Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Кельты, русы, викинги. Таинственный мир Севера. Один и Гермес. Возвращение 3.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Один и Гермес. Возвращение 3.

(Сценические образы Вагнера и архитектурный декор Санкт Петербурга // Рихард Вагнер и Россия. – СПб.: 2001. – С. 137 – 145).

 

Особняк Мейера является в смысле времени исключением. Остальные изображения появляются позже. (Впервые “Кольцо Нибелунга” было показано в Петербурге на императорской сцене в 1889 г. немецкой труппой. В русской постановке оперы “Валькирия” и “Зигфрид” впервые увидели свет там же в 1898 г. и с той поры и до 1914 г. шли почти непрерывно. Ставилась тетралогия полностью или частями и в других театрах России, кроме того, образованные русские могли видеть ее в Европе и в Германии.)

Салтыкова-Щедрина ул., 4. Здание Александровского комитета о раненых. 1901 г. автор проекта и строитель Н. Д. Цвейберг.

Между окнами верхнего этажа располагаются лепные изображения мужских голов. Они выполнены в типично северном, “вагнеровском” стиле: бороды, свисающие книзу усы, крылатые остроконечные шлемы.

 

Казанская пл. 1 - Плеханова ул. 2. Доходный дом Г. К. Кохендерфера. Перестроен в 1902 г. архитектором Е. И. Гонцкевичем совместно с Г. К. Кохендерфером.

Над большим полукруглыым окном верхнего этажа, обращенным в сторону Казанского собора, мы видим крупную женскую голову в шлеме с крыльями дракона или летучей мыши. Возможно, здесь непосредственно и не предполагалаь валькирия, а образ представляет, так сказать, собственную “мифологию“ модерна. Однако, в любом случае, на культуру “нового стиля” большое влияние оказал все тот же Вагнер, так что косвенная связь тут безусловно имеется.

 

7- ая Красноармейская ул. 5. Доходный дом, 1904 г. Построен архитектором Е. Н. Грушецким.

Здесь также видим на фасаде женские головы в крылатых шлемах.

 

Гороховая ул. 47. Дом Компании для хранения закладных имуществ.

Архитектура здания невыразительна, несмотря на несколько перестроек, одну из которых осуществлял П. Ю. Сюзор (автор проекта Дома Компании Зингер). Но, с точки зрения интересующей нас темы, здание представляет настоящую жемчужину.

Фасад первого этажа (отделывался под руководством В. С. Карповича в 1912 г.) украшен шестью маскаронами явно нордического мифологического облика, прямо-таки пантеон! Наибольшее внимание привлекают крылатые головы косматого бородача и женщины. Овал их лиц принадлежит к северному, балтийскому типу.

(Фотограф Омар Зверков).

 

Для того, чтобы проверить данную гипотезу на более широком материале, целесообразно привлечь и сведения по архитектурному декору Москвы, сравив его в приведенными в данной работе петербургскими образцами.

Вот формы, интересные с моей точки зрения (фотографии даны по книге “Наряд московских фасадов”:

Пушкинская ул. 12. Перестроен в 1894 г. архитектором С. С. Эйбушитцем.

На фасаде обращает на себя внимание голова воина в крылатом шлеме. Лицо с пышными, свисающими усами напоминает описанный тип с петербургского дома (Салтыкова-Щедрина, 4).

Хлебный пер. 18, 1901 г. Архитектор С. У. Соловьев.

Рельефное изображение бюста женщины, с расправленными крыльями летучей мыши и в шлеме в виде совы. Этот тип перекликается с упомянутым выше петербургским (Плеханова ул. 2).

Телеграфный пер. 9. Архитектор А. Н. Зелигсон.

Разнообразный декор, в числе прочего - крылатые львы. Для рассматриваемой темы большой интерес представляет лицо старого бородатого мужа в крылатом шлеме.

 

ФОТОГРАФИИ:

Лики скандинавских богов на фасадах Петербурга и Москвы 1.

Лики скандинавских богов на фасадах Петербурга и Москвы 2.

Лики скандинавских богов на фасадах Петербурга и Москвы 3.

Лики скандинавских богов на фасадах Петербурга и Москвы 4.

Лики скандинавских богов на фасадах Петербурга и Москвы 5.

 

В Санкт-Петербурге, кроме окрыленных ликов Вотана/Одина, возможно, Тора, и валькирий, имеются (или имелись) произведения обьемной скульптуры, возможно также выполненные по тематике германо-скандинавской мифологии. Они, как и рассмотренные выше формы, включались в обрамление зданий. Вот два примера:

Невский пр. 28 (Наб. канала Грибоедова, 21). Дом акционерного общества “Зингер и К”. 1902 - 1904 гг. Архитектор П. Ю. Сюзор. (Он же осуществлял одну из перестроек упомянутого дома Гороховая 47. Возможно, это не случайно).

Стены здания украшены бронзовыми скульптурами (всего их шесть), представляющими как бы изображения носовых частей корабля, в образе воинственных дев в шлемах и с копьями, с крыльями за спиной. Выполнены они были с моделей известных мастеров А. Л. Обера и А. Г. Адамсона. К сожалению, кроме слов “декоративная скульптура”, по этим фигурам мне не удалось разыскать никаких сведений. Можно предположить, что на их облике сказались представления о валькириях. Интересно, что некоторые из дев держат в руках веретенца. Вероятно, это связано со спецификой деятельности компании “Зингер”, являвшейся акционерным обществом по изготовлению швейных машин. Но с другой стороны, для выражения этой специфики могли использоваться черты валькирий и норн как небесных прях (“дев судьбы”).

 

 

Исаакиевская пл. 11 (Большая Морская 41). Новое здание Германского посольства. Построено в 1910 - 191 гг. известным немецким архитектором Петером Беренсом.

Здание являет собой сочетание особенностей неоклассики и неоромантики. На крыше со стороны площади находилась скульптурная группа: двое мужей с круглыми щитами, держащие под узцы лошадей. Они могли изображать и античных воинов, но их грубая мощь вполне соответствует нашим представлениям о древних германцах. (К тому же, немецкий неоромантизм проявлял особенный интерес к национальной мифологии). Группе была уготована печальная судьба, она не простояла и нескольких лет. В 1914 г. разразилась Первая Мировая война и статуи сбросили на землю. Их дальнейшая судьба неизвестна.

 

Первая Мировая война и последовавшая за ней революция остановили естественное развитие культурного процесса. Связи между балтийскими народами оказались прерванными. И лишь десятилетия спустя, мы вновь стали открывать для себя то, что было найдено и познано блестящей эпохой неоромантизма.

 

Под белым крестом Лузитании. Крестовый поход Джорджа Буша 1.

 

Алексей Фанталов.

fantalov@mail.ru

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное