которые «сектоборцы» называют «тоталитарными сектами». В прошлой статье было показано, что термин «тоталитарные секты» не является научным, что он придуман специально для того, чтобы создать предвзятое негативное отношение к духовным «конкурентам» православия, пугая этим термином широкую массу людей. Но, конечно, «сектоборцы» не ограничиваются одним этим.

Вторым эффективным средством запугивания является активно пропагандируемая идея о том, что «сектанты» запрограммированы или зомбированы при помощи методов психологического воздействия, в первую очередь гипноза. При этом «сектоборцы» пользуются тем, что в широкой массе у людей нет серьёзных познаний, позволяющих им критично рассмотреть полученную информацию и сравнить положение в «сектах» с положением в традиционных религиях. Возможно, что большая часть «сектоборцев» и сами не обладают этими познаниями, а лишь используют пугающие слова «воздействие» и «гипноз», подобно тому, как используется и термин «тоталитарные секты». Для того чтобы им не уподобляться и не повторять слов, смысл которых нам не вполне ясен, мы должны хотя бы в самых общих чертах разобраться, что же эти слова означают, и сопоставить происходящее в «сектах» и «церквях» в отношении этих самых «воздействий». Этим мы сейчас и займёмся.

Случалось ли вам так увлечься какой-то работой, что вы забывали о времени, не чувствуя голода и усталости? Случалось ли так погрузиться в чтение интересной книги в метро или автобусе, что вы сами не замечали, как доехали до нужного места, словно время пролетело мгновенно? Может быть, увлекшись чтением, вы даже не услышали объявления своей остановки и проехали мимо? Случалось ли вам, слушая ритмичную музыку, незаметно для самого себя начать отбивать такт ногой или делать ритмичные телодвижения? Случалось ли устать после тяжёлого дня или после какого-то переживания так, что вы не заметили, что к вам обратился человек, стоящий рядом? Наконец, случалось ли с вами, что вы чувствовали себя завороженными звуками прекрасной музыки (к примеру, в храме или на концерте, да и просто по радио), так что вам не хотелось куда-либо в это время идти и что-либо делать, хотелось лишь слушать и слушать дальше?

Наверняка что-либо из перечисленного или даже всё с вами случалось в вашей жизни. И вы, скорее всего, не задумывались о том, что подобные состояния сознания человека являются необыденными, или, как говорят психологи, изменёнными. Иначе говоря, во всех подобных случаях вы впадаете в гипнотическое или, другими словами, трансовое состояние. Происходит это по разным причинам. Но, возможно, вы обратили внимание, что все перечисленные мною случаи объединяет нечто общее – частичное отключение вашего сознания от некоторых раздражителей. Ваш желудок голоден, но вы не чувствуете голода, когда поглощены интересным делом. Вы на нём сконцентрированы, сосредоточены. Ваш мозг слишком занят чтением интересной книги или слишком перевозбуждён после тяжёлого дня или после эмоционального события, чтобы вы услышали слова, сказанные совсем рядом с вами. Все эти явления вполне объяснимы с точки зрения психофизиологии, ничего сверхъестественного и ужасного в них нет. Это часть нашей жизни. Наш организм так устроен, что подобное происходит с нами достаточно часто при определённых условиях. Таким образом, гипнотические состояния или трансы не представляют из себя ничего страшного.

Возможно, у вас сформировалось представление о том, что гипноз – это когда перед вами стоит некий человек и даёт директивные указания в приказном тоне: «Спать!», например. Это чрезмерно примитивное и узкое понимание гипноза. Просто подобные действия и следующие за ними события (к примеру, погружение в сон) слишком необычны и сразу же бросаются в глаза, в отличие от огромного числа тех ситуаций, когда у нас возникают другие трансы, которые происходят в нашей жизни постоянно, но которых мы не замечаем из-за их «обыденности».

К чему я написала всё это? А вот к чему: гипноз или транс присутствуют во всех без исключения религиях как новых, так и древних. Более того, богослужение и религиозная практика всех религий направлена на создание подобных состояний у верующих. Зачем православные сосредотачиваются на изображении икон? Зачем на службах звучит монотонное чтение псалмов? Зачем протестанты в молитве закрывают глаза? Зачем им нужны длинные проповеди, когда можно сказать суть проблемы в двух словах, тем более что речь чаще всего идёт о банальных вещах, которые и без того все прекрасно знают? Зачем в восточных религиях, да и в христианстве тоже, существуют молитвы по чёткам – многократное повторение одной и той же фразы? Зачем иудеи покачиваются во время молитвы? Зачем в большинстве храмов царит полумрак? Зачем горят свечи? Зачем священники жгут ладан? И ещё много других: зачем, зачем, зачем…

Всё это не просто дань традиции. Традиция рождается не из пустоты, а из практики. А практика говорит о том, что именно такими методами сознание погружается в необычное состояние. Это и есть транс. Для многих ортодоксально-верующих подобное открытие крайне неприятно. Они с азартом рассуждают о том, как у «сектантов» гипнотизируют людей, вводя их в трансы. И они абсолютно убеждены: «у нас такого нет». Это напоминает убеждение советских времён о том, что секс – это на Западе, а у нас секса нет. И установка та же: как секс – нечто позорное, мерзкое, чего у нас нет и быть не может, так и гипнозы с трансами – нечто ужасное, чего у нас в помине нет. Это всё у них, у врагов наших идеологических или у врагов духовных - «сектантов»…

Специалист, слыша такое, разумеется, улыбнётся. Психофизиологические воздействия на человека и гипнотические трансы присутствуют повсюду, но в религии их особенно много. К числу таких воздействий известный психотерапевт Милтон Эриксон относил… притчи! У некоторых зарубежных «сектоборцев» даже можно прочитать, что употребление притч  есть один из методов «зомбирования». Притчи в изобилии присутствуют во всех религиях, притчи есть в Библии, Иисус Христос рассказывал притчи. Милтон Эриксон считал Иисуса великим  гипнотизёром. Да и чудеса Иисуса и апостолов – не результат ли гипноза? – считают многие светские психотерапевты.

Вставая на путь невежественного огульного охаивания гипноза, мы встаём на путь охаивания всех религий. Но в современной психологии есть выход из этой тупиковой для духовности ситуации: религия понимается как древняя форма психотерапии, а трансовые состояния (изменённые состояния сознания в терминах трансперсональной психологии) понимаются как возможный путь более глубокого постижения реальности. Так гипноз или транс из страшных врагов превращаются в полезное орудие психорегуляции.

Понятно, что любое хорошее орудие в плохих руках становится плохим. Так, например, исламские фанатики-террористы зомбированы в самом буквальном и страшном значении этого слова. Но тут работает простой принцип определения: «По плодам их узнаете их», как говорит Иисус в евангелии. Плохие плоды есть та самая деструкция. Деструкция встречается не только у «сектантов», но и в традиционных религиях. Это – отдельный разговор. Но если в мире есть нечестные судьи, осуждающие невиновных и оправдывающие виноватых, это ещё не повод отказаться от всей судебной системы в государстве. Если встречаются халатные врачи, которые причиняют пациенту вред вместо пользы, это ещё не повод отказаться от всей медицины. Точно так же: если в религии есть люди, употребляющие гипнотическое воздействие во вред, это ещё не повод отказаться от всей религии.

Итак, будем судить по плодам. Плохие плоды связываются с так называемым «контролем сознания» или «реформированием мышления», в которых «сектоборцы» обвиняют все так называемые «тоталитарные секты» вместе взятые. Вот как это описывает психолог Вит Ценёв в статье «Так называемые секты…» (автор, как подобает непредвзятому исследователю, называет «дворкинские» «тоталитарные секты» «новыми религиозными движениями», сокращённо - НРД):

«Реформирование мышления» (thought reform) – предполагаемая совокупность специфических методов воздействия на личность таким образом, что в дальнейшем лицо, подвергнутое реформированию мышления, попадает в полную зависимость от воли и желаний НРД и ее лидеров. Этот термин используется в настоящей работе как основной взамен терминов «контроль сознания», «промывка мозгов» и «программирование», не только более спорных уже по определению, но и более негативистского смысла. Более того, не секрет тот факт, что как НРД, так и антисектантские движения, используют в своих пропагандистских целях лексику, которая лишь дегуманизирует как их оппонентов, так и их самих, внушает стереотипы. Так Церковь Сайентологии называет людей «источником неприятностей» и «угнетателями», мормоны и мунисты клеймят общество за пределами своих движений как «сатанинское», антисектантские движения говорят о последователях НРД, называя их «беспомощными жертвами», «зомби» или «безмозглыми куклами», которые нуждаются в «реперсонализации» и «депрограммировании». Высказывания типа: «полезная секта – уничтоженная секта» (цитируется дословно по доске Интернет-форума декабрь, декабрь, 1999, Воскресенское братство) чаще – правило, чем исключение. Подобные взаимные нападки лишь создают стереотипы и приводят к скрытой вражде, что было показано в отчете американского Института изучения религий Америки. (…)

«Реформирование мышления» (thought reform) или, более распространенный термин, «контроль сознания» – одна из наиболее спорных на сегодняшний день тем, которая в некотором смысле является основополагающей в проблематике НРД как явления вообще. (...)

Реформирование мышления: за и против

Некоторые исследователи проблематики реформирования мышления, в частности М. Лангоуни (M.Langone), приводят в доказательство существования реформирования мышления факт того, что некоторые НРД привлекают в свои ряды существенно больше (иногда десятикратно больше), чем некоторые другие, им подобные. Например, по результатам Лангоуни, статистические данные обращения к Церкви Объединения по сравнению с проповедником Билли Грехэмом, превосходят последнего в 15-30 раз. Более того, показывается, что изменения, произошедшие с новообращенными, имеют более стремительный и радикальный характер. Эти данные являются доказательством тезиса существования и использования реформирования мышления некоторыми НРД. Другим важным аргументом являются нередкие случаи предполагаемых посттравматических и психотических случаев по выходу из движения. Последнее не всегда правомерно утверждать, полагая, что травматический опыт получен от пребывания в НРД, а не на выходе из движения.

Факты, полученные Лангоуни, невозможно трактовать однозначно. Гораздо большее обращение к Церкви Объединения может быть следствием как изощренных приемов манипулирования сознанием, так и, в равной мере, более высокой активностью и деятельностью членов движения, стремящихся привлечь на свою сторону больше новых последователей. Важным фактом в данном случае являются исследования, изучающие прямо противоположное явление, а именно – как много обращенных в дальнейшем покидает движение и велико ли число лиц, остающихся в НРД навсегда, или, по крайней мере, на многие годы». Далее приводятся примеры и цифры, показывающие, что многие члены НРД покидают их, что свидетельствует против «реформированного мышления» (в простонародье – «зомбирования»). Желающих прочитать, направляю непосредственно к тексту статьи (ссылка внизу, в числе обновлений сайта "Наука и религия").

И далее автор пишет:

«Хилас, проведя стандартный психологический тест (MMPI) до и после того, как 50 респондентов участвовали в семинаре по экзегезе, не обнаружил какого-либо статистически достоверного роста психических отклонений после семинара. Это исследование позволило ему заметить, что в то время как никто из респондентов ни в процессе, ни сразу после семинара не нуждался в психиатрической или терапевтической помощи, каждый год около 5% студентов отделения Религиозных Исследований его Университета прибегают к подобной помощи во время своих заключительных экзаменов

Не выдерживает критики также утверждение о том, что обращенный, покинувший движение, будет испытывать труднейший психологический и эмоциональный кризис. В Отчете Хилла Правительству Онтарио говорится, что:

«Лишь немногие люди... рассказывали только об отрицательных переживаниях. Большинство бывших членов, даже сильно разочаровавшихся в каких-то сторонах своего движения, были относительно здоровы и признавались, что пребывание в группе оказало на них некоторое положительное воздействие».

«Большинство из тех, кому пришлось оказывать медицинскую помощь или чье психологическое состояние было близким к срыву, скорее всего, пережили личностный кризис еще до того, как присоединились к движению. По настоящему неустойчивыми оказались лишь немногие».

В тех случаях, когда у членов движения обнаруживают психическое расстройство, нередко выясняется, что определенные проблемы были еще до прихода в движение, и оно едва ли могло повлиять на ситуацию. Иногда «утробная» атмосфера, в которой человек получает четкие указания, не принимая при этом самостоятельных решений, позволяет ему справиться с той ситуацией, в которой он, будучи представлен себе сам, оказывается бессильным. Есть свидетельства в пользу того, что после вступления в движение некоторым людям стало в ряде отношений легче жить (например, см. M.Galanter, J. Rabkin and A.Deutsch «The Moonies»,American Journal of Psychiatry, 1979 год).

Считается, что действия, предписываемые человеку, вступившему в НРД, вполне могут привести его к психическому заболеванию. Однако доказательств того, что члены большинства НРД страдают психическими расстройствами, более серьезными, чем их ровесники вне НРД, очень немного. Например, два исследователя из Медицинского Центра Калифорнийского Университета в Лос-Анжелесе протестировали 50 человек, которые были или являются членами какого-либо НРД, и сообщили, что:

«Степень осознания испытуемыми методами, которыми они подходят к своим проблемам или решают их, была различной, но неизменно находилась в пределах нормы. В результате тестирования интеллектуального, личностного и психического состояния не выявлено никаких данных, которые дали бы основание предполагать, что кто-либо из испытуемых не в состоянии мыслить здраво или хотя бы ограничен в этой способности. При тестировании выявлено скорее то, что эта группа может считаться интеллектуально одаренной».

После всех изложенных в статье фактов Вит Ценёв делает следующие выводы:

«В заключении можно сказать, что реформирование мышления существует скорее не как проблема, а как явление, которое, с приходом средств массовой информации, коммуникации и информатизации, а также, в значительной мере, психологии и естественнонаучных знаний, существует во всех сферах общества и НРД, использующие методы и приемы убеждения и привлечения – в этом случае не правило и не исключение. Можно полагать, что разные движения могут использовать реформирование мышления по-разному: от несущественного до вредоносного. Следует, однако, повторить, что методы трансформации сознания приносят сколь-либо долговременный ущерб лишь весьма незначительному меньшинству. Чаще же всего НРД используют те приемы, которые скорее несколько искажают привычное мировоззрение и опыт, чем радикально изменяют сознание. Обращенные могут стать рассеянными или невнимательными к тем жизненным моментам, которые раньше казались им важными (например, гигиена, внешний вид, зарабатывание на жизнь, ответственность за данные обещания или взятые на себя обязательства). Подобная небрежность может беспокоить и раздражать людей, но друзья и родственники не должны думать, что это – симптомы физиологических или психологических изменений, которые кончаются серьезным нарушением дееспособности. Последнее встречается гораздо реже».

И заключение:

«Содружество Евангелических Баптистских Церквей в Канаде, в ответ на просьбу правительства Онтарио определить свою позицию в отношении НРД в возможности создания нового закона контроля их деятельности, по ряду причин высказалось решительно против этого предложения, приведя следующие аргументы:

«Убеждение без физического воздействия широко распространено в нашем обществе. Мы сами прибегаем к нему в процессе евангелизации и обучения во всех евангелических церквах. Его используют политики... Правительство также пользуется им... Все родители используют его в процессе воспитания детей».

Институт изучения религий в Америке в 1983-1984 годах провел широкомасштабное исследование так называемого насилия, связанного с НРД. Вот результаты этого исследования:

«В подавляющем большинстве нетрадиционных религиозных объединений случаев насилия не наблюдалось. Большая часть обследуемых групп напоминает более близкие к нам и более укорененные общины традиционных Церквей: в них случилось один-два инцидента, но они нетипичны для их обычного образа жизни. То небольшое число нетрадиционных религиозных объединений, в истории взаимоотношений с обществом которых присутствовало насилие, скорее являются исключением из группы движений, именуемых обычно «культами».

Голландское Правительственное Исследование Новых Религиозных Движений делает вывод, что:

«...в целом новые религиозные движения не являются реальной угрозой психическому здоровью общества...»

и далее:

«...нет никаких доказательств того, ...что новые религиозные движения непременно должны иметь серьезное патогенное воздействие на своих членов. Общепризнано, что бывшие члены нередко {заявляют} о наличии у них психических проблем, но эти последние а) как правило, не носят серьезного характера; б)не носят специфического характера и в)с одной стороны, обычно можно проследить их связь с проблемами, которые существовали до вступления в движение, а с другой стороны, это не более, чем трудности адаптации... Следовательно, на наш взгляд, нет нужды в каких-либо защитных мерах...»

Комитет Всемирной Евангелизации в Лозанне провозгласил в своем отчете «Работа с исповедующими культы и мистицизм» (Reaching Cultists and Mystic) что:

«Существуют тысячи новых религиозных групп, несомненно, сатанинской природы. Но, слава Богу, существуют также тысячи новых церковных движений, которыми, несмотря на их синкретизм, движет Святой Дух. Отличить, где кончается одно и начинается другое, может только Бог». 

Таким образом, масштабы опасности новых религиозных движений, которые в устах «сектоборцев» называются «тоталитарными сектами», явно преувеличены.

А бывает ли от них польза? Оказывается, бывает. Тот же Вит Ценёв, к примеру, пишет:

«Многие НРД (например, Общество Сознания Кришны или Брахма Кумарис) категорически запрещают использование наркотиков. Предметом гордости некоторых движений является то, что они способствовали исцелению своих членов от наркотической зависимости. Члены многих НРД реже, чем их ровесники, курят, принимают наркотики или злоупотребляют алкоголем. Некоторые НРД (например, Церковь Объединения или Церковь Сайентологии) продвигают широкомасштабные программы по борьбе с наркоманией. У Сайентологической миссии это, в частности, программа «Нарконон» – в свое время рекомендованная Минздравом РФ и впоследствии отмененная, однако не запрещенная и свободно действующая на территории России. В США программа «Нарконон» является легальной и сертифицированной надлежащей медицинской комиссией, хотя ее полезность оспаривается до сих пор многими противниками Сайентологических практик и методов».

«Многие члены НРД свидетельствовали, что с тех пор, как они вступили в движение, их здоровье улучшилось. В литературе, издаваемой Трансцендентальной Медитацией (ТМ) утверждается, что ТМ практикуется и рекомендуется более чем шестьюстами британскими врачами, которые считают, что она способствует предотвращению и облегчению заболеваний, вызванных стрессами. По поводу методики оздоровления Аюрведы, которая предлагается на западе обществом ТМ утверждается, что после ее применения у больных СПИДом стали наблюдаться значительные улучшения».

Марат Штерин, аспирант Лондонской школы экономических и политических наук, раскрывая предвзятое отношение Александра Дворкина к новым религиозным движениям, в частности, отмечает:

«Он (Дворкин) также не признал тот факт, что Движение (Общество сознания Кришны) получило государственное финансирования на их программу "Пища для жизни", потому что в некоторых особенно сложных и опасных ситуациях (как в Республике Абхазия и в некоторых районах Чечни) "Пища для жизни" оказалась одной из крайне немногих благотворительных организаций, готовых снабжать население едой, и некоторые "преданные Кришне", участвовавшие в программе, погибли (это широко освещалось российской и западной прессой, см., например, "Нью-Йорк Таймз", 12 декабря 1995 г.; "Файненшиэл Таймз", 8 января 1996 г.)».

Но особенно интересным мне показалось объяснение сути медитаций Ошо, изложенное специалистом по психологии религии А.Г.Сафроновым. (Разумеется, «сектоборцы» относят и Ошо с его последователями к «тоталитарным сектам»). Вот что пишет Сафронов в учёбном пособии «Психология религии»:

«Катарсические способы очищения подсознания основаны на непосредственном отреагировании тревожащих чувств и эмоций. … К ним относятся терапия криком, ребёфинг, холотропное дыхание и пр.

… Наиболее полный набор техник предложил Ошо, причём разнообразие техник позволяло подобрать каждому человеку именно ту медитацию, которая необходима для освобождения его от конкретного типа нереализованных эмоций. Фактически Ошо воспроизвёл на новом уровне буддийскую практику индивидуального подбора медитаций. Вот некоторые техники, приведённые в «Оранжевой книге».

«Динамическая медитация» – безусловная находка Ошо. Эффективная медитация катарсического типа.

«Медитация смеха» помогает освободиться от нереализованных эмоциональных энергий и представляет собою практику искусственного смеха в течение определённого времени. Необходимо достичь состояния, когда смех польётся сам, без принуждения.

«Избиение подушки» способствует выходу нереализованной агрессии.

«Дышите, как собака» – катарсическая медитация, использующая силу дыхания. Способствует отреагированию агрессии.

«Медитация Натараджа» – катарсическая медитация, помогающая отреагировать энергию, лежащую в основе спешки и суетливости.

«Тряска» – катарсическая медитация, раскрепощает мышцы, высвобождает подсознательные желания.

«Вглядывание в зеркало» – эффективная медитация, способствующая актуализации подсознательных страхов.

«Войдите в ваш страх» – эффект аналогичен предыдущей медитации.

Характерной особенностью медитаций, предложенных Ошо, является то, что практически все они катарсические».

Ошо, таким образом, выступил в роли отличного психотерапевта. Неудивительно, что опыт Ошо вызывает уважение многих незашоринных церковными доктринами специалистов в области психотерапии.

Любая религия может быть использована как на пользу, так и во вред, и совершенно необъективно противопоставление «церкви» и «сект» в этом отношении. В новых, нетрадиционных религиозных движениях точно так же, как и в традиционных религиях, содержится позитивный потенциал, который может приносить пользу как самим практикующим, так и окружающему их обществу.

Тема о психологических воздействиях в религиях должна быть продолжена в моих следующих статьях этого цикла «Мифы «сектоведения»». В частности, я планирую разобрать вопрос о невротизации, создаваемой религиями, об опасности «единомыслия» в религиозной среде (как  и в любом светском обществе), о проявлениях деструкций как в «сектах», так и в «церквях», и о пользе необычных и сильных духовных переживаний, которые в «церквях» часто бывают под запретом.

Обновления на сайте «Наука и религия».

Создан раздел «О борьбе с инаковерием и сектантством», где размещены следующие статьи:

В данное время мы ведём работу по созданию разделов научного религиоведения и познавательных статей о религиях мира.

Михаил Завалов. Православие в кольце врагов

Георгий Чистяков. Откуда эта злоба?

Георгий Чистяков. Философские и психологические основы фанатизма

Яков Кротов. Прозелитизм

Лев Левинсон. "Мы безумны Христа ради"

Игорь Кантеров. ""Деструктивные", "тоталитарные""

Сергей Фирсов. Тоталитаризм или деструкция? О политических терминах в современной религиозной жизни

Вит Ценёв. Так называемые секты... Новые Религиозные Движения

Сектантство в православии: Пришла беда, откуда не ждали

И.Иванов. Монастырский беспредел. Или История о том, как Нина Девяткина так и не стала монахиней

Александр Нежный. Уроки сектоведения

Алексей Муравьев, Михаил Ситников. Ph. D ДВОРКИН Александр Леонидович - профессор, "сектовед", руководитель так называемой "Российской" ассоциации центров изучения религии и сект

Борис Фаликов. Открытие сектоведа Дворкина

Критика "сектоведения" Дворкина

Марат Штерин. Критический обзор методологии А. Дворкина (перевод с англ.)

Заявление Совета Евро-Азиатского отделения Международной ассоциации религиозной свободы (ЕАО МАРС) «О религиоведении подлинном и мнимом»

Александр Нежный. С приветом от Клары. Дьякон Андрей Кураев как создатель антисемитских мифов

В.Канцельсон. Дворкин и Кураев: шайка духовных проходимцев?

С.Р. Аблеев. Новая духовная культура и ортодоксальная православная церковь: корни идейной конфронтации. Рерих и церковь

Л.В.Шапошникова. Подвижничество диакона Кураева. (Из сборника "Защитим наследие Рерихов")

П. К. Пандаев. Мракобесие для простаков. Или как один диакон искал сатанизм в буддизме, теософии и Учении Живой Этики. (Критический анализ книги диакона А. Кураева "Сатанизм для интеллигенции")

Научная экспертиза культурно-просветительской деятельности Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов»

Игорь Аниканов. Индуизм без московской прописки? Ответ диакону А.Кураеву

Леонид Василенко. Без стыда. Из сборника "В защиту имени отца Александра Меня". (О книге А. Кураева "Оккультизм в Православии")

В. Яковлев. Ярлыки и самочувствие верующих. Обзор научно-практической конференции "Классификация религий и типология религиозных организаций" в МГУ

В данное время мы ведём работу по созданию разделов научного религиоведения и познавательных статей о религиях мира.

 

 

 

 

 

 


В избранное